Древние города Казахстана
04.03.2022 7583

Долгое время в историографии бытовала точка зрения, что на пространстве Казахстана, где доминировало кочевое скотоводство, не было развитой городской цивилизации. Происхождение городов вызывает множество вопросов, предлагающих различные концепции. Города на просторах Великой степи по одной из версий появились по причине развития земледелия, ремесленного производства и торговли. По другой версии города возникли на месте зимних ставок крупных племенных союзов. Есть мнение, что города и городская культура были привнесены оседло-земледельческими цивилизациями.



Протогородская культура появилась на пространстве Казахстана еще в эпоху энеолита и бронзы - Ботай и Кент. Городская культура в империи Хунну играла важную хозяйственную роль. Традиционно в государстве хуннов имелись постоянные населенные пункты, в которых проживали различные этнические и социальные группы.

Бытует мнение, что существовали поселения на территории империи Хунну, которые были заселены как пленниками-рабами, так и полувассальными данниками, обязанными поставлять номадам определенное количество земледельческой и ремесленной продукции. Также имелись земледельческие общины, которые поддерживали дружеские экономические и торговые связи с кочевой частью населения степной империи при условии общего военного и политического доминирования кочевников. В последнем случае номады могли поставлять оседлым жителям скот и продукты скотоводческого хозяйства, частично компенсируя земледельцам недостаток в мясе, овчинах, шерсти, войлоке и т. д. На примере Иволгинского городища и других оседлых земледельческих поселений и городищ можно понять, какую роль они играли в экономической структуре Хуннской кочевой империи.

Городская культура в экономической и культурной системе общества кочевников играла значительную роль в обеспечении необходимого объема земледельческой и ремесленной продукции.

Оседлые поселения империи Хунну на территории Монголии, Саяно-Алтая, Забайкалья, Ордоса позволяют говорить о закономерности появления городов у кочевников, поскольку играли важную роль в развитии государственной системы управления.

Письменные исторические источники доносят противоречивую информацию о наличии городов у кочевников. Археологические же источники позволяют делать выводы о наличии городских поселений на обширной территории Центральной Азии.

Выделяются характерные черты хуннских городищ, к которым в первую очередь относятся фортификационные сооружения. Почти все городища имели оборонительные сооружения, дошедшие до наших дней в виде расплывшихся, задернованных валов, в некоторых случаях, расположенных в несколько рядов.

 

Как социокультурное явление кочевнический город появляется в недрах первых кочевых империй. В связи с этим наиболее ранними из них можно считать укрепленные городища империи Хунну. Безусловно, традиция сооружения укрепленных поселений и городищ возникла и существовала в более ранний период на широте лесостепей севера Восточной Европы и Западной Азии.

С. Г. Боталов

 

Городская культура начала свое развитие с появлением института государства и публичной власти. Особая роль в развитии городской культуры Евразии принадлежит Великому Шелковому пути. Данная точка зрения также не лишена своей аргументации, поскольку созданная коммуникация древности переросла из экономического в политический фактор.

На основе анализа археологических материалов исследователи выделяют три этапа развития ранней урбанизации в низовьях Сырдарьи. 

Первый период – доурбанистический: X век - конец V века до н. э., изученный в основном по погребальным памятникам Северного и Южного Тагискена и Уйгарака. 

Второй период – начальная урбанизация: IV-I века до н. э., когда появляются первые поселения городского типа (Чирикрабатская культура). 

Третий период – это развитая урбанизация: I-VI века н. э. - связан со становлением городской культуры и появлением городского типа поселений.

Тагискен и Уйгарак являются ярким свидетельством становления как кочевой культуры, так и развития городской цивилизации.

На территории древней дельты Сырдарьи в Кызылординской области Казахстана в эпоху раннего железа формируется чирикрабатская культура, в которой проявляется преемственность не только в материальной культуре, но и погребальных обрядах и ритуалах с культурой населения позднебронзового периода низовий Сырдарьи. Для части чирикрабатской культуры характерна концентрация долговременных поселений группами. Среди них имеются поселения с наличием оборонительных укреплений. Здесь выделяются два раннегородских центра - Чирик-рабат и Бабиш-мулла. Первый считается убежищем и резиденцией вождей, второй имеет правильную квадратную планировку, оборонительную стену, предположительно здесь была резиденция ахеменидского сатрапа IV века до н.э. Раскопки сакских могильников и городищ чирикрабатской культуры в XX веке интенсивно велись отрядами Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. На современном этапе обнаружено несколько памятников (Инкар-кала, Карабас, Сенгир-кала 2 и др.), связанных с чирикрабатской культурой.



