Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

О формировании политического мышления личности в детском и подростковом возрасте

29862

Согласно теории возрастной психологии, каждая возрастная стадия развития имеет свои особенности и закономерности перехода личности к следующей стадии. Свои особенности имеет и процесс политической социализации в детском и подростковом возрасте.

Философ и социолог И.С.Кон отмечает следующую особенность политической социализации как процесса: «если процесс социализации как освоения мира, приобретения социальных навыков общения с ним начинается с первых дней жизни, то процесс политической социализации – с первых лет» [1].

Поскольку процесс политической социализации предполагает изменение индивида, то наиболее динамично он протекает на раннем этапе жизни, в период становления личностных подструктур, когда личность ещё не сложилась. 

Признаем тот факт, что политическая сфера действительности в область детских интересов не входит и существенного места в психологии ребёнка не занимает. Но, тем не менее, к вопросу детского этапа политической социализации обращаются все западные теории политической социализации, освещая его в контексте своего концептуального подхода к проблеме.

Так, в теории «политической поддержки» основополагающая идея в том, что возникшие в детстве чувства и оформившиеся в том же возрасте представления, отличаются постоянством и мало изменяются с возрастом. Политические отношения к политической системе и её представителям, к нации и национальным символам, а также идентификация с нацией в зрелые годы определяются, согласно данной теории, отношениями, существовавшими в семье родителей, методами семейного воспитания, характером родительской власти. Позитивное отношение к политической системе формируется уже на раннем этапе политического развития, в детском возрасте посредством воздействия на пассивного ребёнка детской литературы, телевидения, транслирующего на массовую аудиторию мультфильмы и другие детские передачи. Таким образом, в качестве второго по значимости фактора политической социализации в детском возрасте данная теория предлагает включение в общую неполитическую картину мира ребёнка позитивного образа политической системы, на который должны работать все средства массовой информации. 

Согласно теории «политической поддержки», процесс политической социализации проходит в своём развитии ряд этапов, содержание которых определяется сменой психологических механизмов социализации. Так, первый этап - политизации состоит в осознании ребёнком наличия внешней политической власти, помимо власти учителей и родителей. Содержанием второго этапа - персонализации является осознание политической власти на основе осознания её представителей, в частности, президента, работников правоохранительных органов как символов и носителей этой власти. Идеализация, как этап, заключается в приписывании политическому лидеру позитивных качеств. И собственно этап доминирования в сознании абстрактных представлений о власти без связи её с конкретным представителем [2]. 

В качестве фактора, определяющего переход ребёнка к очередному этапу политического развития, называется психологическая зависимость ребёнка от родителей и учителей, порождающая комплекс неполноценности, тревожности. Утверждение представителей теории «политической поддержки», что идеализация политической системы и её представителей снимает данные комплексы, неубедительно в силу слабой эмоциональной связи между представителями власти и конкретным ребёнком. Предложенная же теорией поддержки интерпретация содержания данного этапа интересна.

В качестве отдельного этапа политической социализации рассматривается развитие семиотической способности ребёнка посредством «расшифровки» политических символов и усвоения их значений.Несомненно, что дети - дошкольники знакомы с политическими символами - гербом, флагом, гимном своей страны, имеют о них элементарные сведения, как и об отдельных их смысловых нагрузках. Согласно данным исследования [2], проведённого с американскими детьми в конце семидесятых годов, у дошкольников поддержка своей системы выражается в предпочтении национального символа - флага другим предложенным. По данным того же исследования, дети - подростки поддержку системе выражают в форме превознесения своей страны над другими странами. Можно принять даваемое исследователями объяснение данного факта: на детское сознание оказывается целенаправленное воздействие со стороны школы как агента политической социализации, занимающегося патриотическим воспитанием и несущего детям доминирующие на данную политическую ситуацию политические ценности.

Позитивное отношение к политическим символам рассматривается теорией «поддержки» как показатель определённой степени сформированности у детей национального самосознания на основе идентификации себя с национальной общностью, с политической системой.

Ценным моментом в предложенной интерпретации политической социализации можно считать схему этапов политической социализации в детском возрасте, несмотря на то, что причина их смены, выдвигаемая теорией «поддержки», неубедительна. Верно, что созревание психики определяет формирование личности по стадиям. Но, помимо внутренних психологических механизмов политической социализации детей, должны быть учтены и внешние факторы. Иначе неизбежна трактовка детского и подросткового этапа политической социализации как исключительно бесконфликтного процесса интериоризации политических норм в процессе когнитивного развития ребёнка.

Если теория «политической поддержки» обращается к психологическим механизмам политической социализации, не учитывая роль объективных факторов, определяющих процесс, то неофрейдизм строит свои положения на основе обращения к бессознательному, ограничивая роль среды в процессе политической социализации, как и роль других факторов, например, типа политической системы.

В отличие от неофрейдизма, отрицающего любые воздействия извне на индивида и в форме воспитания, и в форме обучения, а также признающего исключительно бессознательные факторы политической социализации, когнитивный подход – в обучении мышлению.

