В настоящее время идет поиск мер по стабилизации экономики Казахстана и переходу от планово-распределительной системы к рыночным отношениям. Трудности современного хозяйственного развития ясно показывают, главной проблемой является реформирование экономики. Первый опыт преобразований с его успехами и неудачами государственных структур к реформам, с другой – необходимость использования при этом научного прогноза и анализа.
Переход от административной системы к рыночной уже имел место в начале 20-х годов. Именно этим объясняется нынешний интерес к 20-м годам, когда разрабатывалась модель новой экономической политики, принятие которой позволило тогда восстановить хозяйство страны. В частности, опыт экономического регулирования крестьянских хозяйств в период НЭПа при всей его противоречивости и незавершенности является интересным в современный переходный период, когда идет процесс образования крестьянских (фермерских) хозяйств, может способствовать решению продовольственной проблемы и социальных задач развития села.
В условиях реформирования экономики необходимо вернуться к вопросам теории кооперации. Изучение работ экономистов-кооператоров позволяет прежде всего отметить, что определяются три направления в разработке данной проблемы: реформаторское (М.И. Туган – Барановский, С.И. Прокопович), организационно-производственное (А.Н. Челинцев, Н.Д. Кондратьев, А.Я. Чаянов), либеральное (Б.Л. Бруцкус, Л.М. Литошенко). Несмотря на различие аспекта в оценке природы кооперации, которая определяется как важнейший компонент рыночных отношений, призванный удовлетворить интересы определенной части общества. С точки зрения сегодняшнего дня, было бы полезными многие их теоретические и практические разработки. В частности, теорию крестьянского хозяйства А.В. Чаянова, его модель развития сельхозкооперации, план «кооперативной коллективизации» и прочее.
История кооперативного движения давно привлекала внимание исследователей. В последние годы этот интерес возрос еще больше в связи с попытками возрождения кооперативных организаций.
Рыночная экономика, действительно, требует более гибких и мобильных хозяйственных структур для повышения товарности крестьянских хозяйств и насыщения рынка сельхозпродуктами. В связи с этим кооперативный сектор в экономике будет развиваться.
Опыт кооперации Голландии является лучшим доказательством этому. Известно, что после США Голландия является крупным экспортером сельхозпродуктов, занимая второе место в мировых показателях (продукция животноводства, зерновые, технические культуры).
Успех кооперации очевиден, и не только в Голландии, но и в странах Европы, Азии, Латинской Америки.
В России к XIX – началу XX вв. кооперация как форма хозяйственного развития была известна. Более того, как отмечал Туган – Барановский, к началу ХХ в. Россия занимала по числу кооперативов первое место в мире, насчитывая в 1902 г. – 1625; 1917 г. 47 187 (1) .
Причин столь интенсивного развития кооперации несколько, но если рассматривать отдельно проблемы сельхозкооперации, необходимо обратиться к Столыпинской реформе. 1861 год не вывел страну из экономического, аграрного кризиса. Суть проводимой в начале ХХ в. реформы сформулирована в выступлении П.А. Столыпина в Государственном Совете в 1910 г.: «наше экономическое возрождение мы строим на наличии покупной способности у крепкого достаточного класса на низах» (2). Кроме уменьшения аграрного перенаселения, реформы должна была решить еще одну задачу – создание индивидуальных хозяйств, связанных с рынком. При всей своей незавершенности столыпинское землеустройство привело к возникновению нового крестьянина – фермера, хуторянина, отрубника.
Состояние хозяйства явилось предпосылкой новой экономической ориентации. Ее стержнем была кооперация.
Кооперация, не затрагивая основ крестьянского хозяйства, втягивала крестьянство с выгодой для него в общую систему хозяйства, выводила его на всероссийский и мировой рынок.
Центром российской молочно-маслодельной кооперации стала Западная Сибирь.
Маслодельных кооперативов в Сибири к 1990 г. насчитывалось 1200, к 1913 г. – 1700, к 1914 г. – 2100. В 1914 г. кооперативные маслодельные заводы составляли 52% от всех подобных предприятий (48% – частные). О масштабах этой отрасли сельхозкооперации говорит создание в 1907 г. «Союза сибирских маслодельных артелей», в 1911 г. – «Приуральского союза». (3).
Северный Казахстан по территориальному расположению и особенностям хозяйственного развития оказался втянут в этот процесс и активно в нем участвовал. Так, в системе Петропавловского Отделения Союза сибирских маслодельных артелей состояло: в 1914 г. – 49 маслоартелей, 1915 г. 52, 1917 г. – 60, 1917 г. – 80, 1919 г. – 86 (4).
После октября 1917 г. начинается спад в развитии крупных крестьянских хозяйств. Национализация земли уничтожила основу их существования, а остановка фабрик и заводов окончательно разрушила существовавшую систему хозяйственных отношений.
