Современная историческая наука Казахстана переживает период свободного творческого развития, поиска новых методологических подходов оценки исторического прошлого. Система идеологизированного подхода, базирующаяся на формационной модели, уходит в прошлое. В преодолении негативных тенденций исторической науки в постсоветский период многое осуществлено академиком Национальной Академии наук Республики Казахстан Манашем Кобашевичем Козыбаевым (1931-2002).
Все творческое наследие М.К. Козыбаева проникнуто пониманием особенностей исторического развития казахского народа, его борьбой за национальную независимость, создание собственной государственности; его работы внесли неоценимый вклад в разработку проблем истории Казахстана. Латинское слово laboratorium, вынесенное в название статьи, образовано от laboro (в переводе с латинского – «работаю»), подчеркивает не только личные качества академика М.К. Козыбаева, его гражданскую и профессиональную позицию, неотъемлемой частью которой было стремление к совершенству. Оценка его творческой деятельности во всей совокупности еще ждет своих исследователей, в данной работе сделана попытка наметить основные направления творчества Козыбаева М.К. в период независимости Казахстана.
Несомненной заслугой М.К. Козыбаева является инновационный подход к задачам современного гуманитарного знания: «Задача академического гуманитарного знания, в данном случае, состоит в воспитании более объемного, выходящего за рамки узконационального видения истории, в ломке биполярного толкования мира, в приобщении к глобальной сокровищнице исторического знания. Необходимо дать более широкую перспективу источниковедческим исследованиям, освоить передовые технологии в клиометрических изысканиях, дать импульс более интенсивным разработкам в методологических инновациях. Вместе с методологическими проблемами он считал приоритетными в исторической науке вопросы этногенеза, формирования казахской нации и государственности, трансформации казахстанского общества и др. Формулой научного поиска истины, по его мнению, должны быть открытые дискуссии «без навешивания ярлыков, в множественности точек зрения».1
Среди актуальных проблем, волновавших Козыбаева М.К., была древняя история Казахстана. Он опротестовал мнение западных ученых, в том числе А. Тойнби, которой утверждал, что «несмотря на нерегулярные набеги на оседлые цивилизации, временно включающие кочевников в поле исторических событий, общество кочевников является обществом, у которого нет истории».2 Опираясь на исследования А.П. Окладникова, А. Маргулана, Л.Н. Гумилева о наличии высокоразвитого уровня кочевой цивилизации народов Евразии, Козыбаев М.К. утверждал: Бурные интеграционные потоки, броуновское смешение этносов, взлеты и падение империи Великой степи, континентальные переселения народов, создание на их основе государств в других частях света – все это находится в неразрывной связи с эволюционным развитием человечества в целом».3
М.К. Козыбаев рассматривал историю Казахстана и казахского народа, исходя из его геополитического положения как срединной территории между Европой и Азией, на которой размещались тюркские народы: «на просторах Великой степи, в самом сердце Центральной Азии, возникали и уходили в небытие государства гуннов, тюрков, тюрко-монголов, создавалась неповторимая цивилизация, являющаяся своеобразным синтезом степного и оседлого образа жизни, наследниками которого и стали современные центральноазиатские нации».4
В современной исторической науке достаточно многовариантно трактуется этническая история казахского народа. М.К. Козыбаев был автором научной теории, «что в домонгольский период сложилось основное кипчакское, я бы сказал казахское ядро с довольно глубокими культурными традициями, опытом великодержавия. Такие тайпы, как найманы, кереи, жалаиры, мангыты, онгыты и другие бывшие титульные племена, образовав полиэтнический «плавильный котел» с населением Дашт-и-Кыпчака, в течение двух столетий создали матричную основу казахского этноса». В отличие от достаточно распространенного мнения, что монгольское завоевание стало решающим в консолидации тюркского этноса, как системообразующего, М.К. Козыбаев подчеркивал: «Этап сложения казахского этноса вступил в завершающую стадию под гегемонией кыпчаков в период домонгольского завоевания, однако он был прерван нашествием Чингисхана и расчленением Казахстана по улусам империи».5
Инновационные концептуальные подходы были намечены ученым М.К. Козыбаевым к истории Белой Орды, выделившейся из состава Улуг-Улуса (Золотая Орда). Важнейшим источником по монгольскому и послемонгольскому периоду в истории Казахстана является «Тарих-и-Рашиди», изучению которого Козыбаев уделял особенное внимание. Не соглашаясь с авторами «альтернативной» истории, М.К. Козыбаев подчеркивает некоторую неосведомленность отдельных представителей данной теории. Он отмечал: «Ак-орда, страна кыпчаков, спустя менее одного столетия после монгольского владычества, перестала быть государством завоевателей».6
В творческом наследии М.К. Козыбаева анализ исторического источника «Тарих-и-Ришиди» занимает особое место; его работы ««Тарих-и-Рашиди», Мирзы Мухамад Хайдар Дуглата» – выдающийся памятник истории и культуры (1997), «Мухаммад Хайдар Мирза Дуглат о казахах и казахской государственности» (1999) (в соавторстве с К. Пищулиной) поднимают вопросы этногенеза казахского народа, создания территории и управления казахским ханством.
