Атырауский государственный университет им. Х. Досмухамедова
Археология – это то, что всегда и у всех людей вызывает большой интерес, она окутана романтикой и тайной познания глубокого прошлого человечества. Полевые условия создают благоприятную атмосферу для сплочения коллектива и выработки самостоятельности ребят, сочетая это с отдыхом на природе.
История летней археологической полевой школы. В 2011 году впервые в Содружестве Независимых Государств (СНГ) состоялся межгосударственный проект, в котором приняли участие молодые археологи и реставраторы всех государств-участников СНГ. Состоялись «Летние школы археологов, реставраторов, организация молодежных археологических и реставрационных отрядов», которые объединили молодых археологов и реставраторов стран Содружества.
Основные заявленные цели проекта Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ (МФГС) – формирование сообщества профессиональных археологов и реставраторов стран СНГ, содействие сохранению историко-культурного наследия государств-участников СНГ и профессиональное обучение молодых специалистов новым методам работы по сохранению и реставрации материального историко-культурного наследия.
Непосредственным участником проекта от Республики Казахстан, организовавшие археологические и реставрационные отряды стал генеральный директор Института археологии им. А.Х. Маргулана МОН РК, д.и.н. Байтанаев Бауыржан Абишевич. В 2011 году Институт археологии провел летнюю школу археологов на базе Туркестанской археологической экспедиции. В рамках данного проекта были проведены исследования раннесредневекового культового сооружения на городище Туркестан. Также участники проекта ознакомились с важнейшими памятниками Южного Казахстана и результатами их исследований (Поселение Культобе, городища Сидак, Сауран, Жуантобе, Отрар, могильник Борижары, памятники культовой архитектуры Сайрама и Арыстан-баба).
Актуальность организации областной летней молодежной историко-археологической полевой школы предусматривает обучение молодежи научно-практическим исследованиям, формированию гуманной, духовной, свободной, ответственной, творческой личности, решая проблему еще слабой практической направленности учебно-воспитательного процесса в школах. Полевая школа – это не просто летний лагерь, школа в понимании системы, когда существует преемственность и целостность процесса. Полевая школа создает условия для изучения мировой истории на конкретных региональных примерах – археологических и других памятниках культурного наследия. Участники получают возможность проводить самостоятельные научные исследования под руководством ведущих археологов.
Областную летнюю молодежную историко-археологическую полевую школу можно разделить на несколько этапов, которые предусматривают учебную и организационную подготовку, проведению археологических раскопок курганов близ села Индер, а также на раннесредневековом городище Актобе-Лаэти. Следует подчеркнуть особую важность проведения полевой школы и экспедиции в Индерском районе. В археологическом отношении этот район является до сих пор мало исследованным и раскопки археологического комплекса курганов имеют большую научную значимость.
Цель летней археологической школы:
создание условий для развития гармоничной личности молодого человека, обучение и воспитание у него правильного и ответственного понимания истории разных народов, развития глобальных и региональных исторических процессов в их взаимосвязи, приобщение к мировым научным и культурным ценностям;
распространение среди учащейся молодежи и студентов теоретических знаний, накопленных современной археологической наукой в результате развития информационных технологий;
создание видеоэкскурсий по выдающимся объектам культурного наследия области с возможностью получения сведений о реставрационных проектах, применяемых технологиях и этапах их реализации, что способствует активизации обмена опытом специалистов в сфере охраны культурного наследия среди широких масс;
установление научных профессиональных связей и проектирования совместной деятельности с другими заинтересованными сторонами;
отдых и оздоровление учащихся.
Задача летней археологической школы:
практическое обучение участников (учащихся и руководителей) методам полевых археологических исследований в процессе работы в археологической экспедиции;
освоение учащимися, впервые участвующими в экспедиции, основ теоретической и полевой археологии, закрепление умений и навыков полевой работы учащимися, повторно участвующими в работе экспедиции;
сплочение коллектива, состоящего из разных территориальных и возрастных групп;
организация лагеря в полевых условиях на археологическом памятнике позволяет решать задачи получения элементарных навыков самообслуживания, жизни в коллективе и сплочения коллектива.
Программу летней археологической школы можно составит примерно так:
1) Археология как наука: Задачи археологии. Археологические источники. Виды археологических памятников. Культурный слой. Археология в системе гуманитарных и естественных наук, ее роль в научном познании мира. Археология и краеведение. Археология Атырауской области. Древнейшие памятники на территории Атырауской области (каменный век – ранний железный век). Наш край в I тыс. н.э. Археологический комплекс курганов в Индерском районе Атырауской области и его значение для древней истории Казахстана. Атырауская область в эпоху средневековья.
