О работе II съезда. С. Мендешев
6 октября 1921 года в завершении съезда с заключительным словом выступил председатель КирЦИКа Сейткали Мендешев. С.М. Мендешев (1882-1937) - советский партийный и государственный деятель. Сейткали Мендешев являлся членом Коммунистической партии с 1919 года. В 1919-1920 годы он возглавлял Букеевский губисполком, являлся членом Кирревкома. С образованием Казахской советской социалистической автономной республики был председателем ЦИК КАССР, а в 1924-1925 годы стал членом Президиума ЦИК СССР.
Он подвел итоги государственного и хозяйственного строительства за первый год существования республики и ответил на актуальные вопросы. Во время работы съезда делегаты направляли в президиум вопросы в письменном виде, на которые Сейткали Мендешев посчитал нужным ответить.
Депутатский вопрос:
- Не поднимался ли в КирЦИКе вопрос о переделе земель по КССР, если да, то в какой плоскости разрешен. И второй вопрос: поднимался ли вопрос о том, чтобы основным и официальным языком по КССР был бы киргизский язык в советских учреждениях?
Сейткали Мендешев:
- Товарищи, по первому вопросу - относительно передела земли, я должен ответить, что наша политика в области землеустройства такова, что о переделе сейчас разговоров нет и речи быть не может. Мы держимся принципа так называемого социалистического землеустройства, по которому земля является общенародным достоянием и предоставляется трудовому народу на основе трудовых его прав на землю, т.е. всем, кто работает, и ни о каком переделе земли речи нет... По-видимому, тот товарищ, который задал мне этот вопрос, он держится других принципов, раз он задает такой вопрос. Дальше, относительно языка, здесь в регламенте съезда говорилось, что основными языками признать язык русский и киргизский (казахский), что касается вопроса о государственном языке, то вопрос этот не поднимался и не может подниматься. Дело в том, что по нашим принципам Советской власти и Коммунистической партии господствующего языка нет, каждому гражданину, каждому человеку предоставляется право говорить на том языке, на котором он может. Никакого ограничения в этой области быть не может. Никакого вопроса о государственном языке в КирЦИКе не поднималось и не может подниматься.
Депутатский вопрос:
- Что сделано для организации трудовых масс казахского населения и каково расположение казахской массы к Советской власти и насколько она активно участвует в советском строительстве?
Сейткали Мендешев:
- Там, где советская работа поставлена хорошо, там киргизские массы втянуты в работу и отношение их к Советской власти благоприятное, сочувственное. Поскольку вообще Советская власть есть власть самих трудящихся, поскольку само население взялось за установление и укрепление своей власти, постольку может быть и выражено его отношение к Советской власти, а там, где мы вследствие различных условий не сумели еще поставить эту работу как следует, там отношение населения, особенно киргизского, можно характеризовать как отношение пассивное.
Депутатский вопрос:
- Знает ли КирЦИК о том, что во вновь принятых губерниях Акмолинской и Семипалатинской не чувствуется влияния КирЦИК ввиду того, что многие местные русские работники против присоединения этих губерний к Кирреспублике, почему они игнорируют все распоряжения КирЦИКа, как в смысле проведения плановых работ краевого значения, так и в смысле перемещения работников, как смотрит на этот вопрос КирЦИК? Смотрит ли он на это явление, как на проявление великодержавного уклона колонизаторства, или нет, и как намерен реагировать на этот вопрос КирЦИК?
Сейткали Мендешев:
- Да, во вновь принятых нами губерниях может быть наше влияние, КирЦИКа, чувствуется еще не в достаточной степени, это вполне возможно, потому что самый переход их лишь закончился в июне месяце, я даже докладывал вам, что отдельные вопросы до сих пор еще не разрешены. Что касается этого уклона, о котором тут говорится, о колонизаторстве, что там наши распоряжения игнорируются, то, конечно, КирЦИК встает на такую позицию в соответствии с директивами федеральной власти и директивами Коммунистической партии, что уклоны этого колонизаторства, а также и националистический уклон, одинаково вредны для укрепления Советской власти и для проведения социалистических идей, и борьба с этим будет самая беспощадная. Так что, вот как смотрит на это КирЦИК. И, конечно, будут приняты соответствующие меры для устранения этого явления.
