заместитель директора по учебной работе Алматинского государственного колледжа энергетики иэлектронных технологий,
доктор PhD, доцент политологии
Главная задача в изучении истории Казахстана – формирование национального духа и патриотического воспитания у подрастающего поколения.
Поэтому в системе образования независимого Казахстана особое место занимает углубленное изучение истории Родины. С обретением независимости Республики Казахстан многие актуальные вопросы в истории страны были пересмотрены с новой точки зрения, глубже изучены. Сегодня необходимо поднять на качественно новый уровень научно-методическое образование, прежде всего в учебных заведениях, обучающих специалистов историков. Историю Казахстана официально в стране начали изучать с 1958 года. Однако она была составной частью истории СССР, и поэтому обучение проводилось эпизодически. Содержание образования и требования Коммунистической партии и Советской власти к процессу обучения; учебные программы и учебники; объем содержания образования, степень его сложности и возможности ученика, возрастные особенности; требования методики обучения и курса обучения; требования к учебно-материальной базе предмета приводили в свою очередь ко многим противоречиям. Поэтому в Советское время история Казахстана преподавалась как составная часть и даже как приложение к истории СССР. История Казахстана изучалась в рамках идеологии, маскирующей имперскую, колониальную политику Москвы с точки зрения классового подхода. Казахстанские историки были вынуждены безоговорочно принимать платформы, заключения, концепции историков Советской России и на их основе строить свои научные работы. Выступавшие против этого процесса подвергались гонениям. История казахов трактовалась с советской точки зрения. История использовалась не как отдельный предмет, а как инструмент пропаганды Компартии.
Демократические процессы, охватившие общество в конце 1980-х
годов, особенно обретение независимости, породило общенациональный интерес к
родной истории. Это было закономерным явлением. Один из признаков пробуждения
национального самосознания – стремление к самопознанию. А знание родной истории
– один из путей самопознания. Поэтому независимой нации необходима история,
имеющая высокую познавательную значимость, которая может дать нации объективную
информацию о ее прошлом. Написание такой истории стало прямой задачей казахстанской
исторической науки. Чтобы правильно решать актуальные проблемы, связанные с
национальной историей, прежде всего, необходимо было создать концепцию формирования
нового исторического самосознания.
И такая концепция, утвержденная на совещании Национального совета по
государственной политике при Президенте Республики Казахстан,
опубликованная 30 июня 1995 года, стала
закономерной. В новой концепции было четко указано на необходимость
формирования нового отношения к сведениям истории Казахстана с древних времен.
Были определены новые пути и методы восполнения белых пятен нашей истории на
основе сортирования и анализа новых сведений.
Указ Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, объявивший 1997 год Годом
общенационального согласия и памяти жертв политических репрессий, стал началом
мероприятий, которые были направлены не только на укрепление
общественно-политической стабильности. Он восстанавливал историческое
восприятие народа, раскрывал антинародный характер царского самодержавия и
пришедшего ему на смену кровавого тоталитарного режима, пропагандировал
идеи гуманизма, добра и мира. 1998 год как Год народного единства и национальной
истории внес большую лепту в развитие истории Казахстана. Елбасы Н.А.
Назарбаев, отметив в своем выступлении, что «вся история Казахстана – история
единения, консолидации», указал на необходимость более углубленного изучения
пройденного пути, возвращения народу его истинной исторической памяти. Особое
место в изучении отечественной истории заняла программа «Атамура» на 2004-2006
годы. За три года были систематизированы принципы изучения культурного наследия
страны, проведена целенаправленная работа по восстановлению историко-культурных
и архитектурных памятников. Большое влияние на формирование исторического
самосознания молодежи Казахстана оказала «Государственная программа
патриотического воспитания граждан Казахстана на 2006-2008 годы», утвержденная специальным
Указом Президента. За годы независимости историческая наука Казахстана, с
одной стороны, исследуя новые объекты, получила стремительное развитие, с
другой стороны, претерпела теоретическо-методический кризис. Поэтому изучение
истории Казахстана, анализ исторических событий – важнейшая задача
современности. Все эти актуальные задачи требуют поднять на новый качественный
уровень преподавание истории Казахстана и в колледжах. На данный момент по
предмету История Казахстана по многим специальностям ТиПО не
предусмотрена сдача государственного экзамена. С целью подготовки выпускников
колледжей к КТА, а также пробуждения интереса к истории Казахстана,
патриотизма, активной гражданской позиции и толерантности необходимо внедрить в
образовательные стандарты сдачу государственного экзамена по дисциплине «История
Казахстана».
Наш колледж энергетики и электронных технологий является республиканским учебно-методическим объединением общеобразовательных дисциплин. Поэтому с целью реализации программного документа Н.А. Назарбаева «20 шагов к обществу всеобщего труда» преподавателями колледжа разработана типовая программа по дисциплине «История независимого Казахстана», утвержденной МОН РК от 18.09.2013 №885. Его внедрение в учебный процесс планируется с будущего учебного года. По курсу «Краеведение» проводятся факультативные занятия, программа которой разработана в соответствии с программой профильных и прикладных элективных курсов общеобразовательных средних школ, утвержденной ИПК г. Алматы. С целью формирования глубокого исторического сознания и умения анализировать узловые проблемы по важнейшим периодам истории Казахстана, выявления основных фактов, знания терминологии и исторических личностей преподавателями общественных дисциплин проводятся различные мероприятия – исторические викторины, вечера памяти, круглые столы, конференции, дебаты.
Без прошлого нет будущего. Поэтому историческая наука играет большую роль в воспитании подрастающего поколения. История страны, методика ее обучения – стержень формирования квалифицированных специалистов, патриотического воспитания.