Научный сотрудник-хранитель
Музея истории казахстанской науки
РГП «Ғылым ордасы» МОН РК
Когда мне было четырнадцать лет, мой отец был
так глуп, что я с трудом переносил его, но когда
мне исполнился двадцать один год, я был изумлен,
насколько этот старый человек
за истекшие семь лет поумнел.
Марк Твен
Обычно у нас большинство людей отмечают юбилеи в 50, 55, 60, 65 лет и так далее. Но соответствуют ли отмечаемые «нулевые» даты реальным этапам человеческой жизни, ступеням биологической и социальной зрелости? В этом вопросе нам поможет возрастная физиология и психология.
Дифференциация возрастов и налагаемые ею особенности на отношения между людьми присутствуют во всех странах. Рассматриваемая проблема волновала мыслителей во все времена. Высказывание Конфуция: «В 15 лет я погрузился в учебу. В 30 обрел самостоятельность, в 40 избавился от сомнений, в 50 познал волю неба, в 60 научился отличать правду от лжи, в 70 я стал следовать желаниям моего сердца». Сложившиеся в нашем обществе возрастные стереотипы не во всем отличаются целесообразностью. Норберт Винер сравнивал жизнь человека с пламенем свечи: в каждый момент мы те же и уже не те.
Для специалиста психофизиологические перемены от одной ступени жизни к другой видны невооруженным глазом. Ученые выявили взаимосвязь между возрастом и темпераментом, типами характеров и стилем поведения, установили также, что характер формируется к 17 годам, а трем типологическим группам характера соответствуют три ключевых периода жизни: импульсивному – молодость, конформному – зрелость и критичному – старость.
По данному поводу В. Белинский писал: «Человек имеет свои эпохи возрастания, не сообразуясь с которыми, можно затушить в нем всякое развитие».
Поскольку это модель, то здесь речь идет отенденциях, и границы возрастных периодов и этапов условные. Это своеобразный идеал, к которому человек должен стремиться по мере своих возможностей. Импульсивный тип – напористый, активный, энергичный. Конформный – гибкий, податливый, осторожный. Критичный – принципиальный, придирчивый, рациональный.
Самому экспрессивному, крикливому, шумливому и слезливому истеричному периоду жизни отводится всего один год, но это самый интенсивный временной отрезок молодости.
Применительно к этому вопросу очень точно замечено А. Шопенгауэром: «Час ребенка длиннее, чем день старика».
В пору подсознательно пребывающего младенчества (1 год) ребенок растет и развивается чрезвычайно быстро, и оно, включая внутриутробный период (изучаемый самостоятельной наукой – эмбриологией) по своей значимости равносильно последующему 12-летию.
Особенность данного возраста удачно раскрыта С. Торайгыровым: «Вот я – младенец. Начинаю путь! Я – ангел. Я не ведаю стыд. Всегда я волен, и во всем я прав. Расту я по часам – мятежно, навзрыд!»
В беззаботном детстве (1-13 лет) наблюдается самая высокая общая двигательная активность. Условно можно разбить его на три этапа: ясельный(1-3 года), детсадовский(3-7 лет) и младший школьный(7-13 лет), когда эмоциональность психики постепенно убывает и динамизм становится уже более осознанным и менее подсознательным, чем прежде.
Оригинально высказывание по этому поводу у Амброза Бирс: «Детство – это период жизни, промежуточный между идиотизмом младенчества и безрассудством юности; находится в двух шагах от греха зрелости и в трех – от раскаяния старости».
В потенциально мобильной молодости (13-25 лет) хотя высокий динамизм психики еще сохраняется, но тем не менее малозаметно, исподволь подкрадывается пластичность психики. В эту пору прекрасно сочетаются два ценных свойства характера – импульсивность и конформность.
Этот период тоже состоит из трех этапов: отрочество(13-17 лет), юность(17-21 год) и венец молодости(21-25 лет). Если на первом этапе преобладает динамизм психики, то на третьем уже превалирует ее пластичность.
Так восторгался молодостью Омар Хайям: «Юность – птица: не помню, когда прилетала. И когда унеслась, легкокрылая, вдаль».