По определению Козыбаева, страницы данного источника свидетельствуют, что «история четырех родственных тюркских народов – казахов, кыргызов, уйгуров и узбеков» имеет общие корни. По его мнению, каждый из указанных народов может считать Мирзу Мухаммада Дуглата отечественным историком: «Он оставил в наследство потомкам первоклассный источник сведений о политической, культурной, социально-экономической жизни нескольких тюркских народов за 200-летней период развития их на территории обширного региона, который занимало государство Моголистана…».
Отметив заслуги автора «Тарих-и-Рашиди», исследователей данного источника Султанова Т.И., Пищулиной К.А.7 и других, Козыбаев дополнил анализ следующими положениями: определяющее значение внутренних факторов образования Казахского ханства, синхронность данного процесса на просторах Евразии, распад суперэтноса «кыпчак» на рубеже XIV-XV веков, краткий период становления Казахского ханства «менее одного столетия после монгольского владычества».8
Создание государственности совпало с утверждением этнонима «казах». Современный термин «Казахстан» был заложен в исследовании «Тарих-и-Рашиди», утверждал М.К. Козыбаев.
В своем анализе М.К. Козыбаев отметил высокий уровень культурно-исторических, текстологических изысканий данного источника, который прославил автора, определив, что данный источник принадлежит всему Востоку, всему человечеству».
Вся творческая деятельность М.К. Козыбаева тесно связана с историей, наукой «Клио». Ему свойствен тот подход, о котором писал Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в работе «В потоке истории»: «Понимание своего места в истории, гордость предками не в масштабах родовой кочки, а в общенациональном смысле, осознание колоссального значения казахов и их предков в истории огромной Евразии, освобожденное от унижающих национальное достоинство ярлыков и стереотипов – это мощный и абсолютно современный способ национальной консолидации».9
Научный поиск академика М.К. Козыбаева сочетался с активной гражданской позицией, обращением к наиболее острым проблемам прошлого и настоящего, стремлением сохранить национальную самобытность казахского языка, культуры.
Литература:
- Козыбаев М.К. Проблемы методологии, историографии и источниковедения истории Казахстана. (Избранные труды). – Алматы: Гылым, 2006, с. 13.
- Тойнби А. Дж. Постижение истории. – М., 1991, с. 186.
- Козыбаев М.К. Избранные труды. – Алматы: Гылым, 2006, с. 16.
- Там же, с. 15.
- Там же, с. 16.
- «…принижая роль кыпчаков в истории казахов (всего-то 10%), К. Данияров забывает, что казахский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков» – его же – «Орхоно-Енисейская письменность и некоторые методологические аспекты изучения истории тюркских народов». – Там же, с. 68.
- Султанов Т.И. Некоторые замечания о начале казахской государственности //Известия АН КазССР. Серия общ. Наук, 1917, 1, с. 54-55, Пищулина К.А. Юго-Восточный Казахстан в середине XIV– начале XVI века. – Алма-Ата, 1977, с. 254-258.
- Козыбаев М.К. Избранные труды, с. 60; его же: Казахстан на рубеже веков: размышления и поиски. В двух книгах. Книга первая. – Алматы: Гылым, 2000, с. 70, 88.
- Назарбаев Н.А. В потоке истории. – Алматы: Атамура, 199, с. 59.
Канаева Т.М. Творческая лаборатория академика М.К. Козыбаева// Материалы республиканской научно-практической конференции «Козыбаевские чтения-2006». Т. 1. – Петропавловск, 2006.