Алиев Анваржон: архивы Узбекистана открыты для всех
26.08.2022 4718

С каждым днем появляется все больше информации и увеличивается потребность в ее сохранении и передаче. Особое внимание развитию архивного дела уделяется в Узбекистане. В последние годы сфера архивного дела и делопроизводства в соседней республике стала развиваться значительными темпами. В частности, на сегодняшний день в Узбекистане функционируют три национальных архива, 101 государственный, 11 негосударственных и 123 государственных архива по личному составу и более 10 тысяч ведомственных. Об этом порталу Qazaqstan Tarihy рассказал руководитель Информационной службы, советник директора по информационной политике Агентства «Узархив» Республики Узбекистан Алиев Анваржон Орифжонович



- Здравствуйте, Анваржон Орифжонович! Скажите пожалуйста, как изменилась ситуация в архивной деятельности Узбекистана после принятия Указа главы государства об архивах и архивной деятельности 20 сентября 2019 года?

 

- Впервые в истории архивного дела Узбекистана, которое начинается официально с 15 ноября 1919 года, что подтверждается соответствующими архивными документами, 20 сентября 2019 года был впервые принят Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по развитию архивного дела и делопроизводства в Республике Узбекистан». В тот же день было принято Постановление «О мерах по совершенствованию системы Агентства «Узархив». Ранее Агентство «Узархив» было при Кабинете Министров Республики Узбекистан, отныне Агентство стало государственным органом, управляющим государственными архивами и осуществляющий государственную политику в сфере архивного дела и делопроизводства, получило статус на уровне министерства. Изменилась структура аппарата, были увеличено количество отделов и соответственно, увеличилось количество сотрудников, была создана Информационная служба. Я, как руководитель Информационной службы, советник директора по информационной политике считаюсь заместителем директора Агентства «Узархив». Это значительно повысило важность и значимость Агентства. До этого у нас не было полномочий как проверяющего, контролирующего органа по архивному делу и делопроизводству, теперь создан отдел, который ведет государственный контроль по ведению архивного дела и делопроизводства в республике. В административный кодекс РУз статья 2154 было внесено изменение что при нарушении законодательства в сфере архивного дела и делопроизводства должностные лица привлекаются к административной ответственности. Отдел контроля проводит проверку состояния, хранения и соблюдения требований по законодательству по архивному делу и при выявлении нарушений составляется соответствующий документ и передается в суд на рассмотрение по административному кодексу. Раньше у нас был центральный государственный архив, на его базе был создан Национальный архив Узбекистана, на базе центрального государственного архива кинофотодокументов был образован Национальный архив кинофотодокументов Узбекистана, центральный государственный архив научно-технической и медицинской документации был преобразован в Национальный архив научно-технической и медицинской документации. 123 хозрасчетных архива по личному составу, которые подчинялись непосредственно городским хакимиатам, были переведены в систему агентства «Узархив» и получили статус государственного архива. В настоящее время в системе «Узархив» находятся 3 национальных архива, 101 государственный архив, 123 государственных архива по личному составу, 14 территориальных управлений по архивному делу, которые на местах осуществляют государственную политику по архивному делу и делопроизводству. Кроме этого, у нас функционируют 11 негосударственных архивов и более 10 тысяч ведомственных архивов. 17 министерств и ведомств имеют право постоянного хранения документов национального архивного фонда, но кроме них есть 10 тысяч ведомственных архивов, которые подчиняются своим ведомствам, но мы даем им методические рекомендации.

 


- Спасибо за такой подробный ответ. Следующий очень важный вопрос: как в Узбекистане идет процесс цифровизации архивных документов?