Об этом свидетельствует короткая, но яркая жизнь смелых и благородных людей. Например,А. Молдагулова прожила 18 лет, Жанна Д’Арк 19 лет, М. Маметова 20 лет, Э. Галуа 21 год, Н. Абдиров 23, Н. Добролюбов 25.
Около половины общего развития умственных способностей у детей проходит в первые три года жизни, треть – между тремя и семью, остальное – между семью и семнадцатью годами. Не менее велико значение этих лет и для формирования эмоциональной сферы для всей последующей жизни. Вот как писал о «необозримости» одного лишь периода молодости-отрочества Борис Пастернак: «Сколько бы нам потом ни набегало десятков, они бессильны заменить этот ангар, в который мы залетаем за воспоминаниями, порознь и кучно, днем и ночью, как учебные аэропланы за бензином. Другими словами, эти годы в нашей жизни составляют часть, превосходящую целое, и Фауст, переживший их дважды, прожил сущую невообразимость, измеряемую только математическим парадоксом».
Взрелом возрасте(25-61) реакция организма, скорость психических процессов заметно уступают предыдущему периоду, но зато больше уступчивости в стратегии поведения, чем в молодости. Человек становится более осторожным, сдержанным и внимательным, хотя и несколько уклончивым, начинает уверенно использовать собственный жизненный опыт.
С этой высоты иронично воскликнул Анри Этьенне: «Если бы молодость знала, если бы старость могла!»
Начальному этапузрелости – активноплодотворному возрасту (25-37) – в большей степени свойственно сочетание высокого динамизма психических процессов с гибкостью поведения, или, говоря иначе, налицо пластично-динамичное проявление психики. В творческом плане данный этап наиболее продуктивен. Именно в этом возрасте одаренные люди чаще всего испытывают взлет интеллектуальных способностей. Ярким примером тому служат жизнь и творчество великих людей.
Однако некоторые, по определению Конфуция, лишь огорчают близких:«Тот, кто дожив до сорока лет, вызывает лишь неприязнь, – конченый человек».
Не преодолели рокового возраста: Н. Абель (27 лет), М. Лермонтов (27 лет), В. Цой(28 лет), Ч. Валиханов (29 лет), С. Есенин (30 лет), А. Македонский (33 года), А. Грибоедов (34 года), В. Чкалов (34 года), Ю. Гагарин (34 года), В. Моцарт (35 лет), Дж. Байрон (36 лет), принцесса Диана (36 лет), А. Пушкин (37 лет), Ван Гог (37 лет), В. Белинский (37 лет), А. Рембо (37 лет), В. Маяковский (37 лет).
Для среднего этапа – вершины зрелости (37-49 лет) – характерно наиболее рациональное и результативное поведение. Это «золотая пора», когда человек накопил много знаний, жизненного опыта, профессиональных навыков и достиг вершины своих потенциальных возможностей. Это пиксоциальной зрелости и служебной карьеры, возраст новых лидеров.
В лучших традициях восточной мудрости рассуждал древнетюркский мыслитель Юсуф Баласагуни: «Сорокалетье – вот рубеж извечный. Попутный ветер был, теперь он встречный».
Не достигли полувекового возраста: Муса Джалиль(38 лет), Эрне́сто Че Гева́ра (39 лет), Джэк Лондон (40 лет), А. Блок (41 год), Ф. Магеллан (41 год), Джо Дассен (42 год), В. Высоцкий (42 года), Н. Гоголь (43 года), А. Чехов (44 года), С. Сейфуллин (44 года), И. Шиллер (46 лет), Кенесары (46 лет), Дж. Кеннеди (46 лет), Аттила (47 лет), Т. Шевченко (47 лет), А. Колчак (47 лет), С. Юлаев (48 лет), Л. Корнилов (48 лет), Эдит Пиаф (48 лет), Ж. Фуко (49 лет), Ф. Дзержинский (49 лет).
