Устойчивый Казахстан начинается с регионов
05.09.2022 2481

Озвученное 1 сентября 2022 г. Послание Главы государства К.-Ж.К. Токаева народу Казахстана «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны» свидетельствует о продолжающейся последовательной и системной модернизации Казахстана. В основе предложенных реформ продолжает доминировать тезис о «слышащем государстве» в интересах граждан. 


Наряду с этим на местах намечены задачи, связанные с налогооблажением, пошлинами, мерами технического регулирования, затрагивающих регионы, сосредоточенные на сохранении устойчивого развития Казахстана в постпандемический период.

В Послании отмечено, что в региональной политике первостепенное внимание должно быть сфокусировано на снижении дисбалансов в социально-экономическом развитии с учетом для каждого региона поставленных задач. Это правильно. Сегодня мы все понимаем, что от работы местных органов власти будет зависеть результативность намеченных преобразований, что от работы местных органов власти будет зависеть результативность намеченных преобразований. 

Примеры положительного начало работы в этом направлении на местах по праву можно считать государственную программу «Нұрлы жол», формирующую единую транспортную сеть в республике, а также другие стратегически важные инфраструктурные и социальные проекты, обеспечивающие население сел, аулов и малых городов газоснабжением и питьевой водой. Сегодня все намеченные мероприятия продолжают оставаться приоритетными для регионов и местных органов власти. 

Президент поставил задачу перед акимами и Правительством – запустить аналогичные программы инфраструктурного развития для каждого региона. В Послании предложено Правительству совместно с Фондом «Самрук-Казына» в вопросах модернизации инфраструктур приступить к реализации масштабных проектов: строительство на площадке Алматинской ТЭЦ-2 парогазовой установки, модернизацию ТЭЦ-3 и расширение ТЭЦ-1. ввести в строй 1000 МВт новых генерирующих мощностей в южном регионе. Провести реконструкцию кабельных сетей в Алматы и Алматинской области. Общий объем инвестиций в данные проекты составит более одного триллиона тенге. Совместно со стратегическими инвесторами в различных регионах страны ввести в строй около 2400 МВт мощностей возобновляемой энергетики. В Акмолинской, Алматинской, Западно-Казахстанской, Жамбылской, Кызылординской, Туркестанской областях построить 9 новых водохранилищ. Для обеспечения питьевой водой районов Атырауской и Мангистауской областей модернизировать магистральный водовод «Астрахань-Мангышлак» и построить новый опреснительный завод в поселке Кендерли.

Практическое осуществление этих программ инфраструктурного развития предлагается не только за счет средств республиканского бюджета, но и в рамках финансовой самостоятельности регионов. Такой подход позволил бы местному самоуправлению реализовать не только эти проекты, но и вносить средства из городского бюджета на проекты по благоустройству городов и сел в соответствии с реальными потребностями граждан. В Послании в этом направлении предложено увеличить долю «народного участия» в бюджете на благоустройство и жилищно-коммунальное хозяйство в 10 раз. Это еще больше должно украсить наши областные и городские центра страны.

Координация действий центральных органов с регионами уже сейчас дает свои положительные результаты. Например, с 2020 года корпоративный подоходный налог от МСБ передан в местные бюджеты. За этот период, несмотря на снижение экономической активности, поступления в местные бюджеты стали на 25% больше плана. Этот показатель говорит о заинтересованности регионов в развитии местного бизнеса, что привело к увеличению инвестиций и налоговой базы регионов.

Находит поддержку и задача, поставленная Президентом в Послании перед региональными акиматами – это вопрос, связанный с функционированием моногородов. На сегодня в 27 моногородах с населением 1,4 млн чел. приходится около 40% промышленного производства. Перераспределение бюджетных средств с применением механизма подушевого финансирования, расширение применения цифровых инструментов планирования, внедрение блочного бюджета с повышением ответственности администраторов бюджетных программ приведут к их постепенному возрождению, что в целом может положительно отразиться на регионах. 

Если намеченные мероприятия в регионах будут осуществлены к концу 2022 года в жизнь, то можно утверждать, что государство отказывается от пустых лозунгов и громких слов и пытается на деле бороться с накопившимися проблемами, с которыми столкнулись регионы в последние годы.

А.М. Ауанасова,

 руководитель отдела истории социально-экономического развития Казахстана Института истории государства,

доктор исторических наук, профессор