Экономический кризис начала 20-х годов поставил советское правительство перед необходимостью реформирования хозяйства. НЭП при всей своей противоречивости и незавершенности тем не менее обеспечила «пусть неравномерное, но все же сотрудничество государства и частного хозяйства» (5).
Документы, архивные материалы показывают, что в 20-е годы в Казахстане создавались различные формы сельскохозяйственной кооперации. Наиболее распространенной были снабженческо-сбытовые и кредитные, так как они представили мелкому товаропроизводителю большие льготы в снабжении сельскохозяйственным инвентарем, получении кредита, сбыта сельхозпродуктов.
1924 г. можно считать переломным в развитии кооперации, так как принятый декрет «О потребительской кооперации» (20.05.24 г.) вводил добровольное членство в потребительской кооперации и определил ее функции. Реорганизация, проведенная в кооперации Акмолинской губернии к декабрю 1924 г., имела результатом увеличение числа кооперативов, причем сельхозкооперативы увеличились на 28,7% (6).
Кредитование, возрастание численности кооперативных хозяйств, привели к специализации сельскохозяйственной специализации кооперации. Например, маслодельная кооперация в Акмолинской губернии продолжала развиваться, причем в ней возрастало число казахских кооперативов. В 1924 г. числилось 7 казахских маслозаводов, причем производили они до 1000 пудов масла в сезон, а численность составляла по 143 хозяйства (члена) на один завод. Общее же количество маслозаводов составляло в 1924 г. – 54, а в 1927 г. – 131 (7).
Такой рост показателей можно объяснить несколькими причинами: спрос на рынке (на данный вид продукта); заинтересованность производителей; строительство новых заводов в северных областях Акмолинского и Атбасарского уездов и в Кокчетавском уезде.
Среди зерновых хозяйств самым распространенным видом кооперативов были сельскохозяйственные товарищества и земледельческие артели. Организация производства и внутренний распорядок жизни артелей, сочетание личных и общественных интересов были понятнее и ближе крестьянам, более соответствовали его психологии. К 1924 г. они составляли 579. Маленькие товарищества (116) занимались общественной обработкой земли и производили сев, так как у них обобществлялся сельскохозяйственный инвентарь. Медленно, но неуклонно укреплялась специализация. Появляются коневодческие товарищества, пищеводные, пчеловодческие артели (8).
Таким образом, в Акмолинской губернии происходит рост как земледельческого, так и скотоводческого хозяйств. А это позволило определить перспективы хозяйственного развития края – заготовка и переработка продуктов земледелия и скотоводства, что в свою очередь позволило удовлетворить спрос населения на продовольствие и снабдить сырьем кустарные промыслы.
К концу 20-х годов кооперация Акмолинской губернии представляла собою хорошо сложенную, структурно оформленную хозяйственную систему. Подтверждением тому является перечисление разновидностей кооперативных обществ: потребительские, промысловые, сельскохозяйственные, жилищные, кредитные, рабочие. Каждое из перечисленных направлений было специализировано внутри. Например, сельскохозяйственная кооперация имела такую специализацию: коммуны, сельхозартели, машинные товарищества, коневодческие, пищеводные, пчеловодческие, огородные артели.
Экономическая политика государства в 20-х годов не позволила кооперации полностью реализовать свои возможности. Смена курса в развитии хозяйства привела к упадку сельскохозяйственного производства. В течение первой пятилетки (1928-1932 гг.) удельный вес Казахстана в общесоюзном производстве товарного зерна сократился с 9 до 3%, сократилось и поголовье скота (9).
Период интенсивного развития кооперации (1921-1928 гг.) сменяется долгим периодом свертывания кооперации. Со второй половины 1929 года стала преобразовываться важнейшая часть кооперативной системы страны – сельскохозяйственная кооперация. Среди решения государственных органов, осуществлявших организационные меры по перестройке кооперативных центров, особенно следует отметить постановление от 27 июня 1929 года. «Об организационном построении сельскохозяйственной кооперации», которое фактически разрушало всю систему сельскохозяйственной кооперации (10).
Разрушив сельскохозяйственную кооперацию, заменив ее коллективизацией, разрушили всю кооперативную систему, так как сельскохозяйственная кооперация была ее основой. Кооперация рассматривалась как обособленная система в государственном хозяйстве, это послужило основанием считать ее временной формой, переходным этапом в деле построения социализма. Процесс о государственной кооперации, проводимый в конце 20-х годов, окончательно разрушил ее.
