Одно из крупнейших древних каменных сооружений расположено в Улытауском районе в 58 километрах к северо-востоку от Жезказгана на правом берегу реки Каракенгир. «Домбаул, Косуйтас, Карадын, Жанай — все они имеют однотипные архитерактурные признаки. Это помятники, воздвигнутые в Центральной Азии до распространения исламской религии в VI-ІХ веках», — напишет известный казахстанский археолог Алькей Маргулан.
Внешний вид мавзолея
Если мы примем на веру легенду о Домбауле, то узнаем, что он был уважаемой личностью, надежным спутником и союзником хана Джучи. Подтверждается реалистичность данного предположения тем, что расстояние между расположением мавзолеев Джучи хана и Домбаула небольшое. Если учесть и тот факт, что казахский народ давал названия землям и мавзолеям очень избирательно, то не оставляет сомнений, что в мавзолее покоится главный батыр Джучи хана Домбаул.
Оба сына Домбаула прославили имя своего отца, став известными исполнителями кюев. Звали их Кет-Бука и Кел-Бука. Возможно даже, что Кет-Бука является автором кюя «Ақсақ құлан» («Хромой кулан»).
Камень перед мавзолеем. Высеченный на нем знак очень похож на букву «ү» казахского алфавита
Высота мавзолея превышает пять метров. Его верхняя часть конусообразная, острая, купол возведен над фундаментом четырехугольной формы.
Основание сооружения занимает площадь 8,9×7,9 м, толщина стен около двух метров, внутри сооружение представляет из себя квадрат 4×4 м, дверь овальная и установлена с юго-восточной стороны.
В мавзолей можно войти, поднявшись по четырем ступенькам, общая высота которых составляет 1,2 метра. Пол здания вымощен плоскими камнями.
Мавзолей построен наподобие юрты, перемешанные с глиной камни таким образом образуют крепкие стены, которые поднимаются вверх на три метра.
Поперек стены перекрыты бревнами. Все эти камни выложены в эпоху бронзы в соответствии с существовавшими тогда традициями.
Мавзолейный комплекс сохранился в хорошем состоянии, лишь небольшая часть строения подверглась разрушениям времени. К сожалению, ученые не располагают точными сведениями о дате постройки древнего памятника, но склоняются к версии, что мавзолей Домбаула был возведен в то время, когда ислам как религия еще не распространился на территории Казахстана. Это приблизительно VIII–IX века.
Куполообразный каменный мавзолей Домбаула и подобные ему похожи на казахские юрты, поэтому в народе их прозвали «үйтас», «дің». Распространены они были преимущественно в Центральном Казахстане и вдоль реки Торгай.
Мавзолеи служили местом ночевки для проезжавших путников. Казахский народ считал мавзолеи священными и оберегающими от потусторонних сил.
Мавзолей Домбаула очень похож на памятник Кара, который расположен вдоль реки Кара Жылан.
Первым исследователем мавзолея Домбаула является просветитель казахского народа, ученый Чокан Валиханов.
В 1947 году археологическую экспедицию в Центральный Казахстан КазССР возглавил Алькей Маргулан. Экспедиция проходила совместно с представителями управления архитектурного дела Совета Министров КазССР М. Б. Левинсоном и Г. Г. Герасимовым.
В 1973 году в экспедиции, организованной министерством культуры КазССР, участвовали М. А. Маманбаев, М. К. Сембин, М. С. Нуркабаева. Исследователи провели замеры мавзолея, фотофикацию и топосъемку.
В 1974 году под руководством М. А. Маманбаева была проведена реконструкция мавзолея: заделаны пробои и трещины в стенах древнего сооружения, заново был вымощен каменный пол и укреплен фундамент.
Олжас БЕРКИНБАЕВ
Любое использование фотографий запрещено без письменного разрешения редакции портала и их автора Максима Рожина.