Человек, который сделал себя сам. Часть 2
26.02.2021 1682
Мы продолжаем знакомить читателей с творчеством доктора исторических наук, профессора Виктора Ивановича Козодоя. Сейчас Виктор Иванович работает над книгой «Алихан Букейханов. Политический портрет на фоне эпохи». 


Продолжение.

Начало читайте здесь: Человек, который сделал себя сам. Часть 1

Как известно, Алихан Букейханов учился в школе в Каркаралинске. Почему? На самом деле, как ни странно, это очень интересное место, где в то время проживало около 2000 человек. Помимо Алихана Букейханова, примерно в тоже самое время, эту школу закончил такой крупный российский исторический деятель, как Лавр Корнилов. Один из лидеров Белого движения Лавр Георгиевич родился в августе 1870 года, то есть они были ровесниками и по всей видимости они учились в одной школе, возможно даже в одном классе. Каркаралинская школа отличалась сильным педагогическим составом. Именно в этой школе Алихан выучил русский язык. Как подчеркивает исследователь В. Козодой, Алихан Букейханов в совершенстве владел русским языком, причем не просто разговорным или письменным языком. В своих статьях и многочисленных публикациях он щедро использовал цитаты из произведений Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина и других. Он очень хорошо понимал юмор, сатиру русских писателей. Как публицист, работая в газете, он просто изводил своих политических оппонентов, используя произведения российской классической литературы. Более того он занимался переводом. Это говорит о том, что он в совершенстве владел русским языком. Изучая биографию российского политического, государственного деятеля, октябриста Александра Ивановича Гучкова Козодой отметил, что во многих публикациях 1906-1908 гг. Алихан Букейханов блестяще разбивает Александра Гучкова, как своего политического противника.

Учителя каркаралинской школы были членами Западно-Сибирского отделения Императорского Русского географического общества, куда входили около двухсот человек, в том числе и Г.Е. Катанаев, Г.Н. Потанин и другие. Это была очень любопытная организация того времени. С одной стороны, она была при государстве, так как получила дотации от государства председатель избирался генерал-губернатором, а с другой стороны, это была общественная организация – коммуникативная площадка, где могли общаться и чиновники благородного происхождения, и разночинцы, и учителя. Вернувшись из Петербурга в Омск, он стал членом этого Западно-Сибирского отделения Российского географического общества. Там он познакомился с идеями Г.Н. Потанина о сибирском областничестве, Сибирской автономии. Об этом говорил и другой политический деятель Казахстана Алихан Ермеков, что вся наша молодость была воспитана на идеях сибирских областников, в частности, Г.Н. Потанина, Н.М. Ядринцева, которые продвигали идею «Сибирь как колония». Крупный башкирский политический деятель Ахмет Заки Валидов в своих воспоминаниях как раз указывал на то, что Алихан Букейханов его свел с Г.Н. Потаниным и он впитал в себя идеи Сибирской автономии. Такие исторически сложившиеся идеологические и политические взгляды Алихана Букейханова уходят корнями в идеологию сибирского областничества.




В 1917 году Алихан Букейханов активно сотрудничал с сибирскими областниками. В съездах и конференциях Алихан Букейханов принимал очень активное участие. Кстати, один из вопросов анкеты гласил: «Сколько лет прожили в Сибири?». Он написал - 38 лет. То есть из 48 лет он указал, что 38 лет прожил в Сибири, с учетом того, что 4 года жил и работал в Санкт-Петербурге, потом в Самаре. Таким образом Алихан в тот период времени позиционировал себя как «сибиряк». Сибиряк, в данном случае, это не национальность, а территориальная привязка.