Позднему этапу зрелости – солидному возрасту (49-61 год) – соответствует все еще гибкое, но несколько степенное поведение, то есть субпластичность психики. По существу это посткульминационный этап, когда человек становится уже менее убежденным и более осторожным, чем раньше, обретает степенность и внешнюю солидность, начинает впервые ностальгически оглядываться назад, вспоминать невозвратимые годы юности, причем в каких-то случаях стараясь походить на импульсивных молодых людей.
Прожили более полувека: Майкл Джексон (50 лет), Ж.Б. Мольер (51), О. Бальзак (51), Б. Наполеон (52), Петр I (53), В. Ленин (53), М. Ломоносов (54), Х. Колумб (55), Шакен Айманов (56), Авиценна (57), Л. Бетховен (57), А. Мицкевич (57), Г. Гейне (59), Стендаль (59), Г. Флобер (59), Абай (59), Ф. Достоевский (60), Д. Боккаччо (61), Г. Гегель(61), А. Ампер (61), Н. Чернышевский (61).
В большинстве случаев тактичны люди пожилого – предстарческого возраста (61-73 года). В это время человек склонен поучать других, мудрствовать, а порою излишне. Иногда от этих «мудрецов» уходят собственные дети, такчто старики тянутся к внукам. К этим годам люди действительно накапливают много знаний ибольшой жизненный опыт. Это почтенный возраст, и такие люди заслуживают уважительного отношения в семье и обществе. Но они выглядят несколько навязчивыми.
Их душевное состояние изнутри высветил 43-летний Абай: «В кручине, в бессоннице ты весь поник. Гнев – горький яд, думы – желчь, ты уже старик!» Прожили на свете более 60 лет: Н. Лобачевский(63 года), А. Нобель (63), М. Копеев (63), Ф. Рузвельт (63), А. Собчак (63), К. Сатпаев (64), Хафиз (65), Тамерлан (69), Абылайхан (70), Б. Момышулы (71), Чингисхан (72), Имам Шамиль (72), Ч. Дарвин (73).
Как правило, в значительной степени категоричен старческий возраст (73-85 лет), когда человек становится замкнутым, вдумчивым и критичным – чаще, или самокритичным – реже. Характер все больше обретает черты упрямого и убежденного интроверта, обращенного в свой внутренний мир. Высокий динамизм психической деятельности сменяется инертностью психофизиологических процессов. Это возраст мудрецов – людей рассудительных, их девиз – семь раз отмерь! Данная возрастная категория избегает шумных, веселых компаний так же, как и одежды ярких и броских расцветок. Они предпочитают уединение, критикуют всех, особенно молодежь, за что их называют ворчунами.
О чем говорил великий персидский математик и астроном: «Старость– дерево, корень которого сгнил. Возраст алые щеки мои посинил. Крыша, дверь и четыре стены моей жизни. Обветшали и рухнуть грозят со стропил».
Значительно дольше прожили А. Ясауи (73года), М. Ганди (79), А. Маргулан (80), Л. Толстой (82),Саади (85), Г. Потанин (85).
Сентиментальны в основном престарелые (85-97 лет) люди. Для них свойственный депрессивный стиль поведения является зеркальным отражением экспрессивного младенчества с противоположным знаком, поскольку чрезмерно повышенная эмоциональность психики, угасая, сменяется на сенситивность, то есть на сверхчувствительность и легкую ранимость, когда нет слез на глазах, как это бывает у младенцев, но тайком плачет легкоранимая мнительная душа.
Как писал Рудаки: «Да, был я молод и счастлив, имел все блага земли. Недаром Саманиды меня высоко вознесли. Но годы весны сменились годами суровой зимы. Дай посох! Настало время для посоха и сумы».
Все меньше тех, кому выпало долголетие: М. Тэтчэр (88 лет), Ш. Чокин (90), Н. Мандела (95), Жамбыл (99).
Период престарелого возраста начинается в 85 лет и от этой вершины до 100 лет уже остается чуть больше одного «круга» – сегментного возраста, то есть «мушел». Это удел глубокой старости.
Удел не из легких и простых, считал Омар Хайям: «Книга жизни моей перелистана – жаль! От весны, от веселья осталась печаль».
