Известный в истории казахского народа, страны свидетель событий тяжелых времен, главный би Среднего жуза, выдающийся представитель ораторского искусства. Крупный государственный деятель, один из создателей кодекса права «Жеті жарғы», участвовал в создании и укреплении единого государства казахского народа. Он был мудрым советником казахских ханов, послом, посредником в решениях межгосударственных конфликтов. На авторитет и влияние Казыбек би опирались не только казахские ханы, но и чиновники великих империй. В частности, в 1761 году посольство Китайской империи, в 1762 году представители Российской империи специально прибыли к нему.
У Казыбек би было такое достоинство, которой редко упоминалось в печати, это бескорыстная помощь нуждающимся. Об этом даре нет никаких документальных сведений, чаще всего речь идет только о легендах, которые остались в памяти народа. И все-таки, до сегодняшнего дня сородичи в дни нужды говорят: «Каз дауысты Казыбек, помоги нам!», поклоняясь его духу, и просят о помощи.
Духовной необходимостью заложено желание нынешнего поколения поклониться духу святого предка Казыбек би, который боролся за свободу и процветание казахского народа.
Казыбек би следует рассматривать в трех ипостасях. В первую очередь, он был оратором, поэтом. Во-вторых, он помогал управлять страной и разрешал споры, был справедливым судьей. В-третьих, он был признанным послом-дипломат международного уровня, общественным деятелем.
В жоктау есть такие строчки:
«Төрт тіреудің бірі едің,
Қиын-қыстау іс келсе,
Бәрінен де ірі едің!».
Данные о «четырех столпах» имеются в рукописях Центральной научной библиотеки Академии наук Казахской ССР. В нем рассказывается, что четыре человека Каз дауысты Казыбек би, керей Турсынбай батыр, Шакшакулы Жанибек батыр во главе с Тайкелтиром отправились к хунтайши. Это были известные деятели эпохи Абылая. Сам Абылай на 50 лет моложе Казыбек би. Поэтому, если учесть, что они посещали посольство в 1730-1731 годах, то можно предположить, что Казыбек би было в это время около семидесяти лет. Факт нахождения в посольстве в семидесятилетнем возрасте, мудрец Казыбек, который прожил девяносто семь лет, - не далек от истины.
Всем известна знаменитая речь Казыбек би.
Мы, казахи, скотоводы – сирый народ,
Никому не угрожаем, на себя лишь уповаем, мирный народ.
Чтоб не покинуло нас счастье, чтоб миновали все напасти,
Мы пики грозные перьями филина украшаем,
Перед злым врагом головы не склоняем,
Словом бранным уста свои не оскверняем.
Дружбу верную почитаем высоко,
Добром отвечаем на добро,
А коль потребуется - и с хана надменного спесь сбиваем.
У отца родится сын - не быть ему рабом,
У матери родится дочь - не быть ей рабыней!
Не загнать тебе детей, внуков наших в тенета неволи!
На встрече с джунгарским хунтайджи Казыбек би выступил смело и бесстрашно, заставив великого правителя прислушаться.
Если ты железо – мы уголь, чтобы тебя расплавить, пришли,
потомков казахов и калмыков мы подружить пришли,
в незнакомую страну познакомиться пришли.
Если не захочешь знакомиться, то сразиться пришли,
Если ты леопард, то я лев – биться насмерть мы пришли,
Как только что обученные тулпары, соревноваться мы пришли.
Если согласен на перемирие, скажи, если нет, где будем биться, скажи!
Признавая свое поражение, хунтайджи ответил мудрому дипломату:
- Знаете ли Вы как сильно ваши слова ранили меня в сердце, словно два медведя придавили меня к земле, обжигая словами: «только посмей двинуться». Сейчас мне нечего вам ответить, пересчитайте и заберите отобранный скот и людей.
Только благодаря упорству и находчивости Казыбека в этой миссии казахские послы сумели достигнуть победы, и джунгарские воины вернули всех плененных людей и угнанный скот.
В своей статье «Исторические предания о батырах XVIII века» Шокан Валиханов писал, что Абылай-хана однажды спросили: «Кого из батыров трех жузов вы считаете лучше?». На этот вопрос он ответил: «Из известных нам людей можно выделить двух достойных. Это Каракесек Казыбек, который спас множество родичей из плена, и такой же Уак Дербисали, который также освободил своих людей из вражеского плена».