Депутатский вопрос:
- В какой плоскости обстоит вопрос с Бухтарминским уездом, присоединяется ли он к Кирреспублике, и какие мотивы в том или другом случае?
Сейткали Мендешев:
- Это, по-видимому, задается вопрос делегатом из Семипалатинской губ., но он должен быть в курсе того, что этот Бухтарминский уезд, как прилегающий к Семипалатинской губ., он в состав Семипалатинской губ. уже вошел и к Кирреспублике уже присоединен, так что тут другого вопроса быть не может. Мотивы тут одни, что волости Бухтарминского уезда расположены по юго-восточному уклону Алтайских гор и имеют тяготение к Семипалатинску, они могут только остаться в пределах или в составе Семипалатинской губ.
Депутатский вопрос:
- По каким мотивам г. Омск с окрестностями отходит от Кирреспублики?
Сейткали Мендешев:
- По этому вопросу я должен сказать, что в состав Омской губ. кроме тех уездов, которые отошли к нам, входят еще уезды, которые находятся к северу от г. Омска. Это уезды - Калачинский, Тарский и т.д. Они отошли к Омску и ни в каком случае не могут быть присоединены к Кирреспублике. Если же г. Омск передать Кирреспублике, тогда эти уезды остаются без объединяющего их центра. Вот один из мотивов. Кроме того, есть еще один мотив, что г. Омск, находящийся при слиянии двух важнейших железных дорог Восточной Сибири и Российской республики, он имеет большое значение для Сибири и для Российской республики вообще. Вот те мотивы, на основании которых ВЦИК оставил этот город для Сибири, а не дал нам.
Депутатский вопрос:
- Чем связана Оренбургская губ. и г. Оренбург с Киргизией, на чем основан декрет ВЦИК о включении Оренбурга в состав Кирреспублики?
Сейткали Мендешев:
- Отвечая на этот вопрос, я должен указать на историческое значение г. Оренбурга для Кирреспублики. Во-первых, надо иметь в виду, что управление Тургайской обл. находилось в Оренбурге, и, значит, Тургайская область исторически связана с Оренбургом, поскольку центр управления Тургайской обл. находился здесь.
Во-вторых, включение Оренбургской губ. и г. Оренбурга в Киргизскую республику ВЦИК мотивировал таким образом, что Советская власть в Кирреспублике должна опираться, как вообще Советская власть может опираться, только на организованный пролетариат, а в этом отношении Оренбург является почти единственным центром. Вот этим и мотивировалось включение г. Оренбурга и Оренбургской губ. в состав Кирреспублики. ВЦИК желал этим дать возможность Советской власти опираться на пролетарскую силу.
Депутатский вопрос:
- Как и когда, и в какой форме предполагает КирЦИК объединение с киргизскими областями, находящимися ныне в составе Туркреспублики?
Сейткали Мендешев:
- Согласно декрету ВЦИК от 1 июля 1921 года я в докладе своем уже говорил, что принципиально этот вопрос никаких недоразумений не представляет. Дело только за практической работой. Я уже в докладе говорил, что мы не имели никакой возможности приняться за это дело, за его осуществление. Я думаю, что будущий КирЦИК поставит своей очередной задачей присоединение этих областей к КССР.
Депутатский вопрос:
- Не замечено ли насилие колонизаторов в советских работах в центре и на местах, в какой форме колонизаторство проявлялось и что предпринял КирЦИК для уничтожения этого зла, крепко привившегося на всех окраинах?
