Всегда с народом
19.03.2021 1056

Прошло уже два года как Нурсултан Абишевич Назарбаев сложил полномочия главы государства. 19 марта 2019 года в обращении к народу он объявил о решении прекратить полномочия в качестве президента.

В политологической науке транзит власти подразумевает переход политического режима государства к демократии (демократический транзит). В Казахстане этот процесс проходит в период духовной модернизации общества и требует глубокого переосмысления. Профессиональный долг историков сформировать объективный взгляд на роль Первого Президента – Елбасы Нурсултана Назарбаева в истории Казахстана.

 

В конце ХХ века на авансцену истории вышел молодой политик, создатель «Казахстанского пути» Нурсултан Абишевич Назарбаев, оставивший глубокий след в истории благодаря проведению успешной экономической стратегии на базе тоталитарной социалистической модели государства. Первый Президент Республики Казахстан, несомненно, является выдающейся исторической личностью, основав независимое государство.

За годы организаторской работы в партийно-государственной системе Н.А. Назарбаев приобрел необходимые аналитические, практические навыки работы. Его приход к власти в 1989 году стал спасательным кругом для Казахстана. После распада СССР общество переживало тяжелейший период кризиса не только экономической системы, но и нравственных ценностей и ориентиров.

Западные эксперты и политики высоко оценивали рейтинг Н.А. Назарбаева, называя его реформатором прозападного толка, ориентированного на проведение либеральных рыночных реформ. Но Н.А. Назарбаев ставил превыше всего интересы молодого государства. Политика Главы государства была направлена на интеграционные процессы на постсоветском пространстве, укрепление отношений с ведущими государствами мира.  В проведении реформ Елбасы придерживался принципа «Сначала - экономика, а потом - политика».

После обретения суверенитета в стране начался сложный процесс строительства суверенного государства, общество переживало трудный переход к рыночной экономике, строились принципиально новые отношения между социальными институтами. В Конституции Республики Казахстан 1995 года были закреплены основные права и обязанности граждан, где высшей ценностью общества стал человек.

Кардинально изменились политическая система, твердо встали на ноги политические партии и общественные движения – один из важнейших признаков демократической системы. Этим Президент доказал, что Казахстан встал на путь демократического развития.





Во времена Советского Союза на территории Казахстана размещался один из крупнейших ядерных арсеналов мира. Более того, на территории Семипалатинского испытательного полигона проводились испытания атомного оружия. Глава государства понимал, что любая страна, обладавшая арсеналом ядерного оружия, не только пугала другие государства, но и в любой момент могла стать объектом агрессии. Религиозные радикалы, представители исламских организаций приезжали в Алматы, чтобы заполучить ядерное оружие. Руководству Казахстана со всех сторон поступали разные предложения, предлагали огромные деньги, уговаривали оставить ядерное оружие. Мудрое решение Главы государства Нурсултана Абишевича Назарбаева заключалось в том, что он отказался от ядерного арсенала и согласился на их демонтаж и вывоз с территории Казахстана. Благодаря этому Казахстан объявил себя безъядерным государством, отвел угрозу нападения со стороны каких-либо радикальных группировок или террористических организаций.

историк Б.Г. Аяган


История независимости связано с именем общенационального лидера Казахстана Н.А. Назарбаева. Выходец из простого народа, Глава государства, прекрасно знал проблемы рядовых казахстанцев, последовательно двигался к созданию социально ориентированного государства. В 1997 году в первом Послании народу Казахстана он подчеркнул, что «Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев - вот ключевые слова, которыми следует охарактеризовать Казахстан, который мы все хотим построить». Он видел, что молодое поколение казахстанцев будет хорошо образовано, будет владеть казахским, русским и английским языками, сохранит традиции предков, будет патриотами процветающей страны, известной во всем мире.

Как отметил Первый Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев «Конституция – это не зеркальное отображение действительности, а представление о должном состоянии общества и государства, поэтому ее потенциал далеко не исчерпан».

За годы независимости конституционные реформы, внесшие масштабные изменения в политическую систему Казахстана, укрепили связи государства и институтов гражданского общества, подняли уровень функционирования государственной власти, сформировали эффективную и сбалансированную систему сдержек и противовесов. Ассамблея народа Казахстана получила возможность представлять интересы этнических групп в высшем законодательном органе страны.

Судебная система стала более эффективной и независимой, были усилены гарантии защиты конституционных прав и свобод человека.  Основной закон определил стратегию поступательного движения суверенного государства.

