Происхождение киргизского народа восходит корнями к племени «қырғы», которое в перечне древних динлинских племен известно как «хэгу». В свою очередь, сам народ динлин, осевший на территориях народа хунь, был частью народа жунди. Поэтому перед тем, как приступить к истории киргизского народа, важно кратко остановиться истории народов жунди и динлин.
Если верить китайским летописям, с III тысячелетия до н.э. до IV века до н.э. на северных и западных горных территориях Центрального Китая жил народ жунди. В засушливых пустынях к северу от жунди жил народ хунь (хоңыр), а равнины к югу и востоку от жунди населяли предки современных китайцев. Из-за тысячелетней жизни в отсутствие солнечного света в густых лесах и туманных горных районах, внешний облик представителей народа жунди изменился. Изменился не только цвет волос, но и цвет глаз - жунди стали рыжими и голубоглазыми. Кроме того, как и большинство горных народов, лица жунди получили густой волосяной покров. Во многом поэтому обитавшие по соседству с жунди народ хунь (хоңыр) называл их «жунди» (от слова «жүнді», покрытый волосами). Другими словами, если горный народ назвал своих соседей, живших под жарким солнцем и порывами пустынного ветра «хоңыр» (хунь, «коричневый»), то степной народ за волосатый облик называл их «жүнді».
Существуют сведения, что горные жунди многие столетия правили китайским народом, жившим на равнинной местности близ жунди. Французский историк Марсель Гране отмечал, что различные исторические письменные памятники древности свидетельствовали в пользу того, что, когда предки современных китайцев впервые прибыли в Центральный Китай (очевидно из южных регионов, т.е. современные Вьетнам и Лаос), в этих болотах и непроходимых лесах жили разные племена народа жунди.
Народ жунди поклонялся большой горной птице. Казахи называли ее «тазқара», на персо-таджикском языке оно звучит как «симруг», на греческом – «грифон», а на русском - «черный гриф». Сами обитавшие на горных вершинах жунди называли эту птицу «тәні ірі» (в значении «[птица] громадных размеров»), а жунди-юэчжи поклонялись ей, что подтверждали греческие летописи. Эта традиция поклонения «тәні ірі» позже переросла в веру в «небесного господа Тәңірі (Тенгри)». Подтверждением вышесказанного является само название горы «Тәңір Шыңы», которое считается отечеством, родиной жунди. Конечно, «Тәңір Шыңы» ныне, благодаря специфике китайской фонетики (отсутствие звука «Р»), известно как Тянь-Шань, но значение оно имеет то же самое, а именно «гора небесного бога».
Читайте также: Жужанский каганат как один из первых казахских государств
Мы знаем, что некоторые тесно взаимодействовавшие с китайцами племена жунди в китайских летописях именуются как «ди». Также известно, что после вынужденного ухода народа жунди со своих земель по соседству с хуннами появился народ диллин (динлин). Из этого следует, что племена жунди «ди» на самом деле назывались «діллі», производное от казахского слова «діл», близкое по смыслу с арабским словом «дін». Здесь слово «діллі» употреблялось в значении «сформировавшийся [в отличие от китайцев] народ со своей верой». Однако склонные к укорачиванию и переиначиванию чужеземных слов китайские летописцы назвали эти племена жунди словом «ди». Позже под влиянием жунди китайцы также перешли в веру «Тенгри» и также переиначили его на свой лад как «Тянь».
В китайских летописях сказано, что позже, в IV-III вв. до н.э. множество маленьких китайских княжеств объединились, начав, тем самым, становление Китайской империи. После этого началась кровопролитная война между Китаем и народом жунди, продлившаяся около пяти столетий. В конце концов, жунди потерпели поражение и были вынуждены покинуть свои земли. Большая часть жунди в III веке до н.э. отправилась на запад в Центральную Азию (здесь основали Парфянское царство), вторая группа направилась на северо-восток, в земли племени ху (предки японцев, монголов и корейцев), а третья перекочевала на север, к народу қоңыр (хунь). Впрочем, были и те, кто не покинул родных мест. К таковым относятся племя юэчжи (ошақ) в Синьцзяне и народы жунди Тибета и современного Центрального Китая. Позже в землях племени юэчжи (ошақ) в Синьцзяне появилось Уйсунское княжество, которое немного времени спустя покорило всю Центральную Азию и основало могущественную Уйсунскую империю (Кушанское царство), оттеснив Парфянское царство к современным землям Ирана и Закавказья. Тибетские жунди через буддизм ассимилировались с китайскими этносами и сформировали тибетскую народность. Что касается тех жунди, что остались на территории Китайской империи, то про них известно, что они основали содружество Байды, в которое входило семь племен жунди. Все они в конце концов были ассимилированы и практически исчезли в составе китайского этноса, однако похоже, что часть из них в I веке н.э. покинула Китай и вошла в состав Уйсунской империи. Вероятно, ру байлы из племени ошакты и ру байулы из Младшего жуза относятся к ним.