Сейткали Мендешев:
- Должен заявить определенным образом, что здесь, в центре, никакого давления колонизаторов не было. Можно сказать, что были работники, которые не знали условий в киргизской степи и к работе подходили неумело, но благодаря работникам, которые знакомы с условиями киргизской жизни, эти работники так или иначе устранены, что касается мест, то на местах это явление, к несчастью, имеет место, но для устранения этого принимались и будут приняты надлежащие меры.
Депутатский вопрос:
- Какие препятствия встречались при возврате захваченных земель? Исполнялись ли декреты КирЦИК местными органами? Что сделано для укрощения тех колонизаторских губисполкомов и губземотделов, которые декрет обозвали формальностью, а практику продолжали в прежнем духе, поощряя дальнейшие захваты киргизских земель? Все ли захваченные земли возвращены?
Сейткали Мендешев:
- Я сказал, что у нас о земельной собственности, о принадлежности земли той или другой группе населения речи быть не может. И вот декрет наш о возврате захваченных земель, он предусмотрел трудовые права и тех, которые уже живут на этих землях, даже и на захватнических землях. На захватнических участках, если образовалось трудовое хозяйство, то оно ликвидации не подлежит по нашему декрету, только могут быть использованы для обработки те участки, которые заняты действительно захватническими собственническими кулацкими хозяйствами. Эти земли, действительно, подлежали возврату, и меры к их возврату соответствующими органами принимаются, переход их еще не закончен.
Депутатский вопрос:
- В докладе упоминали о передаче земель от русского населения киргизскому населению, отобранных у киргизов царским правительством. Как к этому отнеслось русское население, от которого отбиралась земля, и не происходило ли при проведении в жизнь этого вопроса переселение жителей?
Сейткали Мендешев:
- Я уже ответил на этот вопрос, я уже сказал, что о нарушении трудовых прав какой-нибудь группы русского или киргизского, или калмыцкого населения мы не говорили в этом декрете. Таким образом, наш декрет отнюдь не затрагивает интересы трудящегося населения, наш декрет исключительно затрагивает, может быть, интересы кулацких крупных хозяйств. Да, может быть, этот элемент местами был против этого, но мы с этим не думаем считаться. Что касается последнего вопроса, что не было ли переселения жителей, этого КирЦИК не наблюдал. Правда, переселение из нашей республики сейчас есть, но это не связано с нашим декретом о возврате земель, это переселение связано исключительно с тем бедствием, которое постигло нашу республику.
По итогам работы съезда был принят документ.
Резолюция II съезда Советов Казахской АССР
«Об очередных задачах органов Советской власти в КАССР»
10 октября 1921 г.
1. Задача Советского строительства заключается в том, чтобы вовлекать в работу советских органов представителей именно трудовой части населения; годичный опыт показал, что эта задача будет выполнена только при том условии, если она будет поставлена как ударная.
2. Конкретные вопросы, требующие своего разрешения:
а) Подготовка кадра работников из казахов.
6) Улучшение аппарата местной Советской власти.
3. Подготовка работников, помимо организации курсов, школ и проч., должна носить массовый характер, для чего провести в жизнь институт практикантов как в центральных органах КАССР, так и в местных.
Разработку деталей этого мероприятия и практическое проведение в жизнь поручить Наркомату РКИ.
4. По вопросу об улучшении местных аппаратов Советской власти необходимо:
а) Ярко и отчетливо установить права и обязанности каждого ведомства; покончить раз и навсегда с существующей ненормальностью на местах и в центре по смешиванию функций; прекратить вмешательство некоторых органов не в свое дело (напр., милиции - в брачное дело), и административный произвол отдельных представителей власти, злоупотребляющих своим положением.
6) Приступить немедленно к набору милиции для местностей, населенных киргизами из среды самих казахов.
в) Приступить немедленно к организации делопроизводства на местах на родном языке. Это послужит стимулом привлечения трудовых масс к работе Советской власти и приближения власти к массам.