Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Сакральные места Восточного Казахстана

31148
Сакральные места Восточного Казахстана - e-history.kz

Портал NDH организовал историко-культурную экспедицию в Зайсанский район - исторический край на границе страны, где удалось собрать материалы об исторических местах Шиликтинского региона

Долина Шиликти, растянувшаяся в длину на 60 км и в ширину на 30 км, край богатый историческими событиями.

Только в начале ХХ века в этом краю жили потомки Жумыка (Жумык - это род) – Хожан и Бурымбет, род Бурымбет возглавлял Зейнолла Бутабайулы, а бием рода Хожан был – Коныр Мажифтулы.

В ходе экспедиции сотрудник портала NDH побывал на могиле этих исторических личностей, прочитал молитву, узнал новые сведения.

Недалеко от Жалши, который находится всего в пяти километрах от Шиликты, стоит мавзолей Зейноллы. Нас сюда сопровождали старожилы аула Шиликты Жалел аксакал и Саяш мырза. Жалши соответствует своему названию, густо растущий чий имеет крепкие, кучные корни, хотя, как оказалось, в некоторых местах можно проехать на транспорте.

Чий выше человеческого роста, а в некоторых местах может даже скрыть всадника.

Мавзолей Зейнуллы виден издалека. Мавзолей построен известным архитектором Баязитом Сатбайулы. На верхней притолоке мавзолея он фигурными буквами написал свое имя, подтверждая своею авторство. Причину этого объяснил нам учитель истории с многолетним стажем Саяш ага Насиретов:

«Во-первых, народ итак знал Зейноллу, они уважительно прозвали его «Жәжең», во-вторых, архитектор Сатбаев, возможно, чуть-чуть схитрил».

Кто он – мастер Баязит?

Смышленый от природы, талант от Бога Баязит Сатбайулы, в детстве был в прислугах у русских богачей, строительное ремесло начал изучать когда работал у стамбульского архитектора Абдолла Эфенди, специально приглашенного в 1890 году для строительства мечети в Семипалатинске. Так он познал тонкости восточного зодчества, а также методы русской, европейской архитектуры. Таким образом он встал у истоков архитектурного искусства своей страны.

Исторические места, дома купцов, магазины, административные здания, гостиницы, городские ворота, большинство памятников начала ХХ века построены благодаря Баязиту Сатбайулы. Бесспорно, он делал чертежи здешнего строительства, участвовал при сортировке нужного материала, учитывал их полезные и эстетические стороны.

Зайсан сегодня цветет благодаря правильным расчетам, сделанным более века назад. Баязит Сатбайулы, прибыв сюда в 1900 году вплоть до 20-х годов ХХ века управлял здешними строительными работами.

С 1900 года мастер начал строительство в Зайсане основных городских учреждений, молитвенных и религиозных домов, магазинов богатых купцов. Последние годы жизни он провел на территории нынешнего Синьцзяна, таким образом мавзолей Зейноллы Бутабайулы - это его последнее творение на казахской земле.

В чем особенность мавзолея Зейноллы?

Мавзолей, построенный в 1925 году, состоит из двух частей. Основная фасадная восьмиугольная часть возвышается, затем сужается у места стыка с задней округленной частью. Отделанная узором входная дверь свидетельствует о том, что мавзолей построен с особым почетом. Вход оформлен арочным порталом. Широкие углы лопатки завершаются на уровне кровли четырёхгранными тумбами, входной портал композиционно продолжен на кровле малым шатром с кокошниками по трём граням. Мавзолей освещается двумя боковыми и одним большим западным проёмами. Эти проемы чередуются с перспективными декоративными арочными нишами. В оформлении фасада мавзолея применены разнообразные приёмы декоративных кладок. Общая длина здания 9,4 м, ширина 5,78 м, высота 8,8 м.

Мавзолей построен из сырцового кирпича и облицован жжёным кирпичом фигурной кладкой. По словам исследователей, на сегодняшний день, на территории Восточного Казахстана есть всего два мавзолея, где при строительстве использован жженый кирпич, и один из них – мавзолей Зейноллы. В казахской культуре мавзолеи строились не просто так: в отличие от могил, мавзолеи строились для людей, пользовавшихся при жизни особым уважением, авторитетом.

Специальные печи для изготовления и обжига кирпича, принадлежавшие народному архитектору Баязиту Сатбайулы находились в городе Зайсан. Готовые обожженные кирпичи, изготовленные в разной форме, в мешках на лошадях и на верблюдах доставляли из Зайсана в Шиликты, находящегося в 60-ти километрах от города. Мавзолей Зейноллы иногда называют «Куполом Зейноллы». 

Возможно это правильно, но, в соответствии с особенностью исторического памятника, так писать и говорить будет не верно. Потому что вторая комната мавзолея является купольной. Первая часть мавзолея построена в сложной форме, похожей на архитектуру Юго-Восточной Азии. Обойдя памятник со всех сторон, мы убедились, что в строительство мавзолея, по сравнению со строительством домов и магазинов богатых купцов, мастер приложил все усилия и весь свой талант. Мавзолей охраняется государством.

Интересно, что среди всех домов, магазинов знаменитых купцов Зайсана, построенных Б.Сатбаевым, в список вошел лишь мавзолей Зейноллы. О чем это говорит? Я считаю, что причина этого – сложность постройки. Все сохраненные до сегодняшнего дня городские здания не повторяют друг друга, узоры и орнаменты, украшающие мавзолей Зейноллы, начиная с фасада и до задних дверей, досконально продуманы.

Кто покоится в мавзолее?

Один из наших путеводителей – Жалель аксакал, хоть и разменял восьмой десяток лет, не согнулся, все так же ходит прямо и бодро, он рассказал нам разные предания, которые бытуют в народе.

«В первые годы в этих двух комнатах были похоронены тела двух человек. По словам потомков, это были тела – самого Жажена и его матери. Там не было земляной насыпи, земля была ровной», - вспоминает Жалель Магжай улы.

В 1980 годах «Казрестоврация» провела реставрационные работы, работы продолжились и после землетрясения 1990-1991 годов. Надгробный памятник поставлен у входа в первую комнату, хотя известно, что там покоятся два человека.

Мавзолей огорожен специальным ограждением, но внутри все равно заросло густой травой. Высокие заросли чия и крапивы мешают передвижению человека. Посетители могут и не найти скамейку, установленную специально для тех, кто пришел почтить память предка.

Еще одна особенность – памятник расположен у самой границы. Дальше Шиликты нет населенных пунктов. И на той стороне границы также, до сих пор хранятся произведения искусства народного мастера, знаменитого архитектора Баязита Сатбайулы, чьи творения поистине не знают границ.

Автор: Заңғар КӘРІМХАН 

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?