 

- С 2007 года мы приступили к «оцифровке» документов, но эта процедура не была методологически продумана и систематизирована, специалисты выполняли эту работу, как могли, документы сохраняли в различных форматах PDF, jpeg, tiff и т.д. носители тоже были разные: CD и DVD диски, серверы и т.д. были случаи, когда сервер выходил из строя и мы теряли всю информацию. Этот был процесс подъемов и спадов, но последние 5 лет пошли по совершенно другой системе. Заранее стратегически запланировали оцифровку не только архивных документов, но и ведем цифровизацию систем. Например, раньше архивные справки по утверждению трудового стажа, заработных плат, сотрудники делали вручную. 30 дней на оказание услуги, очереди, ждали, ходили в другие архивы и регионы. Это было неудобно для населения. После принятия Указа Президента были приняты новые нормативно-правовые акты на основе которых услуги были переведены в онлайн формат. В первую очередь был создан регламент государственных услуг, которых оказываются населению через центры государственных услуг «единое окно», также через Единый портал интерактивных государственных услуг ЕПИГУ. Эти меры значительно облегчили людям получение услуг, сроки оказания услуг сократили до 5 дней. С 2021 года хорошо проработали с госорганами Пенсионный фонд при министерстве финансов, Министерство труда, занятости населения, Халк банк. На основе их информационных баз мы создали единую информационную базу, которая интегрируется между собой и уже с 2022 года Пенсионный фонд не требует у населения никаких справок! 3 года назад человек для оформления пенсии должен был собирать 26 видов справок, а сейчас – ничего собирать не надо! Всю необходимую информацию Пенсионный фонд берет из системы. Это очень удобно населению. Это тоже цифровизация. Что касается цифровизации архивных документов на законном уровне ввели понятие «электронная копия» и ввели норму для всех ведомств и государственных и негосударственных учреждений, независимо от форм собственности: при сдаче документов в архив, наряду с бумажными аналогами сдавать их электронные копии, чтобы заново не копировать, не сканировать, не выполнять двойную-тройную работу. Мы сейчас оцифровали более 38% документов государственных архивов. Из 16 млн документов, начиная с 9 века по сей день – это огромный объем данных. Мы сделали дата-центр - один сервер установили в Мининфоком (Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций), все архивы, сканируя документы, сразу же отправляют их документы с мета-данными в базу. Сейчас мы создали пилотную базу, чтобы министерства и ведомства тоже могли сразу сдавать свои электронные документы в эту базу. Эти системы мы создали на опыте Южной Кореи. Наши специалисты уже знают эту систему, сами настраивают каналы системы.




- Как у вас идет подготовка специалистов для архивной сферы?


- В Узбекистане есть Национальный университет имени Мирзо Улугбека где на бакалавриате готовят специалистов архивистов-источниковедов, в Ташкентском университете информационных технологий готовят архивистов по системе электронный архив и в региональных университетах, например, в Ферганской области, Андижане, Намангане и других региональных университетах существует подготовка кадров бакалавров. Они поступают на общей основе, сдают тестирование. Кроме этого, Национальный университет имени Мирзо Улугбека открыл специальные курсы куда по нашей рекомендации принимают сотрудников, которые более 5 лет работают в архиве, но не имеют высшего профессионального или архивного образования. Директор Агентства «Узархив» пишет рекомендательное письмо, и они без вступительных экзаменов поступают, учатся 5 лет, получают полноценный диплом. За 5 лет совершенствуется один кадр, знает тему лучше студента. В прошлом году 100, в этом году 50 человек. В новом учебном году планируем принять 100 студентов на этой основе. Востребованность специалистов такого профиля очень высокая и все выпускники обеспечены работой. На последнем курсе проходят ярмарки труда, работодатели приходят, выбирают будущих специалистов и заключают договора. Выпускники работают не только в государственных, но и ведомственных архивах, но и в канцеляриях государственных учреждений и ведомств. Также с 2019 года при Агентстве «Узархив» был открыт научно-методический центр архивного дела и делопроизводства и повышения квалификации. В соответствии с указом, каждые три года архивист должен проходить учебные курсы по повышению квалификации по архивному делу, делопроизводству и исполнительской дисциплине. Каждый год происходят изменения, меняются формы, цифровые технологии, квалификацию надо повышать в обязательном порядке. Всем слушателям выдаются соответствующие дипломы и сертификаты.

 



- В Казахстане идет реализация программы «Архив-2025». Программа направлена на государственную поддержку в развитии архивов, поиск важных источников по истории Казахстана в зарубежных архивах и вовлечение новых документов в научный оборот. В рамках данной программы казахстанские архивисты смогли посетить архивы Узбекистана? Как осуществляется взаимодействие архивов двух братских республик?


