Южный Казахстан – один из самых богатых регионов по количеству святых мест, исторических памятников, археологических открытий. И Туркестан в этом ожерелье святынь является главной жемчужиной.
Мы посетили этот город и не могли пройти мимо его древнего городища Культобе, на котором увлеченно работали археологи. Нас любезно встретила Айсулу Ержигитова, старший научный сотрудник отдела археологии Южно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея.
- Древние слои этого поселения были открыты в 2010 году. С этого времени и исследования Древнего Туркестана ведутся Туркестанской археологической экспедицией Института археологии им А. Маргулана под руководством одного из ведущих исследователей Туркестанского региона к.и.н., Смагулова Ерболата Ахинжановича. С 2010 года археологи вели работу в рамках программы «Культурное наследие», затем некоторый период работали по гранту Министерства образования и науки РК. Объемы работ в каждом сезоне зависят от выделенных бюджетных средств, а они обычно не большие. А планы у нас масштабные - вскрыть планировку всей древнейшей цитадели Ясы. Пока установлено, что история Туркестана начинается именно здесь. Мы здесь находим бронзовые монетки I-II вв н.э., выпущенные в свое время от имени правителей могущественной кушанской империи.
Р.С. По комментариям руководителя археологической экспедиции монета относится к середине II века н.э. и издана кушанскому императору Хувишке. Мы начали увлекательную экскурсию по древнему городищу.
- Вы видите крепостные стены цитадели. Цитадель, скажем, по тем временам не маленькая, занимает обширную площадь. На данный момент она открыта не полностью, может быть всего на 20 процентов. Но уже расчищено основание (первый этаж) замка крестовидной в плане формы, открыты различные пристройки и служебные помещения. Но все же мы еще не можем сказать со всей точностью, для чего предназначены те или иные помещения. Комплекс полностью еще не раскопан, но мы знаем, что здесь было первичное здание, построенное возможно в 2-1 вв. до н.э., - рассказывает Айсулу Ержигитова.
Это время распространения в регионе сарматской культуры. Очень много предметов сарматской эпохи. Когда мы здесь копали мы нашли именно такие предметы и знаки, которые употреблялись в эпоху сарматских племен.
Следуя за гидом, мы поднялись на крепостную стену.
- Вот крепостная стена. В средневековье как известно, все города были обнесены крепостными стенами. Мы пока открыли этот небольшой участок. Полностью его открыть не удается, потому что не достаточное финансирование не позволяет этого сделать.
Перед современными археологами стоит сложная дилемма. Если не открыть и не исследовать древний памятник, то история возникновения города Туркестан будет скрыта от науки. В то же время, открытые памятники нельзя оставлять под открытым небом. Под воздействием природных явлений они быстро разрушаются и исчезают. Как быть? Где органы, которые должны следить за сохранностью археологических и исторических объектов?
- Это уникальный памятник. Самый изученный древний памятник городской культуры на территории Казахстана. К тому же, он расположен на территории туристического объекта музея-заповедника «Азрет-султан».
- У крепостной стены своя история сооружения, строительства, – продолжает нас просвещать Айсулу Ержигитова, - мы выделили 2-3 таких этапа. Первый период связан со строительством узкой крепостной стены. Пока не открыта вся стена трудно говорить о ее датировке.
Пройдя по внутренней стороне стены можно увидеть бойницы, которые предназначались для обороны здания. В более поздний период эту стену расширили и пристроили дополнительные помещения. Для чего они были предназначены пока точно сказать трудно. На данный момент открыто 3 помещения. Здесь также обнаружены керамические находки. Наконечники стрел пока не находили. Сквозные проходы в крепостной стене Таким образом вырисовывается контур крепостной стены цитадели. За этой стеной располагался сам город с шахристаном и рабадом.
- А можно определить местоположение основных частей города?
- Пока нет. Чтобы сказать точно, конкретно, где, что находилось у нас недостаточно объективных, материальных данных. Есть, конечно, предположения, но их очень много. Вот когда закончим раскопки, тогда и будет видно.