Но в контексте статьи нас интересуют именно те жунди, что покинули родные земли и отправились на север к народу хунь. В письменных источниках их называли «дилин» или «динлин» (в китайских источниках – «ди»). Вошедший позже в состав империи Хунь народ дилин (динлин) – это и есть ди-жунди. Китайские летописи пишут, что динлины молились как люди в Центральном Китае, то есть молились как китайцы, в те времена исповедовавшие веру Тянь (Тәңірі). Этот факт подтверждает наше заключение. Ясно и то, что именно дилин-жунди распространили веру Тәңірі среди народа хунь. Ученые полагают, что племя «хэгу» из числа дилинских племен это и есть племя «қырғы» (кыргы). По-видимому, такое название им досталось оттого, что они населяли холмистые равнины, степи на возвышенностях (от слова «қыр» - взгорье, возвышенность с пастбищами). Это племя кыргы и считается прямым предком современных киргизов.
В летописях V-VI веков диллины встречаются под названиями «деле» (теле) и «телеут». Другими словами, ушедшие на север жунди в исторических памятниках указываются как диллин или теле-телеуты. Они же сформировали некоторые тюркские народы в Сибири и на Алтае.
Как известно, в VIII веке на территории современной Монголии появился Уйгурский каганат. В китайских летописях страна Уйкыр изначально обозначалось как «хойху, хэгу», что является китайским искажением названия «қырғы». Эти сведения указывает, что основной военной силой Уйгурского каганата было племя кыргы.
Появление Уйгурского каганата прямо связано с ослаблением могущества Тюргешского каганата. Множество сражений (начиная с 732 года) с армией мусульманского халифата ослабили Тюргешский каганат и стоявшую в его главе династию Тюрки Ашина. Воспользовавшаяся этим жужанская династия Шивей (шибөраш) захватила власть на востоке государства и в 745 году основала Уйкырский (Үйқыр) каганат на территории современной Монголии. Главной их силой было племя кыргы («қырғы» в значении «племя взгорья», «племя, обитающее на взгорье»). По этой причине название государства вошло в историю как «үй қыр» (в значении үйқыр – «қырғы елі»). Уйкырский каганат был признан государством Тан (Китай), так как известно, что государство Тан в то время значительно ослабло из-за внутренних междоусобиц.
Тут важно заметить, что современные уйгуры не являются потомками жителей Уйкырского каганата, основным населением которого были кыргы (кыргызы). Уйгурский же народ был сформирован чуть позже в современном Синьцзяне (который вполне можно назвать родиной уйгуров), когда часть народа распавшегося Уйгурского каганата из земель современной Монголии пришли к ним и смешались с ними. Местные называли пришлых кыргы «уйкыр» по названию их государства Уйкыр и это названия стало их общим народным названием. Как известно, во времена империи Суй (VI-VII вв.) существовало племя «уху», которое российские историки исказили на «үйқыр», хотя Уйкырского каганата в те времена еще не было. Правильное название племя «уху» скорее всего уах, то есть это казахский ру уак (уақ).