Методологическим основанием современных когнитивных представлений о становлении политического сознания являются следующие психологические идеи Ж.Пиаже. Мышление ребёнка коренным образом отличается от мышления взрослого. В своём созревании детское мышление последовательно проходит ряд стадий. Каждая стадия предполагает наличие новых познавательных навыков, ограничивающих пределы усвояемого на ней. Так, для стадии, начинающейся со становления речи и ограниченной Ж.Пиаже семилетним возрастом, характерно использование образов, овладение познавательными навыками различения объектов и их символов, а также эгоцентризм как осознание исключительно собственного мнения. Для мышления ребёнка семи - одиннадцатилетнего возраста характерны социоцентризм как осознание ребёнком существования, помимо собственного, мнения окружающих, а также персонализированность, конкретность восприятия. До пятнадцати лет подросток приобретает такие навыки когнитивного развития, как оперирование абстрактными понятиями, анализ абстрактных проблем, построений умозаключений и выдвижение гипотез. Далее когнитивное развитие лишь закрепляет навыки, приобретённые к концу подросткового возраста [3].

Адельсоном был уточнён ряд идей Пиаже относительно созревания политического мышления детей и подростков. К их числу принадлежат идеи о том, что между созреванием когнитивного уровня личности и становлением её политического мышления существует связь в форме прямой зависимости, а также идея тождественности стадий становления мышления и политического мышления. Соглашаясь с тем, что политическое сознание оформляется под воздействием внутренних психологических законов мышления, Адельсон указывает на специфику становления политического мышления, состоящую  в неравномерности развития политической когнитивной структуры личности на разных возрастных этапах политической социализации, а также в необязательном соответствии длительности прохождения индивидом общелогических стадий длительности стадий формирующегося политического мышления. Неравномерность развития последнего процесса в том, что в подростковом возрасте происходит быстрое усвоение - накопление политических представлений. После шестнадцати лет темпы усвоения замедляются. К этому времени подросток в процессе мышления начинает оперировать абстрактными политическими понятиями типа «власть», «свобода», «независимость», «справедливость», «демократия» и др. Не всегда количеству усвоенных понятий соответствует их качественное понимание, т.е. понимание содержания. Неравномерность развития политического мышления выражается также в достаточной  подвижности возрастных границ. Так, быстрое усвоение политических представлений может начаться в одиннадцать, двенадцать и тринадцать лет, а завершиться в шестнадцать, семнадцать либо восемнадцать [4].

В когнитивном подходе, в основном, рассматриваются закономерности становления политического сознания на основе учёта возрастных возможностей восприятия информации, что само по себе является неоспоримым достижением данного подхода к политической социализации. Но, для понимания механизма становления детского политического мышления, знания одних психологических характеристик его формирования недостаточно. Необходимо ещё и решение вопроса о соотношении целенаправленного и стихийного компонентов политической социализации: в какой степени переход на следующую стадию обусловлен естественным возрастным созреванием мышления, а в какой  мере вызван воздействием на ребёнка, подростка различных агентов социализации – семьи, средств массовой информации, школы, детских организаций, культурного фактора, политической и экономической ситуаций. Все эти факторы данной теорией не учитываются. Социализация, по - существу, ограничивается обучением на основе возрастных особенностей мышления. Политическая социализация сужается до обучения политическому мышлению.

Несомненно, что обучение должно корректироваться с учётом возрастных особенностей умственного развития, но решающую роль в данном процессе играет организованное извне воздействие. Согласно психологической теории поэтапного формирования умственных действий[5], возрастные рамки формирования мышления подвижны, и устанавливать временные стандарты оформления логических навыков нет смысла. Длительность стадий познавательной деятельности, в частности, стадии формирования абстрактных понятий, подвержена изменению. Ускорить когнитивное развитие ребёнка можно, организуя процесс обучения на основе ряда принципов.

Так, целью обучения должно стать изменение познавательных действий (мышления) посредством выработки навыков работы с понятиями. Ребёнок будет оперировать с понятиями, когда овладеет логическим приёмом работы с ним, где под логическим приёмом понимается система мыслительных операций по правилам. При организации обучения должен быть учтён тот факт, что познавательная деятельность, будучи процессом, проходит в своём становлении переходные состояния. Что касается способа подачи материала, то он должен включать все виды деятельности - восприятие, запоминание, мышление и действие. Ускорить достижение мышлением абстрактности можно посредством заданий,  направленных на формирование умственных действий [6].

Отметим, что данной теорией ставится вопрос о механизме формирования мышления.  В то время как Пиаже и Адельсон выделяют этапы становления мышления, ориентируясь на конечный результат процесса, что не решает проблему его формирования.

На применимость основных выводов теории поэтапного формирования умственных действий к процессу формирования политического мышления указывают исследования Яхода [7]. Факт, что наблюдавшиеся дети шести - девятилетнего возраста осознали своё гражданство раньше, чем усвоили место своего проживания, указывает на реальность формирования абстрактных понятий уже у шести – девятилетних детей, а также на возможность развития навыков построения умозаключений по поводу интересных, значимых для ребёнка политических событий, раньше одиннадцатилетней возрастной границы, предложенной Ж.Пиаже. Отсюда справедлив следующий вывод: созревание детского политического мышления может быть ускорено под влиянием школы, семьи, осуществляющих воздействие на ребёнка, подростка посредством дидактических приёмов обучения.