Поселение Чирикрабат – памятник, расположенный в 300 км к юго-западу от города Кызыл-орды, на левом берегу сухого русла Жанадарьи. Городище занимает всю площадь естественного холма размером 850х600 м, вытянутого с севера на юг. Городище укреплено мощной фортификационной системой. У основания холма вырыт ров шириной до 40 м, глубиной до 4,5 м, из выкидов рва сооружен мощный внешний вал. Сохранившаяся высота его в настоящее время до 3 м. Ров опоясан валом с внутренней стороны. Кроме того, самая верхняя часть холма окружена третьим валом.

Учитывая наличие мощных оборонительных сооружений в городищах, принадлежащих степным империям, можно предположить, что города выполняли военную роль в борьбе с восточными империями и другими врагами. Городские поселения, принадлежащие хуннам, обеспечивали их необходимой для войны ремесленной, металлургической и земледельческой продукцией, а также защищали их тылы. Обнаруженные городища хуннов в переходных зонах Южной Сибири представляли собой важные экономические и административные центры. По мнению Д. М. Маншеева, городища были поселками металлургов, литейщиков, кузнецов, земледельцев и прочих мастеров, снабжавших гуннский племенной союз необходимыми предметами вооружения, орудиями труда и быта.

Изучение процесса становления городской культуры позволяет говорить о существовании до эпохи раннего железа развитой системы протогородов, которые являлись компонентами инфраструктуры, обслуживавшей различные потребности насельников Казахстана, в частности, выполняя функции административных центров, торговли, ремесла и обороны. Восприятие города в качестве оборонительного укрепления подтверждается строительством города шаньюем Чжичжи для защиты от агрессии династии Хань. Городища являлись показателем статусного восприятия представителя элиты в кочевом обществе, поскольку обладание городищем или правление придавало им дополнительный политический вес.

Рассмотрение развитой городской и протогородской культуры у кочевников как дополнительной экономической, то есть ресурсной, базы позволяет говорить о сложившемся комбинированном типе хозяйства Великих степных империй.



Города играли важную роль в процессе налаживания отношений и взаимодействия кочевой и оседло-земледельческой цивилизаций. В историографии существовало противопоставление как культур, так и цивилизаций вне зависимости от исторической эпохи от саков до казахов. Причина такого противопоставления связана с методологической и идеологической установкой исследователей, которая базировалась на негативном восприятии кочевой цивилизации.

Такая установка не могла не повлиять на изучение природы взаимоотношения двух миров. Рассмотрение кочевого общества с позиции периферийной цивилизации и представление ее с позиции хищнического общества не позволили взглянуть на ее сущность объективно. Между тем кочевое общество Великой степи долгое время играло доминирующую политическую роль.

 

Длительное время именно кочевники определяли основную линию исторических процессов в данном регионе. Здесь необходимо отметить, что политико-экономическое взаимодействие кочевого и оседлого населения было одной из главных составляющих всей истории Евразии, как на ее востоке, так и на западе. Несомненно, эти непростые отношения являются одним из самых обсуждаемых вопросов в истории, они были по своей природе весьма дискуссионными и оценивались разными исследователями весьма неоднозначно.

С. М. Акимбеков

 

Анализ обширных материалов заставляет все более склоняться к тезису не о противопоставлении, а о взаимодействии мира оседлых оазисов и кочевой, полукочевой степи. Это взаимодействие было различным: то конструктивным, то несущим неисчислимые беды и разрушения. Оно проявлялось в самых различных формах - от торговли до распространения моды и обычаев. Эти взаимодействия менялись во времени, различные исторические эпохи накладывали на них свой неповторимый отпечаток. Однако именно рассмотрение двух культурных миров как взаимодействующих величин, а не феноменов полной изоляции открывает новые возможности более углубленного анализа.

По материалам книги: Древний период истории Казахстана (с VIII в. до н.э. до середины VI века н.э.). - 2016.