Киргизский народ же сформировался из племени кыргы, являвшийся основной силой Уйкырского каганата. Ру Уйкырского каганата существуют в составе современных киргизских ру. Это уйкырский ру «сюеяньто» и киргизский ру «солто», «дубо» и «төбөй», «толаньгэ» и «төөлөс», «пугу» и «бугу», «баегу» и «баргы», «аде» и «адиги», «баиси» и «басыз», соответственно. Известно, что киргизы по-прежнему делятся на «онканат» и «солканат», поэтому вполне возможно, что ру «юаньхэ» есть ру «оңқыр», а ру «яологэ» – ру «солқыр» или «ұлықыр». Ру «гулигань» есть ру курыкан, этот род сохранился у тувинцев. Племя «дубо» впоследствии сформировало тувинскую нацию, лишь малая часть которой сохранилась в составе киргизов под названием «төбөй». А «толаньгэ» - это древний народ деле-дилин, которая впоследствии стала нацией толенги. Большая группа толенги была включена в состав племени найманов казахов под названием «толегетай» и небольшая группа сохранилась в составе киргизов под названием «төөлөс».
Помимо этих ру, в китайских летописях встречаются названия племен «басили» и «гэлолу», которые были союзниками народы уйкыров. Племя «басили» на самом деле это киргизский ру «базары». Также ру базархан есть у казахских найманов. Вышеуказанное «толаньгэ» - это также большой ру «толегетай» в составе современных найман. В предыдущей статье мы писали, что южные хунны, граничавшие с Китаем, были названы китайцами «най» (в значении «молочная страна»); что те, кто ушел на запад в VІ веке, были союзниками с племенем теленги (дили); что название реки Найка происходит от названия этой страны; что их часть, которая была союзной с ру маңғы, сформировало племя «наймаң» (найман); что те, что союзничали с татарами, впоследствии сформировали ногайскую нацию. Мы не ошибемся, если скажем, что киргизское племя «нойгу» -это часть народа «най-найка», сформировавшая тогда ногайскую нацию. Вышеупомянутые племена басили-базары и толаньгэ-толегетай также позже присоединились к стране най и сформировали племя найман.
Вторым союзником Уйкырского каганата, согласно китайским летописям, было племя «гэлолу». Однако «гэлолу» было лишь китайским названием, вошедшее в исторические летописи, настоящее же название звучало как «керейлер», то есть кереи, казахское племя керей. Об этом свидетельствует и прозвище одного из правителей Уйкырского каганата Гэлэйкэхань, правильное написание которого - Керейкаган (так называли правителя, потому что его власть поддерживалась племенем керей). Российские историки интерпретируют «гэлолу» как «карлук», пытаясь таким образом доказать сам факт существования карлуков. На самом деле название «гэлолу» - китайское искажение названия «керейлер», а племена молуо, чисы и ташили в составе того же гэлолу есть племена молкы, шерешы и тарышы керейского племени. Поэтому казахские племена найман и керей во времена Уйкырского каганата были союзниками с племенем кыргы. Очевидно, что на территории современной Монголии, где существовало это государство, до сих пор обитают казахские племена найман и керей, и то, что они всегда были казахами, а не киргизами, свидетельствуют о том, что казахи как народ существовали еще до киргизов. Киргизы как нация сформировались во времена Уйгурского каганата в VIII веке, а казахи существовали со своим названием уже в VII веке, во времена Тюркского каганата.
Имя кагана, который основал Уйкырский каганат, упоминается в китайской надписи как «Гули пэйло». Правильным вариантом этого может быть «Ұлы бөрі». Должность того же кагана «Гудулу-пиг-ацюэ-кэхань» есть «Құттылы-бек-асүйі-қаған». Затем мы узнаем, что имя Моянчур, который был правителем, в буквальном смысле означает «Маңжур». Эти данные свидетельствуют о том, что основателями Уйкырского каганата является журжан-жужанская династия Асылұя Шибөрі-аш. Эту династию еще в IV веке основал Жужанский каганат, а потом, в VI веке, власть у них отобрала династия Ашина, основавшая Тюркский каганат. Позже вражда между этими двумя династиями привела к распаду Тюркского каганата на две части - на «каганат Он Ак Тутун» (Западный Тюркский каганат), где правила жужанская династия нушиви (он уй шивей) и на «Восточный Тюркский каганат», где власть находилась у династии Ашина. В конце концов, в начале VIII века династия Ашина победила своего соперника. Так появился огромный Тюргешский каганат. Но, жужанская династия, воспользовавшись ослаблением Тюргешского каганата во времена войны с армией мусульманского Халифата, на земле современной Монголии создает свое государство Уйкырский каганат, где главной военной силой было племя кыргы, в честь которого государство и стало называться «Уй кыр».
