Сара Есова. Одна из первых борцов за права женщин
10.06.2020 3846
Для большинства имя Сары Есовой связано с ее мужем, председателем СНК Казахской ССР, Оразом Исаевым, ставшим жертвой сталинского террора 1937-1938 годов

Между тем, Сара Есова считается одной из первых комсомолок и женщин-журналистов, которая будучи заклеймленной «женой изменника Родины» сумела возглавить Центральный государственный музей страны. Портал QazaqstanTarihy расскажет о Саре Есовой, одной из первых борцов за права женщин в Казахстане

Известно, что Сара Есова родилась в 1903 году в ауле Кара-Шенгель Кызылординской области в семье простого рыбака Сатпая и его супруги Ажар. Однако мало кто знает, что сам Сатпай был сыном Ес батыра и внуком знаменитого Актан батыра, того самого, который в XVIII-XIX вв. воевал против Хивинского и Кокандского ханств, а также против Российской империи.

Семья у Сары была большая. В соседних юртах рядом с Сатпаем жили его братья Дусейбай и Утегали, на три семьи у них было две коровы и по одной лошади и ослика. Материальное положение семьи, в которой помимо дочери Сары, воспитывлись трое детей Ергали, Марьям и Турсун, было нелегким, а потому семейство вскоре перебралось в аул Ит-Имген Казалинского уезда, где трудился сначала рыбаком, а позже обычным крестьянином. Когда Саре исполнилось шесть лет семья осела неподалеку от станции Соло-Тюбе Туркестанской железной дороги, где Сатпай работал в магазине узбека Нарзуллы Раджийбаева, который вместе с братьями основал в ауле школу. Год спустя, в возрасте семи лет, Сара поступила в эту школу.

В этой школе Сара проучилась до 1915 года, а оттуда отправилась в татарское женское училище в Оренбурге, больше известное как «Багбустания». Основательницей училища является татарский педагог Багбустан Мукминова. За четыре года обучения Сара Есова освоила основы ислама, татарский и русский языки, арифметику, рукоделие, историю, географию и естественные науки. В 1919 году Сара окончила училище, вернулась в Ак-Мечеть и стала работать преподавательницей начальной казахско-татарской школы. В том же году девушка стала членом комсомола и с головой окунулась в строительство социализма. Под ее руководством в регионе началось строительство интернатов и детских домов для беспризорных детей, собирались средства на их нужды, она лично посещала отдаленные аулы и разъясняла местным женщинам важность борьбы с многоженством и продажей девушек за калым. В этом нелегком деле ей помогали подруги Алма Оразбаева, Нагима Арыкова и Мадина Бегалиева, которых позже за дело назовут организаторами женского движения в Казахстане. Их усилиями были созданы т.н. Красные юрты, в которых женщин консультировали по правовым вопросам, искореняли безграмотность и даже предоставляли медицинскую помощь.

В этой работе им особенно помогал комсомолец Гани Муратбаев. Именно благодаря этому молодому человеку, как вспоминала сама Есова, она и пришла в журналистику. Вспоминая Г. Муратбаева, Сара Есова рассказывала:

 

 «Гани был не только общественным деятелем, но и деятелем искусства. Он очень любил песни и сам хорошо пел. В 1921 году, во время І съезда комсомола Казахстана в Оренбурге, по заданию Гани мы в доме Ергали Алдонгарова организовали большой вечер самодеятельности, на который пригласили Александра Затаевича. В тот год Затаевичу особенно понравились песни Гани Муратбаева, Ергали Алдонгарова, Алмы и Мадины Оразбаевых. Затаевич даже внес в первый том «1000 песен казахского народа» песни «Дудар-ай» и «Катын жырау» в исполнении Гани»

 

В 1920 году Сара Есова получила партийный билет коммуниста и вместе с Гани Муратбаевым начала работу в Центральном комитете комсомольской организации в Туркестане. Через два года, осенью 1922 года, ее направили в Жетысу: местному обкому партии была необходима помощь в организации работы среди мусульманских девушек. Здесь Есова пыталась вовлечь местных женщин в политическую работу региона посредством открытия библиотек, школ и народных домов.

Сара Есова искренне считала, что серьезным препятствием на пути к раскрепощению казашек в первые годы Советской власти являлось затворничество, которое вступало в полное противоречие с советским отношением к женщине как равноправному члену общества. Она называло эту практику пережитком патриархально-родовых и феодальных отношений, для отмены которых требовалась длительная и упорная работа по просвещению самих женщин. Она лично вела агитацию и пропаганду среди женских масс, организовывала митинги за права женщин в Кара-Калпакской автономной области, Сырдарьинском и Алма-Атинском округах.