- Точно также в Узбекистане реализуется Программа дальнейшего архивного дела и делопроизводства в Республике Узбекистан в 2020-2025 гг. программой предусмотрено строительство новых зданий и хранилищ государственных архивов, совершенствование нормативной и методической базы архивного дела и делопроизводства, расширение количества пользователей архивной информацией путем активизации работ по рассекречиванию документов, укрепление материально-технической базы и развитие международных отношений. В плане сотрудничества с казахстанскими исследователями могу сказать, что и в прошлом году и в этом году у нас работают исследователи из Казахстана. Как известно, в архивах Узбекистана хранятся документы по истории Средней Азии и Казахстана в том числе. Наши республики и народы связывает общая история. Мы всегда рады казахстанским исследователям, студентам и магистрантам. Согласно установленному порядку исследователи должны обратиться с соответствующим письмом через Посольство в МИД Республики Узбекистан и никаких препятствий не будет. Эта процедура абсолютно не сложная, но очень важная. Для всех исследователей созданы благоприятные условия для работы в читальных залах с архивными документами. Двери архивов Узбекистана открыты для всех исследователей. Раньше в первые годы независимости, в архив никто не мог попасть. В последнее время мы стали более открыты, проводим экскурсии, а с представителями СМИ можем пройти даже в святая святых – хранилище! Тем самым мы хотим показать, что и как хранится, чтобы донести до общественности, что историческое наследие мы бережем, как зеницу ока, соблюдая все параметры безопасности.




- В ноябре 2020 года указом Президента К. Токаева создана Государственная комиссия по полной реабилитации жертв политических репрессий. В рамках работы комиссии ученые работают в архивах республики и зарубежных стран для того, чтобы выявить новые факты, документы, для реабилитации тех, кто был незаслуженно осужден в годы репрессий. Обращались ли казахстанские историки к вам в поисках документов? Ведется ли подобная работа в Узбекистане?


- Да, такая работа у нас тоже проводится. В октябре 2020 года было принято распоряжение Президента Ш. Мирзиёева «О дополнительных мерах по более глубокому изучению наследия и увековечению памяти жертв репрессий». В стране проводится работа по увековечению памяти, изучению деятельности и популяризации наследия наших предков, репрессированных в период тоталитарного режима, проявивших мужество и самоотверженность в борьбе за независимость Родины, свободу нашего народа, отдавших свои жизни во имя мира и благополучия будущих поколений. В частности, в стране ежегодно 31 августа широко отмечается как День поминовения жертв репрессий. Возведен мемориальный комплекс «Шахидпар хотираси». Создана Республиканская рабочая группа для организации работы по глубокому изучению жизни и деятельности, увековечению памяти жертв репрессий. Образованы благотворительный фонд «Шахидпар хотираси», Государственный музей памяти жертв репрессий и его филиалы при высших учебных заведениях в регионах. Установлены памятники, открыты музеи, организованы творческие школы таких наших великих предков-просветителей, как Махмудходжа Бехбуди, Абдулла Авлони, Исхокхон Ибрат, Абдурауф Фитрат, Абдулхамид Чулпан, Абдулла Кадыри. Мы, как архивисты, храним документы, но, честно признаться, мало изучаем сами документы. Это прерогатива наших ученых, исследователей, для которых мы создаем условия и готовы вместе с ними изучать и помогать, но основные факты выявляются при сопоставлении исторических документов, источников. Была проделана большая научно-исследовательская работа, на основании архивных документов были созданы художественные и документальные произведения с целью изучения и широкого ознакомления общественности с наследием соотечественников, пострадавших в годы политических репрессий. Год назад, в августе прошлого года, Верховный суд Узбекистана реабилитировал 115 человек, репрессированных в 20-30-х годах ХХ века. Они были оправданы, реабилитированы, но их то уже нет, для них это ничего не решит. Это важно, в первую очередь, для их родных и близких, они берегут имя своего предка. Во вторую очередь, это важно истории.


- Спасибо Вам за такое содержательное интервью! Ждем Вас в Казахстане!