— Что подтолкнуло вас на исследование жизни и творчества писателя Ильяса Есенберлина?
— Интересный вопрос. Я стал задумываться над исследованием жизни Есенберлина в начале 90-х годов. В 1993 году я сменил работу и переехал в город Акмолу. В этот год случилось одно интересное событие. Директор акмолинского Казахского драматического театра Жакып Омаров решил поставить спектакль, посвященный Шамши Калдаякову, и именно для этого пригласил драматурга Оразбека Бодыкова. Как-то мы беседовали втроем, и я поделился мыслью, выражающей несколько иной взгляд на отношения между Россией и Китаем. Жакып тогда спросил, почему я так думаю. Незадолго до этого я сидел в библиотеке и читал книгу И. Есенберлина «Кочевники», которую позже прочел и на русском языке. Я привел оттуда пример, где Абылай хан и Бухар жырау ведут разговор о присоединении к России. Если говорить кратко, то я рассказал Жакыпу и Оразбеку о том, что большое государство хотело колонизировать маленькое и уничтожить ханство. Таким образом, произведение Есенберлина значительно повлияло на меня. Ильяс Есенберлин пишет о том, что государство уже давно было объединенным и централизованным. Россия становится централизованным государством только при Петре І. А Казахское ханство объединилось за полтора века до этого. Писатель охватил эти события в своей трилогии полностью. Глубокая мысль писателя, его трудолюбие стали для меня самой главной причиной для исследования биографии Есенберлина. Начиная с 1993 года я стал собирать сведения и факты, и два года назад я занялся написанием книги, которую издал на собственные деньги.
— Ваша книга считается и не художественной литературой, и не монографией, а научно-познавательным произведением. Вы можете назвать себя есенберлиноведом?
— Сначала я расскажу вам о том, почему я не написал научный труд. Причина этого заключается в том, что в книге я использовал воспоминания и цитаты самого писателя и его современников. Также в этой книге есть глава «История в произведениях И. Есенберлина и историческая преемственность». В ней написано: «Тарих — қосылғыштардың қосындысы емес», т. е. «История — это не результат того, что хотелось бы присоединить». Эта цитата взята не из «Кочевников», а из романа «Лодка, переплывающая океан». Также здесь написано: «Абыройға лайықты «импрам», что означает «Достойная уважения «толпа». Есть мои коллеги, которые так и не смогли принять слово «толпа». Они говорят: «Зачем это слово? Причем здесь оно?». Ильяс Есенберлин несколько раз использовал это слово в своих произведениях. Проблема здесь не в толпе, а в народе, создающем историю… А если говорить о самом Есенберлине, то это и был мой первый шаг, направленный на изучение творчества и биографии писателя. Столько трудов можно еще написать об этом. Если я найду новые факты и сведения, то, конечно же, опубликую их. У меня не так много документов касательно его жизни, потому что многие из них я не могу найти. Например, когда он работал в Карсакбае, то написал письмо секретарю райисполкома. До сих пор не могу обнаружить этот документ. Свою книгу я считаю посильным вкладом в изучение жизни и творчества писателя.
— Ильяс Есенберлин считается писателем-историком. Нет ли таких моментов в его произведениях, где бы он обошел историческую правду?
— И. Есенберлин прошел столько ступеней в жизни… Он получил профессию горного инженера, принимал участие в Великой Отечественной войне, был политруком на фронте, получил звание офицера. По словам Есенберлина, он писал стихи и дастаны во время войны. Когда он был еще школьником, то писал свои стихотворения в стенгазету. «После войны я был ранен и не смог больше быть инженером ввиду того, что не был теперь годен по здоровью, я стал уделять больше внимания творчеству, — говорил он. — Я искал. Я написал дастан «Айша», посвященный Маншук Маметовой». Также вышли в свет поэмы, посвященные Адилю Майкотову (революционеру, принявшему активное участие в становлении Советской власти) и аль-Фараби. Он также писал киносценарии. В общей сложности он написал около десяти сценариев, однако все они подверглись сильной критике на собрании совета писателей со стороны Ануара Алимжанова. Писателя это не остановило. Его интерес к истории был столь велик, что в начале 60-х годов он приступает к написанию романов на исторические темы. В общей сложности Есенберлин написал 17 романов, более 40 стихотворений, около 8 дастанов. В его произведениях написана правда как она есть, без приукрас. В 70-х годах, когда не утихал научный спор о времени образования Казахского ханства, Ильяс Есенберлин однозначно указывал, что произошло это в ХV веке. Он описал причины образования ханства и его ханов. Он говорил: «Омбыда жүргенде хандар мен Кенесары туралы мәліметтерді жинап, шығыс ғалымдарының еңбектерін көптеп, оқыдым», т. е. «Когда я был в Омске, я собирал сведения о ханах и Кенесары, вместе с тем я читал многие труды восточных ученых».