В 1918 году в ходе восстания большевики потеряли власть, была установлена власть Временного Сибирского правительства, в Семипалатинске стала работать Алаш-орда. Летом лидеры Алаш-орды отправили письмо за подписью в том числе Алихана Букейханова во Временное Сибирское правительство о путях взаимодействия, где 6-м пунктом он там пишет, что надо срочно провести конгресс депутатов всех окраин Российской империи и организовать федерацию, куда могли бы войти Башкирия, Туркестан, Алаш и Сибирь. Историк обращает внимание на то, что это не религиозное объединение, где одни мусульмане, не тюркская республика, а именно территориальная организация.

В этой идее Алихана Букейханова можно обнаружить признаки начала Евразийской интеграции в форме федерации. Условно Алихана Букейханова можно назвать первым евразийцем, хотя это идейное течение было оформлено позже. К сожалению идея реформатора не получила дальнейшего развития, но инициатива такая была. Это довольно интересный момент.

 

Есть информация о том, что он был членом масонской ложи, когда жил и работал в Самаре. Надо понимать, что это была дополнительная коммуникативная площадка, где представители различных политических сил, в том числе левых течений, могли встречаться, общаться, координировать действия по борьбе с общим врагом – царизмом. Алихану Букейханову это дало многое: связи, знакомства, например, с Александром Керенским, который позже стал премьер-министром Временного правительства. Но масонство не являлось доминирующим признаком, в отличие от членства в кадетской партии.

Алихана Букейханова нельзя воспринимать как чисто казахского исторического деятеля. Все-таки он был историческим деятелем общегосударственного, общеимперского уровня. Не случайно он был депутатом Государственной Думы Российской империи. Он был членом Центрального Комитета кадетской партии – партии народной свободы. А в феврале 1917-го года практически все его друзья члены Кадетской партии сами стали представителями государственной власти. Через какое-то время его назначение комиссаром Временного правительства в Тургайской области значило только то, что он сам стал членом Российской власти.

Как известно, он в июле 1917 года разошелся с кадетами по политическим соображениям. Но архивные документы говорят другое. Возвращаясь к анкете 1917 года, там в графе «партийность» он собственноручно написал – член КД. По крайней мере до 8 октября 1917 года он считал себя кадетом.

По поводу провозглашения автономии Алаш, Виктор Козодой считает, что на Всеказахском съезде 1917 года этот вопрос обсуждался. 2 дня шли сложные дискуссии: провозглашать автономию или нет? В итоге было принято решение, что этот вопрос надо отложить до проведения Учредительного собрания. Но была создана организация по управлению казахскими землями – это правительство Алаш-орда.

Очень много путаницы и заблуждений относительно власти Колчака в Сибири. Часто Временное Сибирское Правительство называют правительством Колчака. Колчак в Сибири появился в октябре 1918 года, а к власти пришел только 18 ноября 1918 года. То есть говорить о каком-то сотрудничество до ноября 1918 года – это очень большое заблуждение. Во многом это исходит еще из традиции советской историографии, от которой просто на просто давно пора избавиться, забыть, потому что оно искажает восприятие как российской истории, так и истории Казахстана. На самом деле Временное Сибирское Правительство, Комуч и правительство Колчака – это совершенно разные вещи. Если Колчака считать представителем белого движения, то, согласно документам, когда создавалась сибирская армия, флаг даже был бело-зеленого цвета. А это флаг движения сибирских областников. Его вообще Г. Потанин со своими соратниками придумал еще в 19 веке. И идеи, заложенные в геральдике символа, были принципиально другие.

Претворение идеи автономии началось при Временном правительстве, когда думали провести выборы в Государственную Думу и провозгласить автономию.