Рабочее место Айсулу и ее инструменты
Сам по себе холм небольшой. Есть по-видимому еще какие-то более поздние слои. Но мы их не копали. Это очень трудоемкая работа и очень затратное мероприятие. Тем более, вся работа ведется вручную. Это очень скрупулезная работа, не просто лопатой покапал, надо где-то более тщательно поработать с материалом. Мы привлекаем рабочих, но отбираем самых ответственных.
- А как вы определили, что это цитадель? Есть какие-то отличительные признаки?
- Об этом свидетельствует характер архитектурной застройки, которую мы частично вскрыли. Вырисовывается замковое сооружение в кольце (в шестиугольнике?) мощных крепостных стен.
Бойницы слегка разрушенные
На крепостной стене много интересных деталей. Бойницы, сквозные арочные проходы. Если присмотреться, то видно кирпичную арку. После тщательной расчистки кирпичи вырисовываются. Бойницы слегка разрушенные. Видимо часть стены была разрушена, потом отремонтирована. По кирпичной кладке видны приемы строителей. Есть небольшие помещения, предназначенные, возможно, для воинов, защитников цитадели. А эта бойница прекрасно сохранилась.
- Если мы находимся на вершине крепостной стены, значит основной город находился значительно ниже?
- Да, возможно, что ниже тоже есть какие-то слои, но мы сейчас исследуем тот период, который относится к цитадели и тут мы дошли до материкового слоя. Этот тот слой, который нам нужен. Конечно, возможно, если мы начнем копать дальше, то будет обнаружено какое-то более древнее поселение. Многие участки были разрушены в более поздние периоды, в конструкцию вносились изменения, в разные периоды строились свои здания и фортификация. При этом, очень многие помещения испещрены мусорными ямами. Очень много участков стен, которые подвергались ремонту. В определенные моменты, с изменением ситуации здесь делали ремонт, в некоторых местах кладка пропадала.
- Удивительно, как вообще можно все это раскопать? Какие специфические приемы вы применяете?
- Обычно, когда мы проводим раскопки, начинаем от определенного помещения, находим стену, поворот угла и другие детали…
Вот нижняя часть стены этого помещения, и мы дальше уходим, расчищаем, причем вот здесь вот хорошо сохранилась обмазка стены, штукатурка. Мы идем по ней, проще говоря, «гоним эту стену», и вот она идет дальше, делает определенный поворот, так мы находим остальные детали. Это настоящие кирпичи, не выдуманные, мы их не выдалбливали, не рисовали. Вот мы вышли на арочный проем, с внутренней стороны ее видно более отчетливо. Сохранилась кладка стены, как они выложены, каждый кирпич, каждый ряд. Сохранились такие следы арочных проемов.
- То есть там был проход?
- Да, проход в следующее помещение. Таких арочных проходов здесь в здании 12.
- Если вообразить, то можно представить красивую кирпичную кладку.
- Конечно, когда мы ее только обнаружили, расчистили, она выглядела великолепно. Конечно, со временем она подверглась природным воздействиям: промывается дождевыми и талыми водами. Сейчас она осыпалась, но сохранилась. Вот еще одно помещение. Здесь присутствуют не бойницы, а скорее всего продухи, предназначенные для циркуляции воздуха. Небольшие сквозные отверстия. Некоторые из них как небольшие ниши, полки, а некоторые как продухи. Здесь кладка сохранилась очень хорошо. Хорошо сохранились потолочные карнизы. Из этого можно сделать вывод, что здание было двух или трехэтажным. Но это пока только предположение.
- В замке есть жилые помещения?
- Жилые помещения есть, они снаружи, а в замке располагались на 2-3 этажах, которые не сохранились. Здесь в основном нежилые комнаты. Когда мы будем иметь общую картину, план, тогда можно будет привлечь архитекторов, специалистов по средневековым сооружениям и можно делать историческую реконструкцию. Есть проходы, которые были специально заложены, забиты. Но археологи сумели восстановить планировку помещений проследили по кирпичным кладкам и вышли на арочный проход.
