(по данным
археологических разведок 2012 года).
Аннотация
В данной работе авторы дают анализ коллекции керамики с Инкардарьинских памятников Сырлытам, Асанас 3, Джент, Восточная Кум-кумкала, Мортык 3, Карадарья (Восточное Приаралье, Кызылординская область). В работе даны описательные сведения о керамическом материале, проведены краткие выводы о их генезисе.
Ключевые слова: средневековая керамика, керамические изделия, Инкардария, огузы.
В полевом сезоне 2012 года в период с мая по июнь сотрудниками научно-исследовательского центра «Археологии и этнологии» при КГУ имени Коркыт Ата совместно с Институтом археологии имени А.Х. Маргулана под непосредственным руководством Ж. Курманкулова были проведены археолого-рекогносцировочные работы на памятниках в пределах древних высохших русел Инкардарьи и Жанадарьи. Запланированный путь маршрута предполагал прохождение по таким памятникам как Асанас 1, 2, 3, Джент, Кум-кала 1, 2, Маржан-кала, Сырлытам, Мортык 1,2,3, Зангар-кала, Сайкудук-кала, Карадарья и по могильникам Коксенгир и Уйгарак. Перечисленные объекты доселе изучались в разной степени, и раннее исследователями были определены как средневековые поселения, бытовавшие в период с VI по XVI вв. [1, 132 с.; 3, 32,80-89 стр.]. Безусловно, что степень их изучения, на сегодняшний день остается низким. На многих из них проведены лишь разведочные работы. В связи с этим целью выше отмеченных разведывательных работ является сбор свежих данных по названным памятникам, поиск новых материалов, которые позволят в последующем выбрать наиболее приоритетные для дальнейшего изучения памятники и методы их исследования.
В ходе экспедиции сотрудниками научно-исследовательского центра «Археологии и этнологии» при КГУ имени Коркыт Ата А.А.Тажекеевым и Р.Т. Дарменовым была сделана подборка подъемного материала на городищах Асанас 3, Джент, Восточная Кум-кала, Сырлытам, Мортык 3, Карадарья. Собранная коллекция состоит в основном из фрагментированной керамики и единичных экземпляров железного, стеклянного, бронзового и каменного предметов. В настоящей работе приводится анализ находок, преимущественно керамики. Прежде чем приступить к детальному описанию материала хотелось бы оговориться, что маршруты экспедиции, результаты ее работы, краткое описание исследуемых памятников уже опубликованы и находятся в печати [2]. Поэтому останавливаться на их характеристике не будем, сразу перейдем к описанию керамики.
Вся посуда найденных коллекций сильно патинизированна и внешний визуальный анализ их несколько осложнен. Поэтому в перспективе будут привлечены к физико-химическому анализу, а их результаты планируется представить уже в виде отдельной работы.
Керамика городища Сырлытам.
Керамика с данного памятника представлена в виде подъемного материала – обломков посуды количеством 17 экземпляров. Из них 11 венчиков, 2 фрагмента тулова (одна с ручкой), 1 ручка с овальным поперечным сечением и 2 фрагмента дна. К этому же числу относится и обломок пряслица, общим диаметром 3,4 см, изготовленный из обломка стенки сосуда. Диаметр центрального отверстия 0,8 см(рис.1, 6). Вся посуда (за исключением одного фрагмента) изготовлена ручной лепкой из серой и светло-коричневой глины с примесью шамота. Черепки довольно плотные, преимущественно тонкостенные, за исключением придонных частей. Толщина обломков колеблется от 0,5 до 1,8 см. Обжиг равномерный, сильный, имеются расслаивающиеся фрагменты. Поверхность керамики грубая, не обработанная, с множеством изъянов, пустот. Один обломок днища из светло-желтой, плотной однородного состава глинистой массы, к тому же внутренняя часть фрагмента, судя по круговым линиям, закладывалась на гончарном круге. Форма всех фрагментов венчиков однообразная – прямая, со слегка отогнутым наружу краем, с округлыми бортиками (рис.1, 1-8). На одном, из двух фрагментов тулова, имеется сквозное отверстие (фото 3, 12), другой – с прикрепленной ручкой, длиной около 6 см (рис 1, 4). В числе коллекции имеется один фрагмент ручки, с овальным сечением. Орнамент представлен на венчике в виде налепного валика с вертикальными пальцевыми защипами и резнымиперекрестными линиямина внутренней и внешней поверхности (рис.1, 1-3,5; фото 3, 1-7).
Таким образом, описанный керамический материал с городища Сырлытам представлен двумя типами: первый – керамика ручной лепки ХII-XIII вв. покрытая серым ангобом, берущая свой генезис, как отмечает С.П. Толстов, с северо-восточных от Приаралья степей, и второй тип – светлоангобированная керамика станкового производства X-XII вв. [4, 81-82 с.]. Что касается ближайших аналогий сырлытамской керамике, чисто по ее внешним признакам, то хотелось бы отметить ее схожесть с лепной джетыасарской керамикой третьего этапа, которая также характеризуется внешней грубостью и с наличием лепного валика с защипами и насечками. Но нижняя дата периода их бытования определяется Л.М. Левиной началом VIII-IX вв., именно в указанный момент культура угасает. Вместе с тем она же отмечает, что после прекращения ее существования, носители джетыасарской культуры мигрируют в пределы дельт Амударьи и Сырдарьи, что не исключает последующего заимствования особенностей керамической культуры населением Инкардарьинского региона [3.76-83 с.].
Керамика поселения Восточная Кум-кала.
