Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Как в сфере ТиПО изучают историю Казахстана?

30131
Абай Курманкулов,
заместитель директора по учебной работе Алматинского государственного колледжа энергетики иэлектронных технологий,

доктор PhD, доцент политологии

Главная задача в изучении истории Казахстана – формирование национального духа и патриотического воспитания у подрастающего поколения.

Поэтому в системе образования независимого Казахстана особое место занимает углубленное изучение истории Родины. С обретением независимости Республики Казахстан многие актуальные вопросы в истории страны были пересмотрены с новой точки зрения, глубже изучены. Сегодня необходимо поднять на качественно новый уровень научно-методическое образование, прежде всего в учебных заведениях, обучающих специалистов историков. Историю Казахстана официально в стране начали изучать с 1958 года. Однако она была составной частью истории СССР, и поэтому обучение проводилось эпизодически. Содержание образования и требования Коммунистической партии и Советской власти к процессу обучения; учебные программы и учебники; объем содержания образования, степень его сложности и возможности ученика, возрастные особенности; требования методики обучения и курса обучения;  требования к учебно-материальной базе предмета приводили в свою очередь ко многим противоречиям. Поэтому в Советское время история Казахстана преподавалась как составная часть и даже как приложение к истории СССР. История Казахстана изучалась в рамках идеологии, маскирующей имперскую, колониальную политику Москвы с точки зрения классового подхода. Казахстанские историки были вынуждены безоговорочно принимать платформы, заключения, концепции историков Советской России и на их основе строить свои научные работы. Выступавшие против этого процесса подвергались гонениям. История казахов трактовалась с советской точки зрения. История использовалась не как отдельный предмет, а как инструмент пропаганды Компартии.

Демократические процессы, охватившие общество в конце 1980-х годов, особенно обретение независимости, породило общенациональный интерес к родной истории. Это было закономерным явлением. Один из признаков пробуждения национального самосознания – стремление к самопознанию. А знание родной истории – один из путей самопознания. Поэтому независимой нации необходима история, имеющая высокую познавательную значимость, которая может дать нации объективную информацию о ее прошлом. Написание такой истории стало прямой задачей казахстанской исторической науки. Чтобы правильно решать актуальные проблемы, связанные с национальной историей, прежде всего, необходимо было создать концепцию формирования нового исторического самосознания.
И такая концепция, утвержденная на совещании Национального совета по государственной политике при Президенте Республики Казахстан, опубликованная  30 июня 1995 года, стала закономерной. В новой концепции было четко указано на необходимость формирования нового отношения к сведениям истории Казахстана с древних времен. Были определены новые пути и методы восполнения белых пятен нашей истории на основе сортирования и анализа новых сведений.
Указ Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, объявивший 1997 год Годом общенационального согласия и памяти жертв политических репрессий, стал началом мероприятий, которые были направлены не только на укрепление общественно-политической стабильности. Он восстанавливал историческое восприятие народа, раскрывал антинародный характер царского самодержавия и пришедшего ему на смену кровавого  тоталитарного режима, пропагандировал идеи гуманизма, добра и мира. 1998 год как Год народного единства и национальной истории внес большую лепту в развитие истории Казахстана.  Елбасы Н.А. Назарбаев, отметив в своем выступлении, что «вся история Казахстана – история единения, консолидации», указал на необходимость более углубленного изучения пройденного пути, возвращения народу его истинной исторической памяти. Особое место в изучении отечественной истории заняла программа «Атамура» на 2004-2006 годы. За три года были систематизированы принципы изучения культурного наследия страны, проведена целенаправленная работа по восстановлению историко-культурных и архитектурных памятников. Большое влияние на формирование исторического самосознания молодежи Казахстана оказала «Государственная программа патриотического воспитания граждан Казахстана на 2006-2008 годы», утвержденная специальным Указом Президента. За годы независимости историческая наука Казахстана, с одной стороны, исследуя новые объекты, получила стремительное развитие, с другой стороны, претерпела теоретическо-методический кризис. Поэтому изучение истории Казахстана, анализ исторических событий  – важнейшая задача современности. Все эти актуальные задачи требуют поднять на новый качественный уровень преподавание истории Казахстана и в колледжах. На данный момент по предмету История Казахстана по многим специальностям ТиПО не предусмотрена сдача государственного экзамена. С целью подготовки выпускников колледжей к КТА, а также пробуждения интереса к истории Казахстана, патриотизма, активной гражданской позиции и толерантности необходимо внедрить в образовательные стандарты сдачу государственного экзамена по дисциплине «История Казахстана».

Наш колледж энергетики и электронных технологий является республиканским учебно-методическим объединением общеобразовательных дисциплин. Поэтому с целью реализации программного документа Н.А. Назарбаева «20 шагов к обществу всеобщего труда» преподавателями колледжа разработана типовая программа по дисциплине «История независимого Казахстана», утвержденной МОН РК от 18.09.2013 №885. Его внедрение в учебный процесс планируется с будущего учебного года. По курсу «Краеведение» проводятся факультативные занятия, программа которой разработана в соответствии с программой профильных и прикладных элективных курсов общеобразовательных средних школ, утвержденной ИПК г. Алматы. С целью формирования глубокого исторического сознания и умения анализировать узловые проблемы по важнейшим периодам истории Казахстана, выявления основных фактов, знания терминологии и исторических личностей преподавателями общественных дисциплин проводятся различные мероприятия – исторические викторины, вечера памяти, круглые столы, конференции, дебаты. 

Без прошлого нет будущего. Поэтому историческая наука играет большую роль в воспитании подрастающего поколения. История страны, методика ее обучения – стержень формирования квалифицированных специалистов, патриотического воспитания.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?