Если верить китайским летописям, то хакасский народ был самостоятелен, автономен от Уйкырского каганата. В них говорится, что правителей хакасцев называли «ажо». На самом же деле это «асы», то есть династия Асылуя. В составе хакасской нации есть группа «хаас». Вообще, название «хакас» происходит от названия династии «көк-ас», то есть от династии «Көк Түркі Ашина». Тогда правителями Уйкырского каганата была династия Шибораш из Асылуя, а хакасами правила династия Ашина Көк Түркі из Асылуя (то есть те, кто сохранил власть в Хакасском регионе при падении Кок-Тюркского каганата). Император китайской династии Тан в письме хакасскому хану указывал, что и он, и хан происходили из одного племени. А династия Тан, как известно, происходит из более ранней династии Тоба (табгачи). В прошлых статьях мы говорили, что табгачи - это династия, которая в прошлом правила поздней империей Уйсун и происходила от племени Асылуя. Письмо этого Танского императора свидетельствует о том, что династия Асылуя правила не только всеми евразийскими тюркоязычными народами, но и Китайской империей между IV и IX веками.
В хакасской нации нет киргизов, но небольшая группа «кыргыс» есть в тувинской нации. Хакасы также называют себя «тадар», что говорит о том, что их корни ведут не к киргизам, а к татарскому племени. Русские иезуиты исказили историю, назвав Уйкырский каганат уйгурским народом, а хакасов - киргизами. Поэтому без какой-либо причины они указывали так: «киргизов в VII веке также называли хакасами в VІІ веке. Хакасская страна - это киргизы, а народом Уйкырского каганата были уйгуры». Именно таким образом возникла ложь, что «киргизы, прибывшие из Хакасии, в ІХ веке (в 840 году) уничтожили Уйкырский каганат и основали на его месте Киргизский каганат. А после того как в Х веке он был уничтожен киданами, киргизы ушли в Среднюю Азию».
Российские ученые старались не обращать внимания на то, что надпись на камне, найденном у реки Селенги, доказывает завоевание Уйкырского каганата кыпчаками. Признай они это, стало бы совсем явным то, что (1) кыпчакская народность в прошлом населяла Приамурье; (2) что только в ІХ веке они пришли в современную Монголию и получили власть над Уйкырским каганатом; (3) что большая группа племен кыргы, которые были главным племенем Уйкырского каганата, уехала в современный Синьцзян и захватила там узбекоязычное уйсунское мусульманское население, и что (4) из-за того, что местное население называло прибывающих «уйкырами», там сформировалась единая нация «уйгур». Также стало бы понятно, что не киргизы, а кыпчаки после Х века пришли на территорию современного Кыргызстана. В этих условиях русские иезуиты прекрасно понимали, что теряет смысл их утверждение, что жившее в I веке на современной Кубани куманское племя и жившие на реке Дон в Х веке половцы есть альтернативное название имени кыпчак. Таким образом, они стремились скрыть тот факт, что казахский народ существовал с давних времен, пытаясь толковать название «қазақ» в арабо-персидских письменных памятниках через различные похожие по написанию аналоги. Для сего, то есть для замены названия «қазақ» наиболее подходящим по схожести словом стало слово «қыпшақ». Так была изменена и искажена вся наша история, частью которой была история Уйкырского каганата.
Надпись на селенгинском камне доказывает, что кыпчакский народ состоял из 11 племен, то есть был не просто племенем, а полноценной страной, полноценным народом. В тех же надписях сказано, что династия, правившая народом кыпчак, обозначалась как «Ел бөрі», то есть ими правила жужанская династия Асылуя шивей–шибораш. До них Уйкырским каганатом правила та же династия, следовательно, хотя правящая династия и изменилась, сохранилась династия шивейских (шиберошских) правителей. В связи с тем, что власть захватила племя ел бөрі, племя кыргы, являвшееся основной военной силой в государстве, было вытеснено племенами «қыпшақ елі». Хотя группа племени кыргы ушла в Синьцзян, основная группа осталась. Из этого следует сделать вывод, что из-за отстранения от власти они были смещены к северной границе государства, вблизи Енисея. Они потеряли главенствующую роль, остались в государстве на вторых ролях и стали называться не государственным названием «уйкыр», а собственным племенным названием «кыргы». На это название и указывали китайские летописи. Российские же историки воспользовались этим фактом и утвердили, что после 840 года на месте Уйкырского каганата был образован Кыргызский каганат. Однако, на самом деле государство того времени следует называть Кипчакским каганатом.