Уже первый опыт перестройки показал, что главной проблемой, от которой прямо зависит дальнейшая развитие реформаторских процессов, является проблема преобразования экономического фундамента. Одной из попыток решения данной проблемы было принятие в 1988 году Закона «О кооперации в СССР». Темпы создания кооперативов после издания закона – свидетельство того, что объективно назрели основные предпосылки и общественная потребность в кооперативных формах жизни. Однако следует отметить устойчивость стереотипов, администрирования в отношении кооперации: в принятом законодательстве преобладала система запретов, неравноправие кооперативных предприятий в сфере снабжения сырьем и оборудованием. Это порождало неустойчивость кооперативов, особенно производственных, и приводило к их свертыванию.
Распад системы государственного социализма создал новые проблемы и не оставил времени для их решения. Каждое из суверенных государств, как любят говорить американцы, само «несет свой чемодан». Бедственное положение хозяйства и, как следствие этого, обнищание населения являются большей частью результатом неподготовленности к реформированию экономики.
Несмотря на все попытки государства провести предобразования сельского хозяйства, приходится признать неэффективность принимаемых мер. Статистика такова: за последние три года по Северо-Казахстанской области в среднем ежегодно организуется 600-650 хозяйств. В то же время стабильно ликвидируется в среднем 150 (11). Причин несколько. Одна из них – отсутствие законодательных актов, охраняющих интересы предпринимателей на селе. Создание кооперативов, фермерских хозяйств как первый этап реформирования села сдерживается административно-командным подходом государства к их организации и деятельности.
Оптимистичный прогноз о будущем села можно связать с принятием Указа «О земле». В нем зафиксированы две формы на землю: государственной и частной. На основе частных владений создаются не только крестьянские хозяйства, но и кооперативы, ассоциация базы отделения, бригад, ферм. Организуются сельхозпредприятия на кооперативной основе. Они становятся совладельцами объектов мясной, молочной промышленности, предприятия по переработке зерна. Создаются мини-пекарни как частные владения, и как потребсоюзовские.
Нынешний этап развития экономики в условиях перехода к рыночным отношениям оказался очень болезненным. Наряду с позитивными методами – созданием хозяйств на кооперативной основе, частных земельных владений, акционерных обществ – имеются и негативные. «Мягкая трансформация» колхозно- совхозной системы в ассоциации крестьянских хозяйств и акционерные общества вылились не столько в ликвидацию неэффективных производств, сколько в авторитарное подчинение коллективов начальству. Развитие коммерческих отношений развивает спекуляцию, отсутствие определенных статей приводит к административному беспределу.
Таким образом, четко определилась одна проблема, требующая немедленного разрешения – наличие законодательства, способствующего успешному преобразованию хозяйства на кооперативной основе.
Современным законодателям при формулировании правовых основ кооперации может помочь изучение трудов теоретиков кооперации, где даются определения ее сущности, особенности.
Другой проблемой на пути реформирования является отсутствие крестьянина как хозяина, носителя земледельческих знаний, культуры. Распространение знаний, оказание маркетинговой помощи малым предприятиям – необходимое условие их успешной деятельности.
Особо следует отметить, что, кроме очевидного экономического эффекта, нельзя забывать о высокой социальной значимости кооперации, которая возрождает самостоятельность, самоорганизацию, стимулирует социальную активность товаропроизводителей. Это является надеждой на оздоровление общества в целом, решение проблем безработицы, снижение уровня преступности, повышение качества экономического образования.
Литература:
1. Туран – Барановский М.И. Социальные основы кооперации. – М.: Экономика, 1989, с. 297.
2. Столыпин П.А. Нам нужна великая Россия. Полн. Сбор. Речей в Государственной Думе и Государственном Совете. 1906- 1911 гг. М.: 1991, с. 245.
3. Давыдов А.Ю. Свободная кооперация в России (до октября 1917 г.)// Вопросы истории, 1996, N1, с. 33.
4. ГАСКО, ф. 10. оп. 1, д, 1290, л.75.
5. Бруцкус Б. Народное хозяйство Советской России, его природа и судьбы// Вопросы экономики, 1991, №10, с.140.
6. ГАСКО, ф. 10.оп.1, д. 744, л. 34.
7. ГАСКО, ф. 10.оп.1, д. 1200, л. 77.
8. ГАСКО, ф. 10.оп.1, д. 1200, л. 9.
9. Козыбаев М.К. История и современность. - Алматы, 1991, с. 221.
10.Коллективизация сельского хозяйства. Важнейшие постановления Коммунистической партии и Советского правительства. 1927-1935 гг. – М., 1957, с. 183-186.
11.Северный Казахстан, 1996, №12, 29 января.
Козорезова Л.А. Некоторые аспекты хозяйственного развития Северного Казахстана в 20-е годы ХХ века // Материалы республиканской научно-практической конференции «Козыбаевские чтения-2006». Т. 2. - Петропавловск, 2006.