Теректы-Аулие — археологический памятник в Центральном Казахстане, сохранивший древнюю наскальную живопись. Святыня Теректы находится на расстоянии 85 км от города Жезказган и в 20 км от станции Теректы.
Это особый памятник исторического прошлого. Здесь сохранились высеченные на камнях изображения, по которым можно получить сведения о материальных, духовных и социальных особенностях жизни наших предков. Эти петроглифы обнаружены среди невысоких красновато-коричневых холмов.
Первым внимание на памятник обратил известнейший археолог Алькей Маргулан еще в 40-х годах XX века, когда руководил археологической экспедицией в Центральный Казахстан. Тогда он дал краткую характеристику памятнику. Позже исследованием Теректинского комплекса занималась археологическая экспедиция в Западный Казахстан, возглавляемая археологом Зейноллой Самашевым.
На камнях урочища Теректы-Аулие можно разглядеть изображения животных, выполненные в «зверином стиле», характерном для сакской эпохи. Всего можно насчитать в урочище около 300 петроглифов, среди них около 200 — это изображения животных. Под «звериным стилем» в исторической науке принято понимать силуэты как реально существующих, так и мифологических животных. Этот стиль появился в VII веке до н. э. и был распространен на территории степных просторов Евразии.
Наскальные рисунки Теректы-Аулие повествуют о кочевой жизни древних людей, отображая сцены охоты, поклонения Солнцу и многое другое. Вокруг памятника Теректы-Аулие витает очень много легенд, поэтому сюда непрерывно стекаются паломники, а также любители мистики.
Рисунки в «зверином стиле»
Исследователи полагают, что петроглифы Теректы-Аулие были оставлены людьми, проживавшими в этой местности в разные исторические эпохи: бронзовый век, затем XII век до н.э. (скифо-сакский период) и I век н.э., и наконец средние века. Таким образом, древняя наскальная живопись хранит память об образе жизни, верованиях и представлениях наших предков в разные исторические отрезки времени.
Археологический комлекс Теректы-Аулие хранит еще очень много тайн для науки, разгадка которых поможет приоткрыть некоторые страницы нашей истории.
На ставших святыней камнях Теректы-Аулие в определенной закономерности выбиты орнаментированные рисунки человека, верблюда и других животных, в частности, среди них много изображений лошадей. Рисунки наносились каменными или металлическими орудиями. Поверхность камней настолько тщательно отшлифована, что до сегодняшнего дня сохранила блеск полировки.
Изображения животных на камнях комлекса Теректы-Аулие
Как известно, лошади были неотъемлемой частью жизни кочевников. Мясо и молоко этого животного было основной пищей, конь служил транспортом и был верной опорой воина-кочевника. Европейские колонизаторы считали кочевников, которые практически не сходили с коня, кентаврами. А страх, который наводили кентавры, пораждал всем известные легенды.
Местное население нарекло урочище Теректы-Аулие местом, на которое ступала нога святого. Аль-Бируни, известный ученый, живший в 973–1049 гг., найденные на камнях изображения соотнес с Азиретом Али и его тулпаром — быстрым конем Дулдулом.
Азирет Али был зятем пророка Мухаммеда. Это реально существовавшая историческая личность, чей образ превратился в легенду. Умер он в 661 году. В восточном изобразительном искусстве святость Азирета Али передавали определенным способом: вокруг его головы изображали огонь, а в руках — унаследованный от пророка Мухаммеда меч с острым концом. Этот меч именовался «Зульфия». Сегодня меч находится на хранении в стамбульском музее Топкапы. О том, что Азирет Али был воином, говорит и тот факт, что его всегда изображали с конем.
Росыпь камней урочища Теректы-Аулие
Когда казахские воины и батыры выходили на поле битвы, вместе с именами святых духов воины для защиты также призывали Азирета Али. Считается также, что на территорию Теректы «ступило копыто» его тулпара Дулдула, который считается священным.
Материалы урочища Теректы-Аулие составляют крупный археологический фонд. Исследование древних наскльных изображений этого священного места имеет значение не только для представления об образе жизни древних народов, но и представляет культурную ценность, являясь кладезем духовного богатства наших предков.
Олжас БЕРКИНБАЕВ
Любое использование фотографий запрещено без письменного разрешения редакции портала и их автора Максима Рожина.