Таким образом, власть Уйкырского каганата перешла в Кипчакскую страну. Ученые признают, что часть населения Уйкырского каганата перешла в Синьцзянь. Оседлое уйсунское население Синьцзянского региона в V-VІ веках входило в состав Эфталитского царства созданной племенем Уз (вышедшие из нынешнего Тюркменстана). В прошлых статьях мы говорили о том, что уйсуны в Средней Азии называли властвовавших над собой людей из племени «үз» «үз-бек», под этим названием они впоследствии объединились и сформировали нацию «үзбек». Синьцзянь был восточной частью этого узбекоязычного населения, население которого называло страну соседнего Уйкырского каганата «уйкыр» по имени государства. Поэтому они называли завоевавшее их племя кыргы «уйкыр», а затем, объединившись с ним, стали уйгурским народом. Язык и традиции уйгурского народа схожи с языком и традициями узбекского (үзбек) народа. Однако у уйгуров часто встречаются люди, чья внешность близка к киргизам. Современный кыргызский историк Есенулы Кылыш в своей работе «История енисейских киргизов» пишет, что эпос Манас показывает, что уйгуры и киргизы происходят от одного народа.
Когда уйгурско-кипчакский каганат был полностью уничтожен в Х веке, племя кыргы ушло в Сибирско-Енсейский регион, где и образовалась нация кыргыз. Часть из них пошла дальше на территорию современной Башкирии. Там они объединились с местными казахскими племенами, приняли мусульманскую религию и сформировали народ «баш-қыр». Чтобы скрыть это, российские ученые придумали версию, что название «баш-қыр» изначально звучало как «башқұрт» (башкир). Однако этот народ называется «баш-қыр» и содержит в себе некоторые группы «қазақ».
Из-за того, что покорившие Сибирь русские называли страну кыргы во множественном числе «кирги-зы», становится ясно изменение в ХVІ веке названия на «киргиз» (қырғыз). Современные киргизские историки признают, что киргизы исповедовали буддизм и вместе с племенем ойрат установили Джунгарское (Джоңғар, Чоң-қыр) царство. Российские данные также доказывают то, что киргизы были в составе джунгарской армии. Киргизы говорят, что некоторые племена в горах до сих пор исповедуют буддизм. Внешность киргизов близка к монголам, бурятам, тувинцам, в отличие от них облик казахов - среднеазиатский. Более того, мусульманство киргизов до недавнего времени находилось на очень низком уровне. Концы национальных головных уборов, которые носили киргизы, были препятствием для поклона во время мусульманской молитвы, а казахи носили бы такую же шапку горизонтально (чтобы концы не мешали молитвенному поклону). Платок, который носят киргизские женщины, не завязывается спереди, а платок, который носят казахские женщины, есть полностью закрытый мусульманский платок. В советское время про казахов в Кордайском, Меркенском, Луговском районах Жамбылской области существовало понятие «еркектер түгіл әйелдеріне дейін арақ ішеді». Это связано с тем, что жители этих районов давно общаются с соседними киргизами, становятся сватьями, а плохая привычка распространяется быстро. Конечно, сейчас в Кыргызстане мусульманство находится на высоком уровне, и мы даже слышим, что сами лидеры страны вместе со своими министрами совершают пять обязательных молитв. У них нет такой дикости, как у нас, когда девочек в платках не пускают в школу.