Все эти вышеперечисленные периоды укладываются в 12-летний цикл восточного календаря, где каждый круг называется «мушел», что означает «сегмент». Пик социальной зрелости приходится на 43-й год жизни, а зрелость завершается в 61 год, период старости начинается с 73 лет.
Видимо, по этой причине японцы и корейцы отмечают 1 год и справляют юбилей в 61, не признавая «нулевых» дат.
Детство завершается в 13 лет, когда начинается физиологическая зрелость, одним из важных критериев которой является начало половой зрелости. Молодость завершается в 25 лет, и это не просто четверть века, а пик биологической зрелости, за которой следует уже социальная зрелость, когда человек способен принимать самостоятельные решения, поскольку мозг уже обладает достаточным набором нужной и полезной информации для этого.
Перешагнув этот рубеж, отговорил милым языком сверстников С. Есенин: «Я полон дум о юности веселой, но ничего в прошедшем мне не жаль».
Осознают ли дети, что старше 13 лет они уже не маленькие? Понимают ли сами молодые люди, что в 25 лет они переступили порог зрелости? В личностном плане у дам «бальзаковский возраст» – зрелость или перезрелость? В 50 лет человек считает себя кем: молодым, взрослым, пожилым или стариком? А после 61, за 73?
На подобную крайность в свое время обратил внимание Омар Хайям: «Тот, кто с юности верует в собственный ум, стал в погоне за истиной сух и угрюм. Притязающий с детства на знание жизни, виноградом не став, превратился в изюм».
В повседневной суете мы не придаем этому большого значения, и во многих семьях столь важный вопрос жизни всерьез не рассматривается. Часто мы снижаем требования к своим домочадцам, жалея их без всякого на то основания. В результате чего нередко вырастают безответственные великовозрастные детины. До иждивенческой психологии отсюда лишь один шаг. Предостерегает от такого подхода народная педагогика.
И индивиду, и обществу в наибольшей степени важен период зрелости, особенно его первый этап, приходящийся на годы становления личности (25-37 лет), который выделяется у всех народов. На Западе – это «джентльмен», с которым можно «иметь дело». У русского народа – это «добрый молодец», у казахов – «джигит». Названия разные, но суть одна.
О необходимости сочетания молодых и старых сил говорит и тот факт, что многие выдающиеся люди прожили менее полувека, а оставили в истории глубокий след. В идеале смысл жизни человека не в количестве прожитых лет, а в поступках, свершениях и делах созидательных на благо другим. Но при всем этом народная традиция уважения к старости должна быть возрождена.
На редеющие ряды указывал А.С. Пушкин, ссылаясь на изречение из поэмы Саади «Бустан»: «Иных уж нет, а те далече, как Саади некогда сказал».
Каждый человек растет и развивается, а затем стареет незаметно для окружающих, и это вполне естественно. Поэтому границы возрастных периодов размытые. Обычно мы говорим: 2-3 года – пора ребенку идти в детский сад, 6-7 лет – в школу, 16-17 лет пришло время продолжить учебу или начинать работать. Эти стандарты общество освоило давно, и тут особых проблем нет.
Другое дело в отношении к последующим возрастным периодам, когда таких общепринятых критериев нет. У нас от 17 до 63 лет, кроме круглых дат не имеется общепринятых жизненных этапов, что зачастую приводит к путанице. Дети, родители, педагоги и в целом общество на этом фоне зачастую снижают требования к человеку. Хотя говорим мы часто: «Тебе столько лет, и ты еще ребенок!», это чаще звучит неубедительно, голословно, так как не аргументировано в виде социальной нормы. Поэтому нужно выработать единый стандарт по возрастам с учетом достижений геронтологии, чтобы люди знали о себе, на каком этапе жизни они живут, учатся или трудятся.
Вольтером не случайно сказано: «Тот, кто не ведет себя соответственно своему возрасту, всегда расплачивается за это».
В этом деле, на наш взгляд, наиболее подходящий критерий – это «мушел». Подобный подход, бесспорно, облегчит человеку осознавать свою роль в обществе, не забывая обязанности перед Отечеством и близкими людьми. Да и обществу, окружающим поможет правильнее строить свои отношения с каждым.