— Произведения Ильяса Есенберлина охватывают период начиная со средних веков и истории Казахского ханства до XX века. За точно отображенное противостояние в романе «Айқас» («Схватка») он получил Государственную премию. Скажите, пожалуйста, каков ваш взгляд на его романы «Маңғыстау майданы» («Мангистауский фронт»), «Алтын аттар оянады» («Золотые кони просыпаются»)?
— Очень уместный вопрос. Я как раз ищу ответ на данный вопрос. Время рождения Есенберлина совпало с периодом становления Советской власти. Он родился в 1915 году, а с 1923 года воспитывался в детском доме. Несмотря на тяжелое детство, он нашел свое место в жизни. Он бродил по улицам Атбасара полураздетым, голодным и был определен в детский дом. Он едва не стал уличным хулиганом. В детском доме он изменился, а после того, как получил образование, отправился в Карсакбай, где работал районным инструктором в исполнительном комитете. Жизнь его сложилась. По-моему мнению, он, воспитанный в духе советского времени, искренне считал, что советское общество замечательное: оно дало ему образование, помогло стать человеком. Однако в 1932–1933 годах во время работы инструктором в Карсакбае Есенберлин написал письмо в районный райисполком секретарю Тилляеву: «В стране голод, почему казахи умирают? В Карсакбае есть и русские рабочие, однако их быт сносный. Их семьям выделяется дополнительное питание. Если этот паек совсем немного уменьшить и дать казахам?». Этот случай рассказал младший брат писателя Раунак. Также стоит сказать, что после войны Есенберлин работал на киностудии. Однако в то время его исключили из партии. Причиной стало происхождение его жены Диляры. Ее отец Хамза Жусипбеков был юристом, работал комиссаром юстиции, в 1937-м году его признали «врагом народа» и расстреляли. …Говорят, что вблизи Акмолы жил старший брат Хамзы Жусипбекова. Есенберлин, поехав в командировку, нашел его и получил благословение. В последующие годы один из его товарищей рассказал об этом факте, написав письмо в центр, вследствие чего писателя выгнали с работы и он устроился в филармонию. В той самой филармонии и случилась одна история.
— Какая именно история?
— Когда в филармонии стали считать средства, затраченные на прошедшие в Москве Дни культуры, то оказалось, что денег не хватает. Если точно, то недоставало 3000 рублей. Самым первым, как известно, обвиняют начальника, поэтому он продал свое имущество и добавил эту сумму. Прошло время, и некоторые люди вновь заговорили об этом неприятном деле. Подозрение пало на Ильяса Есенберлина. Он был осужден и отправлен в Каракумы (Туркменистан). Здесь ему очень помогла его специальность горного инженера. Он организовывал взрывные работы на строительстве канала. Только это спасло его от реально нависшей угрозы смерти. Спустя три года его оправдали и освободили. После того, как он возвратился в Алматы, он сразу же вернулся к писательству. Несмотря на то, что в своих произведениях он полностью поддерживает советскую идеологию, очень часто в его текстах появлялось слово «однако». Во время работы на киностудии ее директором назначили Пястолова из Свердловска. Тогда И. Есенберлин несколько раз поднимал вопрос: «Неужели нет казаха, который мог бы возглавить киностудию?», писал письма. В то время кадры назначались из центра. Писатель не раз поднимал вопрос об этой проблеме. Позже проблема разрослась и превратилась в события 1986 года. Прототипом главного героя романа «Лодка, переплывающая океан» стал Динмухамед Кунаев. Есенберлин описывал недальновидные действия некоторых людей во время освоения целины, поднимал сложные темы. Как бы хорошо он ни относился к Советскому правительству, прежде всего он думал о народе, поднимал актуальные проблемы. Он признавал, что является русскоговорящим, но в то же время успел записать почти все собранные им сведения об истории казахов. Ценность художественных произведений И. Есенберлина прежде всего в том, что он опирался на факты. Этим он полюбился народу. Его книги разлетались буквально сразу же, как только выходили в свет. Народ всегда массово читал его произведения, поэтому век написанных им книг будет долгим!
О. БЕРКИНБАЕВ