Таким образом, на основе последних рассмотренных идей можно сделать следующий вывод: в детском и подростковом возрасте роль целенаправленного компонента процесса политической социализации – воспитания и обучения, протекающих с учётом возрастных психических особенностей, доминирует. От содержания политического сознания обучающего, от целей обучения, во многом зависит содержание политического сознания в детском и подростковом возрасте - образующие его политические понятия и представления.

Согласно теории социализации, начиная с трёхлетнего возраста ребёнка, число агентов социализации возрастает, программа их действий, направленных на сообщение ему познавательной информации и развитие когнитивных навыков меняется. Однако, воздействие не всех агентов социализации для ребёнка равнозначно. Так, ряд авторов, занимающихся данной проблемой, считает, что по силе  воздействия на детское сознание телевидение уступает только родителям, но, из всех средств массовой информации, оно наиболее влиятельное. Отмечается тенденция усиления влияния содержания телепрограмм на восприятие ценностей детьми. Так, исследователь Уотерс[8] делает вывод о возможности средствами телевидения формировать потребности и ожидания, а также вывод о том, что средства массовой информации, особенно телевидение, деструктивно влияют на сознание не только взрослых, но и детей, внедряя в него ценности насилия, вызывая усиление национальной розни даже между детьми. Думается, что данный факт, отмечаемый Уотерс, объясним особенностями детской психики: конкретностью, образностью, эмоциональностью восприятия, отсутствием логических умозаключений. Данные характеристики детского мышления обусловливают свойственное детям ограниченное знание мира, слабое умение в нём ориентироваться. Поэтому дети воспринимают содержание телепередач часто буквально.

Исследователи Д.Трипп и Р.Ходж [9] занимают иную позицию, полагая, что дети достаточно избирательны в выборе телепрограмм и способны адекватно понимать большинство программ для взрослых. Причём, отмечается, что мыслительные навыки распознавания, сравнения оформляются у детей уже к девяти годам. Этот факт подтверждает обоснованность сделанного ранее вывода о возможности формирования навыков оперирования абстрактными политическими понятиями и в дошкольном возрасте.  

Процесс политической социализации в детском и подростковом возрасте имеет и свои психологические механизмы воздействия: имитацию как сознательное копирование ребёнком поведения значимых, эмоционально близких агентов социализации; идентификацию как принятие ценностей значимого агента социализации как своих собственных; механизм коллективной игры, содержанием которой является усвоение ребёнком определённых норм политического поведения[10,11]. Несомненно, что данные механизмы психологического воздействия на детей и подростков должны быть учтены при организации процесса политического воспитания и обучения.

Таким образом, содержанием политической социализации в детском и подростковом возрасте является становление, в основном, политического сознания. Оформление его когнитивного уровня предполагает получение первых политических сведений; начало оформления политического мышления на основе развития семиотической способности ребёнка понимать значение политических символов – флага, герба; начало оформления на этой же основе национального самосознания; ознакомления ребёнка с политическими моделями поведения, принятыми в данной политической системе, получение представлений об официальных политических ценностях. Отличительной особенностью политической социализации в детском, подростковом возрасте является некритическое усвоение предлагаемой политической информации. Эта особенность политической социализации связана с особенностью общего процесса социализации в детском возрасте, состоящей в значимости для ребёнка авторитетов, в подчинении предлагаемым правилам.

Отметим, что на раннем этапе политической социализации, помимо когнитивного, начинает оформляться  и мотивационный уровень политического сознания. Особенно данное изменение в личностной структуре характерно для подросткового возраста, когда появляются установки по отношению к политической системе, её представителям, намечаются мотивы политического поведения.

Процесс политической социализации, проходимый личностью в детском и подростковом возрасте, однонаправлен, так как  доминирует  воспитательное и обучающее воздействие на социализируемого со стороны разных по значимости агентов социализации - семьи, средств массовой информации, в частности, телевидения и системы образования.

Лапшина Е.В.

(СКГУ им. М.Козыбаева)

Литература:

1.  Кон И.С. Личность как субъект общественных отношений. – М., Знание, 1966.

2.  Easton D., Dennis J. Children  and the Political system. // N. Y. Mc. Graw - Hill, 1969.

3.  Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., Знание, 1969.

4.  Данные Адельсона. / В книге: Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. - М., 1982.

5.  Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий, понятий. - М., МГУ, 1965.

6.  Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: психологические основы.- М., МГУ, 1984.

7.  Данные Яхода. / В книге: Величковский Б.М. Современная когнитивная психология.- М., Знание, 1982.

8.  Данные Уотерс. / Смелзер Н. Социализация. /Социологические исследования, 1990, №11.

9.  Hodge R.,Tripp D.  Children and television: a semiotic. аpproach. /Stanford: Stanford univ.press,1986 –VI, 233 p.

10.  Абдикерова Г.О.Социализация современной личности. - Алматы, 2005.

11.  Мудрик А.В. Социализация человека: учебное пособие.- М., 2006.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?