Контуры Нового Казахстана
07.04.2022 2184

16 марта 2022 года Президент Республики Казахстан К.-Ж.К. Токаев выступил на совместном заседании Парламента с посланием народу Казахстана. В своем выступлении Глава государства высказал идею строительства Нового Казахстана. Об особенностях Послания Президента порталу Qazaqstan Tarihy рассказал руководитель Отдела евразийства и политических исследований Института истории государства КН МОН РК, кандидат исторических наук, доцент Н.С. Лапин

 


Не успев начаться, 2022 год, судя по всему, уже войдет в скрижали отечественной, да и мировой истории тоже, считает Николай Лапин. После событий «Трагического января», от последствий которого казахстанское общество еще не отошло, в острую фазу перешли взаимоотношения между крупнейшими политическими центрами планеты, вылившиеся в горячее противостояние, в котором оказались задействованы близкие Казахстану страны. Последствия этих событий в первую очередь экономические, уже влияют на многие страны, в том числе и Казахстан, подчеркнул историк, в этих условиях важны те меры, те шаги, которое предпринимает руководство страны для стабильного и успешного развития государства для укрепления благосостояния общества в этих непростых обстоятельствах.

Таким сильным шагом стала перспективная идея «Нового Казахстана», выдвинутая Президентом Казахстана К.-Ж. К. Токаевым. «Эта идея получила четкие очертания в ходе Послания народу Казахстана «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации», которое глава государства озвучил 16 марта. Отличительной особенностью данного Послания является ее стратегический характер. В послании затронуты разные сферы политического устройства страны. Например, обращает на себя внимание новая, по сути, реформа административно-территориального устройства страны. Президентом предложено не просто появление новых административных единиц, но им задается тренд на приближение административных, областных центров к населению. Не секрет, что проводимая ранее политика по укрупнению регионов в административно-территориальном устройстве привела к угасанию социально-экономической жизни в ряде городов, что отразилось в целом на регионах», - считает молодой ученый.



Руководитель Отдела евразийства и политических исследований Института истории государства обратил внимание на то, что Президент анонсировал появление новых, а по сути, уже зарекомендовавших себя в более ранний период административных единиц, предложив свое название новых областей, которые имеют мощную историческую основу.

Особое внимание историк уделил новой модели политической власти, предложенной Президентом, тем конкретным практическим шагам по модернизации политической системы, в том числе института президентства, выборной системы и других. Новая модель государственной власти емко сформулирована президентом «Сильный Президент - влиятельный парламент - подотчетное правительство». Фактически Глава государства предлагает новый баланс между ветвями власти который позволит государству в современных условиях четко реагировать на требования времени. Именно эта модель будет отражать развитие казахстанского общества, его возросший уровень политического сознания.

«Если внимательно прочитать Послание можно убедиться, что в сфере политического устройства Президентом начата фактически новая демократизация, которую страна переживала на заре независимости. Но если тогда демократизация была во многом стихийная, по сути отсутствовал практический опыт демократического общества что привело к формированию суперпрезидентской формы в государственном управлении, то теперь, учитывая накопленный опыт, все, как позитивные, так и уязвимые стороны сверхцентрализации, есть все шансы на то, что новая демократизация в разных сферах позволит выйти на новый уровень государственного и общественного устройства», - оптимистично подчеркнул Николай Сергеевич.

Далее, молодой ученый остановился на важных акцентах, сделанных Президентом, каждое из которых требует своего особого внимания. «Одним из главных слов данного Послания стало слово «Сильный». Оно 12 раз встречается в тексте и почти всегда сочетается с теми институтами, которые, по мысли Президента, должны ответить на вызовы времени и реализовать свой потенциал в ходе намеченной модернизации. Именно усиление Парламента, регионов, гражданского общества, медиа и других институтов будет содействовать усилению всего государства», - заключил Николай Лапин.

Ученый выразил уверенность в том, что в ходе поступательной, выверенной реализации всех озвученных предложений Президента наше государство и общество выйдут на новый уровень своего развития, что будет способствовать укреплению государства и преодолению вызовов XXI века, с которыми уже сейчас столкнулись многие страны.