Историческая правда заключается в том, что Каз дауысты Казыбек би был одним из создателей закона «Жеті жаргы», созданного во времена Тауке хана. По словам исследователей, свод законов «Жеті жаргы» был разработан совместно с несколькими деятелями во главе с Тауке-ханом: Толе би Алибекулы из Старшего жуза, Казыбек би из Среднего жуза, Айтеке Байтерекулы из Младшего жуза и киргизский Коким би, известный своим теплым отношением с Казахским ханством во времена правления Тауке. Следовательно, есть основания полагать, что «Жеті жаргы» был возведен в ранг международного права, служащего интересам всех трех жузов.
Ораторское искусство Казыбек би стало мощным инструментом в его активной общественно-политической деятельности.
В Оренбургском областном архиве среди губернских канцелярских дел сохранились два письма Казыбек би, адресованных правителю Оренбургского края И.И. Неплюеву, которые подтверждают это мнение. Одно из писем содержало краткое пояснение: «Перевод с татарского (казахского) письма, которое прислано Казыбек бия, полученного от Тюкеня Балтачева июня 13 дня 1745 года в Оренбурге».
В 1745 году казахское общество еще не отошло от последствий трагедии «актабан шубырынды» 1723 года. Враг был силен, в стране не было политического центра, к тому же земли от Семиречья до Ташкента находились под контролем Джунгарского ханства. Вот в таком тяжелом внутреннем и внешнем состоянии значение политических связей с российскими властями было очень велико. Архивные материалы свидетельствуют о том, что казахские ханы и султаны, Толе би, Казыбек би и батыры, как Богенбай, Кабанбай, Малайсары, активно сотрудничали с российской администрацией.
Казыбек был выходцем из простого народа, у него было много достойных качеств. Это был его редкий, очень приятный тон, который оказал огромное влияние на человека, услышавшего речь би. «Как голос бурого гуся звучит он даже на хребте напротив», - говорили о нем. Именно поэтому в народе его называли «Каз дауысты Казыбек».
***
Однажды у Казыбек би спросили: «Кто ближе всех? Что дороже всего? Что труднее всего?». Знаменитый би так ответил на эти вопросы.
Тату болса – ағайын жақын,
Ақылшы болса – апайың жақын.
Бауырмал болса – iнiң жақын,
Инабатты болса – келінің жақын.
Сыйлас болса – нағашың жақын,
Адал болса – досын жақын.
Еркелейтiң немерең жақын,
Өз ұрпағың шөберең жақын,
Жан серiгiн жас кезіңнен,
Бәрінен де әйелің жақын.
Алтын ұяң әйелің қымбат,
Құт-берекең атаң қымбат,
Аймалайтын анаң қымбат,
Мейiрiмдi апаң қымбат,
Туып-өскен елiң қымбат,
Кiндiк кескен жерiн кымбат,
Ұят пен ар қымбат,
Өзiң сүйген жар қымбат.
Арадан шыққан жау қиын.
Таусылмайтын дау қиын,
Шанышқыласа сөз қиын,
Жазылмаса дерт қиын,
Iске аспаған серт қиын,
Өзің түскен өрт қиын.
Ақылыңнан адасып,
Тентек болса ұл қиын,
Не iстерiңдi бiле алмай,
Ашиды сонда бас-миың.
Казыбек би так давал бата:
Өркенiм өссін десең,
Кекшіл болма –
Кесапаты тиер еліңе.
Елiм өссін десең,
Өршіл болма –
Өскенiңдi өшірерсің.
Басына іс түскен пақырға
Қастық қылма –
Қайғысы көшер басыңа.
Жанашыры жоқ жарлыға,
Жәрдемші бол асыға.
Қиын-қыстау күндерде,
Өзі келер қасыңа.
Бүгін сағы сынды деп,
Жақыныңды басынба!
По словам правнука бия Кожабека, Казыбек би умер в 1764 году в возрасте 97 лет, когда родился внук бия Канай. Значит, Казыбек би родился в 1667 году. Тело Казыбека похоронено в мавзолее Ходжи Ахмеда Яссауи в Туркестане.