Центральный коридор делит помещение на правое и левое крыло. Все это здание имеет крестовидную форму. Вся площадь была забита кирпичами, плотно забутовано до самого верха вот такими кирпичами, которые легко спутать с кирпичной стеной. В некоторых местах есть мусорные ямы, вполне напоминающие подземный ход, туннель. Не исключено, что он мог вывести в город. Но их изучение затруднено и опасно риском обрушения. Поэтому неизвестно, какие еще сюрпризы преподнесет это городище. Наличие подобных воздушных продухов наталкивает на мысль, что здание имело несколько этажей. Если бы здание было одноэтажным, то не было бы в вентиляции технической необходимости. Тем более в этих помещениях не было даже окон. Очевидно, археологи раскрыли нижние помещения цитадели.
Археологический сезон начали в начале мая. Обычно сезон длится от 2-х до 4-х месяцев, но многое зависит от погоды и от финансирования. В этом году исследователи подали эту тему на конкурс Министерства культуры и спорта РК. Работу необходимо продолжать, подробнее изучить этот памятник. Сейчас ждем результатов. Надеемся, они будут положительными.
Приезжал руководитель РГП «Казреставрация», все посмотрел, пообещал, что все работы можно провести, где-то замазать, где-то провести реставрацию, консервацию. В августе-сентябре этого года они планируют полностью поменять временный навес. Здесь, но в более поздних стенах мы нашли очень древнюю руническую надпись на керамическом горшке. Но к сожалению, этот язык не известен специалистам и прочитать надпись пока не удается. Этот горшок был целый мы его нашли прям в крепостной стене, специально была сделана ниша и поставлена такая деталь, как для интерьера.
К разговору присоединился известный краевед Ерлан Сыздык.
- Это излюбленное место туристов. Они с огромным удовольствием могут здесь задержаться на 1-2 часа. Недавно были голландцы, они уходить не хотели.
- Сейчас мы просим архитекторов подготовить пешеходные дорожки из дерева специально для туристов. Это позволит туристам пройти экскурсию по археологическому памятнику, не создавая трудностей для археологической исследовательской работы. Им надо где-то подняться на самый верх, или спуститься вниз, чтобы рассмотреть какие-то детали. Пешеходная дорожка могла бы быть в двух уровнях. Но все упирается в финансы. Хотелось бы скорее увидеть наш памятник в числе туристических объектов. Сохранилась хозяйственная яма, в ней были обнаружены фрагменты кухонной керамики. Местные жители мусор постоянно дезинфицировали золой, чтобы не было запаха, насекомых. Жилые помещения небольшие, были печки, круг, где стоял хум – огромный сосуд для хранения зерна, достигавший человеческого роста. Здесь жили люди, которые обслуживали здание. Сохранились кирпичи, они держатся, несмотря на то, что им 21-22 века. Потолочные карнизы говорят о наличии потолка. Некоторые проходы открывать не стали. Реставраторы просили оставить нетронутым.
- Это может быть башней?
- Не знаю, сложно сказать.
- Какая функция была у замка?
- Можно сказать уверенно, это было нежилое здание, не так много бытовой посуды, нет определенных очагов. Скорее всего это было административное здание. Временный навес изношен настолько, что требует полной замены Археологическая экспедиция отработала уже 3 месяца. Заканчивается 3-летний грант Министерства образования и науки РК «Древний Туркестан: планировка, архитектура», по которому будет подробный отчет. А что будет с дальнейшим финансированием проекта? Нельзя бросать уникальный исторический, кульутрный объект, который, несомненно, носит сакральный характер, причем не только для казахов, но и для тюрков и мусульман всего мира. Это подтверждают и многочисленные международные туристические группы, которые посещают Туркестан. Архелогический объект нуждается в срочных мерах по сохранению и реставрации памятника. Иначе перед нашими потомками будет стыдно.
Арман СУЛЕЙМЕНОВ
Астана – Шымкент – Туркестан – Астана