Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Исатай батыр захоронен в Шейтсае!

30126

Одной из выдающихся личностей первой половины XIX века является Исатай Тайманов - руководитель народно-освободительного восстания 1836-1838 годов, которое проходило в Букеевской орде и в западной части Младшего жуза. Об Исатае Тайманове написано немало исследований, тем не менее...

Вопрос места захоронения предводителя национально-освободительного движения 1836-1838 гг. в Букеевской орде и западной части Младшего жуза Исатая Тайманулы до сегодняшнего дня не нашел научного обоснования. И основная причина тому отсутствие в архивных данных точных сведений о месте захоронения. В настоящее время существуют две основные версии о месте захоронения батыра. Первая гласит, что Исатай похоронен в местечке Шолакмолда, а вторая указывает на Шейтсайе Кобдинском районе Актюбинской области.

О том, что Исатай батыр похоронен в Шолакмолде, говорил известный ученый, махамбетовед Халел Досмухамедулы. В 1924 году он в статье «Казахские батыры: Исатай, Махамбет», опубликованной в журнале «Сауле», написал: «Исатай умер в 1838 году в возрасте 49 лет. Его останки находятся на кладбище Шолакмолда на берегу реки Киил в Темирском уезде. Махамбет умер в 1845 году в 42 года». Несложно заметить ряд несоответствий в этих заметках Халела Досмухамедулы. Во первых, Исатай Тайманулы погиб не в 49, а в 47 лет. Во вторых, Махамбет погиб не в 1845 году в 42 года, а в 1846 - в 43. Таким образом, следует считать, что Халел писал эту статью в то время, когда данные о гибели батыров не были еще полностью изучены. Все это вызывает сомнения и в том, что Исатай был захоронен в Шолакмолде. И этого не скрывает даже сам Халел. В конце своей статьи он пишет: «Не нужно считать эти записки историческими данными», сведения Халела Досмухамедулы о том, что Исатай батыр был погребен в Шолакмолде.

Отсутствие в архиве сведений о том, где был похоронен Исатай Тайманулы, заставило исследователей обратиться к данным периодической печати. За последние полвека широкая общественность ознакомилась с многочисленными сведениями, подтверждающими то, что могила батыра находится в местечке Шейтсай Кобдинского района Актюбинской области. 14 декабря 1962 года в газете «Қазақ әдебиеті» была опубликована статья гурьевчанина Хаттара Дуйсемалиева «Могила Исатая». В этой статье он четко указывает, что Исатай Тайманулы был похоронен в Шейтсае. По словам автора, могилу батыра Исатая показал 67-летний сгарец Кубаш Муканов. «Нам очень помогли живущие в девяти километрах от могилы в местечке Жарсай аксакалы Кубаш Муканов, Сагынгали Аленов и Габдисалам Кельбетов», - пишет автор. По словам Кубаша Муканова, название Шейтсай происходит от слова «шейг», обозначающего «гибель», то есть славную ги- бель Исатая и его единомышленников в борьбе за народное счастье. «Я слышал об этом из уст человека по имени Синиртасов Онгарбанбай».

В 2011 году в первом номере газеты «Ана тили» вышла большая статья Сагиндыка Ниянкулова под названием «Арыстан туган Исатай...». В этой статье приведено письмо, начинающееся с обращения «Уважаемый Саке». По мнению ветерана-исатаеведа Паруха Марданова, это письмо адресовано тогдашнему заведующему архивом Гурьевского областного комитета партии Исламу Мадимову, автор письма, работавший на партийной должности в Кобдинском районе, Алтынбек Акимжанов. В письме приводится схема-карта, где в правой части Шейтсая обозначен треугольный значок место захоронения Исатая и его воинов. По словам аксакалов, могила Исатая стоит обособленно от других могил на расстоянии 100-150 метров. Батыра похоронили отдельно, потому что в то время не было возможности поставить отличительный знак. А в данном случае отдельное место захоронения само и служило знаком отличия. В статье приводится еще одна важная информация воспоминания жителя Уильского района, долгое время проработавшего в партийно-советских органах - Жумагалиева Жаугашты. Он рассказывает: «Из Алматы приехал ученый Н. Шаяхметов. Около десятка человек вместе с ним поехали к Шейтсаю, расположенному на берегу реки Киил. Здесь мы нашли место захоронения Исатая и его сына Оспана, огородили его и поставили таблички с надписью «И.Тайманов и его сын Оспан».

Обратимся еще к одной статье, опубликованной в газете «Ана тили». В №42 за 2011 год журналист Идош Аскар опубликовал статью «Ақырып тендік еұраган», в которой пишет, что показавший захоронение Исатая батыра Кубаш Муканов был почтальоном в селе Акыраб. Он говорит, что антрополог Ноэль Шаяхметов вспоминал, что «во время раскопок захоронения Исатая в Шейтсае было найдено тело Исатая без головы». В статье Баян Сарсембиной «Последний поединок Исатая, или Киильская бойня», опубликованной в газете «Жас Алаш» 18 ноября 2010 года, говорится следующее: «Председатель совета аксакалов села Киил Дуйсенбай Еламанов говорит, что в 1975 году, когда Кубаш Муканов прибыл в Шейтсай в качестве проводника, Н. Шаяхметов увез с собой тело Исатая без головы». Таким образом, следут считать, что рядом с Оспаном Исатайулы тело Исатая отсутствует. Исследователь жизни Исатая Тайманулы, ученый историк Исатай Кенжалиев и лауреат Государственной премии Республики Казахстан Анес Сарай также пишут в своих монографиях, что останки Исатая находятся именно в Шейтсае. В опубликованных в июне и ноябре 2011 года в газете «Атырау» статьях Исатая Балмагамбетова и Баян Жанузаковой также полностью поддерживается версия о том, что Исатай похоронен в Шейтсае.

Погибший в июле 1838 года сын Исатая Тайманулы Оспан был похоронен возле отца. Это присущая казахскому народу традиция. Поэтому то, что Оспан был привезен к останкам отца, еще раз доказывает, что Исатай Тайманулы был погребен в Шейтсае.

В целом, мы привели 10 доводов в пользу версии о том, что Исатай Тайманов был похоронен в Шейтсае. Народ посещает места захоронения Исатая и его сына Оспана, поклоняясь их праху. Поэтому было бы логично возвести мавзолей Исатая и Оспана именно здесь.

Исходя из вышеизложенного, по моему мнению, можно сделать следующие выводы.

1) Версия о том, что Исатай батыр был похоронен в Шолакмолде маловероятна.

2) Более обоснованным все же является утверждение, что батыр Исатай захоронен в Шейтсае.

Таким образом, не теряя времени даром, надо начать работы по строительству общего мавзолея на месте захоронения Исатая и его сына Оспана. Важно понять, что досужие разговоры о том, что надо найти тело Исагая, ни к чему не приведут. Мы лишь теряем драгоценное время.

Было бы, конечно, прекрасно, если строительство мавзолея или памятника Исатаю батыру и его сыну Оспану началось уже в следующем году. Остается надежда, что к 2016 году, когда будет отмечаться 225-летие со дня рождения легендарного батыра казахской земли, памятник будет возведен. К сожалению, строительство мавзолея Исатая Тайманулы по объективным причинам существенно задержалось. Теперь решение этого вопроса мы просто не имеем права затягивать. Пришло время отдать наш долг предку-батыру.


Амангельды ШАМГОНОВ,

профессор Атырауского

государственного университета имени X. Досмухамедова


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?