Ученый Алексей Левшин в своей работе «О киргиз-кайсакской орде» показывает, что киргизы населяли Южную Сибирь до ХVІІ века, мигрировали на территорию современного Кыргызстана только в ХVІІ веке, а населявшие эти земли до этого люди - это народ, обозначенный в китайской письменности как «поли» (бөрі). Выше мы отметили, что современные земли Киргизстана в XI веке пришли Кипчаки из распавшегося Кипчакского каганата. Правили над ними ру Бори (ел бөрі), отчего китайские летописцы указывали страну как «поли». Киргизы подразделяются на «оңқанат», «солқанат» и «ішкілік». Здесь уместно сказать, что первые два - это сами киргизы, которые прибыли в XVIII веке. А группа «ішкілік» - это племена «бөрі елі», населявшие эту землю до киргизов (их название «ішкілік» говорит о том же). В эту группу «ішкілік» входят казахские племена кыпчак, найман, канлы. А. Левшин сообщает, что джунгарский правитель «депортировал» киргизов в Среднюю Азию в ХVІІ веке, некоторые историки России также признают, что джунгары сначала завоевали территорию Кыргызстана, а оттуда начали завоевывать казахские степи. Понятно, что джунгарский и киргизский конфликты, которые встречаются в истории, - это войны между Бөрі (поли), которая населяла территорию Кыргызстана с давних времен, и завоевавшими их джунгарами-киргизами.
Когда в ХVІІ-ХVІІІ веках происходили казахско-джунгарские войны, завоеванные джунгарами земли находились лишь в южном регионе Казахстана. Из всего этого нетрудно заметить, что джунгары, пролившие немало казахской крови, на самом деле являются киргизами.
Как известно, казахи и джунгары - это народы, понимающие друг друга без переводчика, а монгольский и калмыцкий языки не поймет ни один казах. Следовательно, название «джоңғар» в буквальном смысле и есть «чоңқыр», то есть они на самом деле народ кыргыз. После поражения от казахов они остались в составе Казахского ханства. Приняв мусульманство благодаря племенам группы «ішкілік» они сформировали мусульманскую киргизскую нацию. Остальные из них на Енисее сохранились в составе тувинской национальности под названием «Кыргыс». В знаменитом айтысе XIX века казахского поэта Суюнбая и киргизского поэта Катагана исторические слова Суюнбая к Катагану («ей қырғыздар, қайта көшіп кетерсіңдер») показывают, что киргизская страна была «народом, эмигрировавшей извне».
У киргизов в современном Кыргызстане не было имени хан, местный правитель назывался «Датка», а правили, в общем, бай-манапы. Сам этот факт свидетельствует о том, что киргизы подчинялись Казахскому ханству, им не разрешалось избирать хана. В эпоху ослабления Казахского ханства они стремились к обретению свободы, а русские власти, не сумевшие победить Кенесары хана, натравили киргизов против казахов, пытаясь тем самым ослабить народ. Кенесары хан предпринял поход, чтобы отразить тот же «киргизский сепаратизм». Любой царь готов пролить кровь, чтобы сохранить целостность государства и подавить восстание, Кенесары-хан также был вынужден нанести удар киргизским сепаратистам, чтобы сохранить целостность Казахского ханства. Нынешние киргизские правители, будучи самостоятельным государством, с опаской относятся к казахской стране, стремятся опереться на Россию как на «противовес» против казахов, что, вероятно, связано с тем, что в памяти народа сохранилось «то, что еще вчера было в составе Казахского ханства».
В целом формирование киргизской нации напрямую связано с Манасом полководцем. Человек, внимательно читавший жыр, замечает, что Манас жил в XVII веке. Английский историк Артур Томас высказал мнение, что «эпос Манаса возник в XVIII веке». Название «ас» в имени Манас указывает на то, что он человек династии «Ас». Кыргызские ученые в последнее время доказывают, что джунгарский хонтайшы был киргизом. Калмыцкий историк Геннадий Авляев также отмечает, что группа «Чорос», правившая царством Юнгар, была племенем енисейских киргизов. Ранее мы писали, что царство джунгар было выгнано из Монголии в Центральную Азию царством Манжур-Цинь, а основателями Манжур-Цин были потомки журженской группы династии Шибораш журжен-жужан. Так вот, джунгарские власти были в группе их соперников - Ашина из Асылуя. Казахские историки в Китае говорят, что командующий армией Манжур-Цинь отказался атаковать казахскую страну и объяснил это тем, что «мы с казахом родственники». Действительно, Империя Манжур-Цинь, стеревшая Джунгарскую страну из истории, не оказала враждебности Казахскому ханству. Потомки Чингисхана правили Казахским ханством, то есть они были родственниками династии Шивей-журжен, правившей империей Манджур-Цин. Из этих данных видно, что войны между государствами связаны с соперничеством-враждой между двумя благородными династиями, правившими этими государствами.