Политические репрессии: история трагедии
31.05.2021 5989

В годы Советского Союза большинство советских граждан ничего не знали о сталинских политических репрессиях. А те, кто знал, владел очень скудной информацией. Их знания ограничивались лишь словами «оказывается так было». Это и понятно, так как жестокое время никого не пощадило, и чтобы выжить надо было молчать. Многие унесли муки репрессий с собой. Начавшаяся с апреля 1985 года «перестройка» приоткрыла завесу тайн жертв незаконных репрессий, стали всплывать так называемые «белые пятна» истории. Воспоминания о беззаконии никого не могли оставить безучастным к судьбам жертв репрессий. Сталинская карательная машина разрушила миллионы человеческих судеб, сотни тысяч семей, десятки народов. Не подчинившиеся диктатуре были расстреляны и подвергнуты массовым репрессиям как «враги народа», депортированы в дальние уголки страны. Даже родители, братья, сестры, жены, сыновья, дочери и иные члены семей оказались за колючей проволокой, прошли сквозь муки ада. Поэтому современники должны знать исторической правду о лживой политике тоталитарного прошлого. Необходимо извлечь уроки из истории, чтобы избежать такой трагедии в будущем.

В современной науке существуют разные мнения о причинах политических репрессий 30-х годов ХХ века. Консервативное крыло общества до сих пор уверено в идеологической основе проблемы, якобы Сталин сумел своевременно разглядеть потенциальных внутренних врагов. Ряд ученых объясняют это психологическими отклонениями вождя, стремившегося к вершине власти, и развившимися на этой почве подозрениями, манией преследования. Существуют даже сверхъестественные объяснения кровавого террора, объясняющие сухорукость вождя дьявольской печатью, а кровавые чистки – божьей карой.

В политике существует практика законодательного ограничения прав некоторых категорий лиц (выделяемых по профессиональным, партийным, религиозным или иным признакам) на занятие государственных должностей. Это – люстрация. В каждой стране люстрация проходила в разной форме, но суть сводилась к одному. Революционные режимы, пришедшие к власти, применяли люстрацию по отношению к своим политическим противникам. Люстрация также использовалась правящим режимом по отношению к лицам, угрожавшим его существованию (например, членам радикальных партий).

Чистка в рядах коммунистического государственного аппарата проводилась в 20-30 гг. ХХ века неоднократно, но самая большая волна репрессий последовала после 5-го (февральско-мартовского) Пленума ЦК ВКП(б), прошедшего в конце февраля 1937 года. На Пленуме выступил нарком внутренних дел Николай Ежов, обвинив Н.Бухарина и А.Рыкова в шпионско-вредительской и контрреволюционной деятельности. Таким образом, был сделан точный ход к подготовке громкого процесса по делу «антисоветского правотроцкистского блока».

Сталин развязал руки госорганам для массовых политических репрессий. История богата примерами, когда правители обращались к народу для расправы с разными ветвями бюрократического аппарата.

В этот период «железный нарком» Н. Ежов стал фаворитом диктатора. В лексикон вошло выражение «ежовые рукавицы», «врагов ловить большим неводом». В это время карательная система приобрела широкие масштабы. Для содержания политзаключенных была создана развернутая система тюрем и лагерей. В 1937 году в стране функционировали 7 союзных политизоляторов, тюрьмы почти во всех областях, свыше 50 лагерей ГУЛАГа, более 420 исправительных колоний, 50 колоний для несовершеннолетних. В 1930-1950-х годах на казахстанской земле находилось более 60 лагерей и их подразделений, подчиненных системе ОГПУ-НКВД. Например, знаменитый КарЛАГ, расположенный в Центральном Казахстане, размещался территории площадью 1,780 млн гектаров. Одним из первых семи лагерных зон стал Казахстан. 9 областей Казахстана входили в систему ГУЛАГа.

Под массовые репрессии подвели законодательную базу. После убийства С.М. Кирова был принят закон от 1 декабря 1934 г., согласно которому сроки следствия сократились до 10 дней, участие сторон (обвинение и защита) исключалось, приговоры не подлежали обжалованию, смертные приговоры приводились в исполнение немедленно. В 1937 году положения закона были распространены на дела о вредительстве и диверсиях, что давало возможность применять его в отношении любого человека. Тогда же Сталин дал органам НКВД указание применять к арестованным «физические меры воздействия», т.е. пытать и издеваться. Была официально установлена уголовная ответственность (вплоть до смертной казни) в отношении детей, начиная с 12 лет.




30 июля 1937 года был подписан приказ № 00447, согласно которому по стране был установлен «лимит» на 258 950 человек, подлежащих осуждению по первой и второй категориям. Этот план распределили по республикам, краям, областям. Местным органам НКВД поручалось отыскать запланированное количество врагов народа.

Когда репрессии приняли массовый характер были введены внесудебные органы репрессии (особые совещания, тройки, двойки), которым предоставлялось право применения смертной казни. В.Молотов «усовершенствовал» эту процедуру, введя практику осуждения списком. Все эти новации были направлены на ускорение работы конвейера уничтожения народа. Нередко «тройки» за 2 часа рассматривали до 800 и более дел. Прокуроры жаловались, что не успевают разбирать фамилии приговоренных к смерти.

План репрессий был намечен и в Казахстане. 17 ноября 1937 года на заседании бюро ЦК КП(б) Казахстана было принято постановление:

«На основании решения ЦК ВКП(б) (от 17 ноября 1937 г.) увеличить дополнительно количество репрессированных антисоветских элементов».