Ежедневным и кропотливым трудом Нурсултан Назарбаев добился того, что Казахстан за короткий период стал суверенным, независимым государством, а полиэтничное, многоконфессиональное общество сохранило стабильность, мир и благополучие. Социальной политикой государства были заложены основы консолидации, межнационального согласия, равенства всех этносов, проживающих в Казахстане.

Республика Казахстан, согласно Конституции, является светским государством, и государственная политика в религиозной сфере способствует обеспечению стабильности, защищает духовную жизнь казахстанцев от влияния различных деструктивных религиозных течений.

Одной из важнейших интеграционных инициатив Елбасы было создание ЕврАзЭС, с этой идеей он выступил в 1994 году в Москве на лекции в МГУ имени М. Ломоносова. Значимость Евразийской инициативы Президента Казахстана признали и ведущие мировые политики, и крупные научные исследователи. Евразийская интеграция основана на трех приоритетных направлениях развития - экономическое, военно-политическое и культурно-гуманитарное. В 2010 году Таможенный союз стал реальным результатом данной интеграции, связующим звеном в создании Евразийского экономического союза.

Все знают мнение Д.Р. Киплинга, что Восток и Запад «никогда не сойдутся», однако своим Евразийским проектом Нурсултан Назарбаев оспаривает этот тезис как ошибочный.

историк Р.А. Медведев

Евразийская идея Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, несмотря на объективные и субъективные препятствия, концептуально развивается и воплощается.

В кадровой политике Н.А. Назарбаев ориентировался на возрождение и устойчивое развитие Казахстана, привлекал на ключевые посты и должности людей профессионально подготовленных, предприимчивых, с новаторскими созидательными устремлениями и мотивами. Сейчас мы видим преемственность в политике, проводимой К.Ж. Токаевым. По мнению Главы государства Касым-Жомарта Кемелевича Токаева этот проект является прозрачным и эффективным социальным лифтом для талантливой молодежи. Подготовленные и опытные молодые люди смогут занять руководящие должности в системе государственного управления и квазигосударственного сектора.

Казахстан занял достойное устойчивое положение на международной арене, и в этом, несомненно, заслуга Первого Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева. Только своим авторитетом он сумел добиться международного признания, организовал и провел Саммит ОБСЕ, сделал Казахстан диалоговой площадкой для множества ведущих международных организаций и совещаний.

Политические реформы, начатые Елбасы, продолжает Касым-Жомарт Токаев. Улучшается законодательство, в частности, снижено необходимое для регистрации партий число членов - с 40 до 20 тысяч; предусмотрена обязательная 30-процентная квота для молодежи и женщин в избирательных списках партий; принят новый закон о мирных собраниях.

В январе 2021 года прошли парламентские выборы, признанные западными наблюдателями честными и справедливыми. В Мажилис Парламента РК прошли три политические партии. Среди них «Нур Отан», получивший большинство мандатов. Победа ведущей партии была не случайна. Как отметил политолог Андрей Зубов, «Нур Отан» не сидел без дела.

Здесь и встряхнувшие всю политическую жизнь страны праймериз, здесь и 2,2 миллиона казахстанцев, получившие помощь от фонда «Birgemiz», здесь и восстановленные дома жителей Мактаарала, здесь и 28 тысяч предвыборных мероприятий с охватом почти 5,5 миллионов избирателей, новые формы агитации, например, канвассинги и экспромт-встречи (в рамках акции «От двери к двери» в регионах жасотановцы обошли 1,4 млн. домов и распространили 6,2 млн. агитационных материалов). Здесь и 216 программ по каждому городу, области, району, здесь и 339 тысяч электронных обращений, большая часть которых решена партией. Кроме этого, Nur Otan использовала активней других партий социальные сети в агитации – охват составил два млн человек.

политолог Андрей Зубов

А Народная партия Казахстана и «Ак жол» составили так называемую парламентскую оппозицию. Согласно закону о парламентской оппозиции, представители оппозиционных партий имеют право инициировать слушания в стенах парламента, возглавлять комитеты Мажилиса Парламента РК.

По инициативе Президента К.К. Токаева был создан «Национальный совет общественного доверия», который позволит наладить конструктивный диалог между властью и обществом.

Сегодня можно уверенно констатировать, что Казахстан состоялся как суверенное и независимое государство и стал полноправным членом мирового сообщества в первую очередь благодаря деятельности Елбасы.