Во время работы в Жетысуйском обкоме С. Есова увлеклась журналистикой. В 1923 году она стала ответственным редактором газеты «Тілші», через два года – редактором выходившей в свет на арабском языке газеты «Теңдік», казкрайкомовского журнала «Әйел теңдігі», а в начале 1924 года руководила работой газеты «Жетісу әйелі».

В феврале 1929 года Сара Есова была избрана председателем республиканского комитета Союза работников просвещения. На этой должности она находилась вплоть до октября 1932 года. К тому моменту она уже была замужем за Оразом Исаевым, тогда работавшим Председателем СНК Казахской ССР. Она часто помогала мужу в его делах:

 

По словам самого Кастеева, в 1930 году Исаев выдал ему 1000 рублей, заявление же на данное финансирование подготовила, «отбарабанив» на машинке в приемной Исаева, его секретарь-референт и супруга Сара Есова. Спустя еще три месяца Абылхану выдали еще две тысячи рублей: благодаря этим деньгам, как рассказывал сам Абеке, он устроил свадьбу и соединил свою судьбу с Сакыш Кастеевой. О заботе О. Исаева и Т. Жургенова Кастеев не забывал никогда. Даже спустя более 40 лет, на праздновании своего 60-летия он уже в который раз выразил свою признательность этим выдающимся государственным деятелям, адресовав ее присутствовавшей на юбилее Саре Есовой и другим их родственникам.

 

В 1932 году, когда Сара Есова ждала второго ребенка, ее отправили в Алма-Ату для учебы в Институте марксизма-ленинизма. Там она обучалась на преподавателя истории народов СССР. Окончив в 1937 году институт, ее направили заведовать кафедрой всеобщей истории Казахского педагогического института.

Осенью 1937 года Сара Есова впервые столкнулась со сталинскими репрессиями: ее привлекли к даче показаний на секретаря Казкрайкома Измухана Курамысова. Она не испугалась давления чекистов и стала одним из двух человек, кто назвал «контрреволюционера» Курамысова «политически грамотным и энергичным партийным работником».

Однако совсем скоро ей самой пришлось встать на место обвиненного в «контрреволюции». Это случилось спустя несколько дней после ареста ее мужа Ораза Исаева, летом 1938 года. Через почти три месяца после ареста, 29 августа 1938 года, Ораз Исаев был расстрелян, а сама Сара провела под следствием девять месяцев.

Известно, что арест Сары Есовой встретил жесткое сопротивление со стороны вдовы Ленина Надежды Крупской. Поговаривают, что она даже обращалась к Сталину по поводу Есовой, но ее попытки как-то вразумить Кобу были безуспешны. Впрочем, за девять месяцев следствия чекистам так и не удалось доказать причастность Есовой к контрреволюционным мероприятиям ее мужа, и 9 марта 1939 года она была освобождена.

Между тем реабилитация не дала Есовой права вернуться на преподавательское поприще. Гибель мужа сделала ее главной кормилицей семьи, в которой помимо двоих сыновей десяти и четырех лет была престарелая мать и брат Турсун, совсем еще ребенок.

Сара Есова сумела найти работу только спустя два месяца после освобождения. Она устроилась научным сотрудником в Центральный государственный музей страны, затем стала заведовать историко-революционным отделом. Вскоре после окончания войны, в 1947 году она начала работать заместителем директора по научной работе, а в 1955 – и вовсе стала директором музея и проработала в этой должности семнадцать лет. Можно сказать, что вся последующая жизнь Есовой так или иначе была связана с музеем.

Ее коллеги рассказывали, что она одной из первых в стране ввела научные принципы комплектования фондов музея. При ее непосредственном участии по всей стране были организованы крупные экспедиционные сборы этнографического и исторического материала, которые позже были показаны на декаде казахской литературы и искусства в 1958 году в Москве. Эта ее работа была высоко оценена партийной номенклатурой СССР, которые наградили ее орденом «Знак Почета» год спустя.

В воспоминаниях коллег Сара Есова была искренней, прямолинейной, но вместе с тем, очень светлой души человеком. Райхан Космамбетова вспоминала:

 

«Многих поражала ее удивительная память. В семьдесят лет она читала наизусть поэму "Двенадцать" Блока. Есенина, Блока она любила особенно, знала очень много стихов. Когда мы возвращались из командировок и дорога становилась утомительной, Сара Сатпаевна начинала читать нам стихи. И никогда не сбивалась, читала до самого Алматы»

 

Исследователи жизни Сары Есовой говорят, что ее сильно подкосила смерть старшего сына Нурлана, ушедшего из жизни в возрасте 52 лет в 1982 году. Спустя два года, 15 апреля 1984 года, не стало и самой Есовой.