2) Обучение методам полевых археологических исследований:
Теоретическая часть: общие понятия полевой археологии: разведки и раскопки. Требования и правила проведения полевых археологических исследований. Топогеодезическая съемка памятников. Знакомство с инструментами и приборами. Фиксация и полевая документация. Археологическая фотография. Принципы разбивки раскопа. Понятие о стратиграфии. Правила сбора и фиксации массовых и индивидуальных находок. Камеральная обработка археологических материалов в полевых условиях: очистка, консервация.
Практическая часть: закрепление знаний и умений, приобретение навыков работы в процессе участия в раскопках археологического памятника и камеральной обработки материалов раскопок.
3) Обучение основам организации и поведения в экспедиции: Правила выбора места для лагеря, оборудование лагеря. Комплектование необходимого оборудования и личного снаряжения. Набор продуктов питания, меню, хранение продуктов в условиях экспедиции. Дисциплина в экспедиции. Гигиенические требования в экспедиции. Оказание первой медицинской помощи.
4) Основные экологические понятия. Природные особенности бассейна р. Урал. Антропогенное воздействие на экосистему: результаты и последствия.
5) Диагностика знаний и умений, полученных в летней полевой школе: Проведение научно-практической Олимпиады и Посвящения в юные археологи.
Примерный распорядок дня летней археологической школы: 1 день – заезд, оборудование лагеря, знакомство; 2 день – в первой половине дня – разбивка раскопа, начало работ на раскопе, во второй половине дня – продолжение оборудования лагеря (строительство столов, бытовых объектов); 3-13 день – первая половина дня – работа на раскопе, вторая половина – камеральная обработка материала, теоретические занятия, игры, краеведческая викторина, вечером – песни и беседы у костра; 14 день – проведение Олимпиады, подведение итогов занятий школы, награждение участников школы, праздник посвящения в юные археологи; 15 день – отъезд участников школы.
В полевой летней историко-археологической школе могут пройти обучение до 30 молодых людей. Приоритет при отборе надо отдавать ребятам из сел и из социально-неблагополучной среды. Участие членов историко-археологического кружка «Мұра» историко-филологического факультета Атырауского государственного университета имени Х. Досмухамедова в летней полевой археологической школе способствует установлению прочных контактов и дружеских отношений на почве профессионального интереса с сельскими школьниками, что позволит последним более динамично усваивать знания и умения в полевой школе.
Летняя историко-археологическая полевая школа удачно сочетает школьные знания с практикой, а также дает ребятам уникальную возможность прикоснуться к настоящим научным исследованиям, получить углубленные знания. При обработке материала по результатам полевой школы ребята учатся работать с компьютером и осваивают компьютерные технологии. В течение двух недель учащиеся под руководством опытных ученых-археологов, специалистов и педагогов участвует в настоящих археологических раскопках, ведут полевые дневники. Кроме этого, участники получат уникальную возможность прослушать курс лекций по проблемам археологии и истории ведущих специалистов по древней истории края, а также получат навыки практических работ на раскопках археологического памятника и камеральной обработки материала.
Проживание в палаточном лагере, на поле. Вода привозная или из речки. Участники школы ведут походный образ жизни: обустройство лагеря, проживание в палатках, приготовление пищи на костре, купание в реке, игры на свежем воздухе, посиделки у костра. В заключение будет проведено посвящение в юные археологи участников, впервые находившихся в археологической экспедиции.
Помимо чисто учебных и научных результатов в полевом лагере, где на подростков ложится реальная ответственность за результаты работы и жизнеобеспечения, молодые люди пройдут серьезную школу социализации. Участники школы будут учиться преодолевать трудности, быть дисциплинированными. За время полевой школы все участники заметно повзрослеют и физически и психологически, станут настоящими гражданами, знающими историю народов, населяющих нашу землю. Участники летней школы получат новые возможности и перспективы в жизни – выбрать себе профессию, попробовать себя в роли исследователей, публично представлять и отстаивать результаты своих трудов. Полученные знания и навыки и незабываемы впечатления от этих интересных, увлекательных, экстремальных путешествий надолго остаются в памяти подростков. Как правило, учащиеся, хоть раз побывавшие в экспедиции, участвуют в работе ЛАШ не один сезон.