Алихан Букейханов, безусловно, выступал за восстановление традиций казахский государственности. Под этим стоит понимать, что автономия – это первый шаг по установлению государственности. По всем общеизвестным документам Алихан Букейханов говорил о казахской автономии в составе Российской федеративной республики. Возникает резонный вопрос: а как же независимость? Создание независимого государства – это очень сложный процесс. Что такое независимое государство? Это, во-первых, земля. Необходимо определить границы территории государства. В условиях самодержавия не было единой административно-политической единицы как Казахстан. Территория Казахстана была разделена и входила в состав нескольких генерал-губернаторств. Одной из задач Букейханова была – вычленить эту территорию. Во-вторых, это население, которое проживает на данной территории. В-третьих, это органы власти и управленческие кадры. С этим была очень большая проблема. Создание автономии – это один из этапов, который позволял решить все три важных вопроса. Возможно, в идеале, Алихан Букейханов видел Казахстан как независимое государство, но в документах историк этого не нашел.

На самом деле идеи автономии в общественном сознании были настолько сильны, что даже после окончания Гражданской войны большевики не могли этому противиться и в 1920 году была провозглашена Казахская советская автономная республика. Пусть советская, но тем не менее – автономия! А в 1936 году Казахстан стал союзной республикой со всеми атрибутами полноценного государства. И благодаря этому в 1991 году полностью обрела независимость. Исходя из этого есть все основания смело говорить, что Алихан Букейханов оказал серьезнейшее влияние на создание автономии.

С установлением Советской власти политические оппоненты отстранили его от этой деятельности. Когда Алихана Букейханова привлекли для работы – это был некий компромисс, большевикам нужны были руководящие кадры. Согласно условиям, выдвинутыми большевиками, деятели Алаш не могли заниматься политическими вопросами, им определили сферы образования, культуры и т.д. Но идею автономии никто побороть не смог.

Но позже начались проблемы. Например, после окончания войны уже в 1920-м году был крупный политический процесс над членами Всероссийского правительства. 20 человек арестовали, 7 из них приговорили к разным срокам заключения, а четверых расстреляли. С деятелями Алаш большевики поступили по-другому: они все получили амнистию. Более того, их попытались интегрировать в органы власти. Алихан Букейханов работал в Наркомземе народным комиссаром земледелия. Об этом свидетельствует целый ряд документов Центрального Государственного Архива Республики Казахстан, которые никто не исследовал.

27 сентября 1937 года Алихана Букейханова осудили за принадлежность к террористической организации. Надо иметь в виду что 1937-1938 годы называют годы большого террора. В маховик всех этих репрессий попали представители ленинской гвардии. Фактически из первых членов Политбюро партии большевиков не выжил никто, только И.В. Сталин. Бухарин, Зиновьев, Каменев, Рыков, полководцы Гражданской войны Тухачевский, Блюхер тоже попали под маховик репрессий. Как бы там ни было Алихан Букейханов все равно был противником советской власти, он этого не скрывал. Исходя из логики тех событий остаться в живых шансов у него практически не было. Из материалов судебного процесса видно, что он очень много брал вины на себя, чтобы попытаться вывести из-под удара своих сторонников, соратников. Видимо Алихан Букейханов понимал, что он уже не выйдет живым из рук НКВД. Если сравнить его ответы на вопросы допросов в 1926 году, 1929 году и в 1937 году, они сильно отличаются. Когда человека арестовали, месяцами держали в изоляции, какие меры воздействия к нему применяли, можно только догадываться, что там происходило. Это черные страницы истории.

Вся его жизнь была проблема выбора. Он шел вперед, преодолевая проблемы. Во-первых, он сам себя сделал значимым человеком. Хоть он был знатного происхождения, чингизидом, его семья была не очень состоятельной. Все, чего он добился в жизни, он добился сам. Когда уже в 1919 году армия Колчака отступала ему говорили: «пойдем с нами за Байкал». Он отвечал: «нет, я останусь здесь, со своим народом». Он прекрасно понимал, что с ним могли сделать. Фактически он остался «на милость победителя». У него не было мысли бежать, куда-то эмигрировать, он остался вместе со своим народом. Это действительно тяжелый выбор. Этот поступок достоин уважения, памяти. Такой лидер, как Алихан Букейханов – это светлая страница истории Казахстана, считает Виктор Козодой.