В соответствии с этим решением по первой категории (расстрел) запланировано 1650 человек, в том числе по Алма-Атинской области 300 человек, Южно-Казахстанской (ныне - Туркестанской), Актюбинской по 150, Кустанайской и Северо-Казахстанской по 200, Карагандинской - 250, Восточно-Казахстанской - 400. По второй категории (10 лет исправительно-трудовых лагерей) - 2600 человек, в том числе по Алма-Атинской области - 500 человек, Южно-Казахстанской и Карагандинской по 300, Восточно-Казахстанской - 350, Северо-Казахстанской - 550, Актюбинской - 150, Западно-Казахстанской - 200. В документе имелась графа «резерв», в ней по первой категории утверждено 350 человек, по второй - 400 человек.

По официальным данным, число заключенных в 1930 г. составляло 179 тыс., в 1935 г. - 839,4 тыс., в конце 1937 г. - 996,4 тыс. Однако эти сведения явно занижены. По данным ученых-исследователей (В.Волкогонова, Ж.Росси, Р.Медведева, А. Дугина, В. Земкова, В. Некрасова) во второй половине 30-х годов ХХ века в лагерях находилось одновременно от 2-3,5 миллионов до 16 млн. человек.

В Казахстане борьба с «внутренним врагом» набирала обороты. В период 1929-1930 гг. проходила генеральная чистка во всей парторганизации Казахстана. 2 троцкистов и 1 националиста отыскали и исключили из партии.

В период подготовки августовского судебного процесса над троцкистско-зиновьевским террористическим центром в ноябре 1936 года Казкрайком доложил, что за первое полугодие «разоблачено и изгнано из партии 43 контрреволюционера-троцкиста-зиновьевца и их пособника».

К началу 1937 года из партийной организации Казахстана было изгнано и арестовано уже 1836 человек. В 1937 году репрессиям подверглись уже более 10 тыс., а в 1938-м еще около 16 тыс. Всего за период с 1935 по 1938 гг. из партии в Казахстане было исключено и подвергнуто аресту 30 387 коммунистов. Среди исключенных значились 4602 человека как «враги народа», 3942 – кулаки, белогвардейцы и другие классово чуждые элементы. Более восьми тысяч якобы были троцкистами, а 9800 – националистами. Навешанные ярлыки и формулировки были явно надуманны и нелепы.

В фабрикации дела «национал-фашистов» в Казахстане решающую роль сыграл центр. Выступая на пленуме 5 марта 1937 года И.В. Сталин напрямую обвинил руководство Казахстана, в частности первого секретаря Казкрайкома Л.И. Мирзояна, в нарушении принципов кадровой политики, в пособничестве так называемым «двурушникам, троцкистам и националистам».

Новые представители власти объясняли суть «чистки» сговором троцкистов, зиновьевцев, бухаринцев, рыковцев, эсеров, шпионов, японо-германских фашистов и кулацких партизан. Партийцам передавали сталинскую установку выдвигать кадры из «маленьких людей».

Сталин сумел в борьбе со своими политическими конкурентами устранить старую «ленинскую гвардию» и сформировать свою «команду» в лице управляемого Политбюро. Сталинский лозунг «Кадры решают все» заключал в себе одну из главных основ партийно-советской модели государства и идей кадровой политики, служил неотъемлемым атрибутом административно-командной системы управления.

Сталин и его окружение понимали, что от умения подобрать и расставить руководящие кадры на ключевых участках деятельности зависят результаты проводимой ими государственной политики. Такая мотивировка массовых репрессий определила особенности советских партийно-хозяйственных кадров.

Во-первых, это авторитарный, командный, волевой стиль управления. Твердость, безжалостность, решимость, жесткость, доходившая до жестокости, были характерными чертами советских кадров.

Во-вторых, это преданность партии, советской системе и ее партийным вождям, которая соединялась с уважением и страхом перед высшим начальством. При этом следует подчеркнуть не столько верность номенклатуры коммунистическим идеям, сколько преданность первому лицу в государстве и партии.

В-третьих, это малообразованность, довольно низкий культурный уровень и догматизм мышления советских кадров. В совокупности с отсутствием опыта следует их недостаточная компетентность и непрофессионализм.

Политические репрессии 1937 года оказали сильное влияние на общество. Утвердилась состояние всеобщей подозрительности, в общественном сознании сформировался «образ врага», люди были готовы принимать самые чудовищные обвинения в свой адрес. Идеологическим оружием стало применение психологии «окруженца», когда человек чувствует себя в окружении врагов, контрреволюционеров, шпионов и диверсантов. В сознание людей вбивали идеологический постулат, что от всех врагов может спасти только вождь Сталин. Только после смерти И.В. Сталина стало возможным признание ошибок прошлого, восстановление имен лиц, незаслуженно подвергнутых репрессиям тоталитарной системой.

Сейчас нам представилась возможность полно и всесторонне изучить этот трагический период нашей истории. Долг каждого казахстанского ученого, историка без приукрас доносить до сограждан эту информацию. В целях всестороннего изучения и решения вопросов реабилитации жертв политических репрессий Указом Президента Казахстана К.К. Токаева была Государственная комиссия по полной реабилитации жертв политических репрессий. Был создан Проектный офис, сформированы 11 рабочих групп Госкомиссии. Каждая группа осуществляет свою деятельность в соответствии с категориями жертв репрессий. В регионах созданы и региональные комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, куда входят ученые, общественные деятели и представители государственных органов и организаций. Гласная и всесторонняя оценка трагедии казахского народа 20-30 годов ХХ века очень важна для молодого поколения казахстанцев.