Общее количество собранного подъемного керамического материала насчитывает 43. Из них 31 фрагмент глазурованной посуды из желтой глины, 3 фрагмента желтоглиняной и 10 фрагментов сероглинянной керамики без поливы. В собранной коллекции имеется и один фрагмент стекла цвета морской волны (фото 6, 2.) и один предмет из бронзы округлой формы, диаметром – 1,1 см (рис. 5,12; фото 6, 3).
Поливная керамика изготовлена из светлой глины. Толщина фрагментов керамики от 0,35 см до 0,6 см – для обломков верхних частей, 0,8 - 0,9 см для придонных частей. Посуда украшена растительным орнаментом из черной краски, поверх которой нанесена голубая и голубовато-зеленная глазурь. На некоторых образцах в сочетании с черным цветом для орнамента использовалась и фиолетовая краска, а поверх покрытая безцветной глазурью. Судя по линиям изгибов фрагментов керамики в найденной коллекции поливная посуда в основном представлена тарелочками на поддонах, с диаметрами около 25 – 30 см по горловине и 6 – 7 см по донцу.
Обломки сероглинянной посуды, изготовлены с добавлением к основной массе среднезернистого песка, созданы ручным способом и доработаны на станке. Фрагменты представлены двумя горизонтальными, скошенными вниз ручками, по-видимому от крупных кухонных емкостей подобных котлам, а также двумя прямыми венчиками, с овально скошенными вниз бортиками (рис. 3, 2,8-9). Остльные – фрагменты стенок сосудов. Их толщина колеблется от 0,3 см до 0,8 см. Орнаментация представлена резными горизонтальными и вертикальными линиями, лепным валиком с горизонтальными и косыми насечками, а также один образец со штампованным орнаментом в виде елочки, заключенной в прямоугольную рамочку (рис. 3, 3-7).
Посуда из желтой глины – это два образца ручной лепки и один – гончарной. Два черепка довольно плотные, один фрагмент с рыхлой структурой (фото). В одном случае в составе теста кеармики имеется мелкозернистый песок, а в другом – шамот. Первый описываемый предмет – обломок венчика сосуда среднего размера, диаметр горловины примерно 25 см, толшина стенок меняется в направлнеии от венчика к тулову от 0,9 до 1,4 см. Венчик прямой с Т-образным бортиком, поверх которого нанесены два ряда крестообразных насечек, разделенных между собой прямой бороздой. На уцелевшем вместе с венчиком плечике посуды сохранилось основание горизонтальной ручки, судя по линии изгиба, направленный вверх (рис. 3, 1). Вся поверхность горловины украшена рядами легких горизонтальных желобков. Поверхности двух других обломков украшены резными горизонтальными и косым линиями. Анализ подъемного керамического материала с поселения Восточная Кум-кала позволяет говорит о превалировании на нем гончарной поливной посуды, что также в свое время подчеркивал С.П. Толстов, отметив и наличие сероглинянных котлов на данном поселении [4, 85 с.].
Подъемные материалы с городища Асанас-3.
Коллекция подьемного керамического материала насчитывает 24 фрагмента и один железный предмет. Вся посуда изготовлена на гончарном круге, из желтой, желто-красной и серой глины. Черепки плотные, толщина их колеблится от 0,4 см до 1,4 см. В составе теста имеется мелкозернистый песок. Из общего количества находок 11 фрагментов поливной керамики и один образец керамического пряслица, двояковыпуклой формы. Диаметр пряслица 3,4 см, диаметр отверстия 0,55 см. Один из поверхностей предмета имеет косой откос, что свидетельствует о его изготовлениии из обломков первичной продукции (рис. 5, 4).
Поливная керамика найденна в мелких фрагментах, размерами от 1,4 см до 2,7 см, толщина стенок сосудов 0,4-0,6 см.образцы данной посуды имееют орнаментацию из черной, синей и белой краски и покрыты прозрачной, красноватой, кобальтовой цветов глазури.
Из сохранившихся частей гончарной посуды хорошо представлены венчики сосудов разных форм по которым можно дать характеристику горловин сосудов (рис. 5, 1-3). Диаметры горловин от 3,5 см до 17,5 см. Формы горловин на четырех образцах верхних частей сосудов разные есть широкие и высокие, есть узкие и короткие (рис. 5, 1-3). Высота первого образца по сохранившейся части венчика более 6 см, а его диаметр по внешнему краю горловины около 16,5 см. Форма венчик прямая, с выступающим наружу бортиком. Вторая горловина имеет приближенный диаметр (17,5 см), но короткое горло – 1,4 см. Третий бломок верхней части сосуда диаметром более 3,5 см, а высота горла – 1,1 см. Диаметр горловины четвертого обломка 3,7 см, высота судя по линии изгиба возможно около 4-5 см на этом же фрагменте сохранилась часть вертикальной ручки овальной формы. Дополнительно к последней имеется еще один самостоятельный обломок вертикальной ручки, округлой в сечении, диаметром – 2,6 см.
В составе керамики имеются образцы стенок сосудов, судя по линиям изгиба которых посуда была с широким туловом. В этих частях керамика орнаментирована горизонтальными каннелюрами, горизонтальными и зигзагообразными резными линиями, а также поверх желтого ангоба, которой покрыта почти вся керамика, ангобом красного цвета в зоне плечика сосуда прочерчены косые полоски, создающие горизонтальные и вертикальные ряды (рис. 5, 8).
Среди обломков керамики имеется одно донце на невысоком круглом поддоне диаметром 7,8 см (фото 7, 2).
Следует также отметить находку из железа овальной формы, диаметром 2,3 см с +-образным сечением (рис.5, 11; фото 7, 1).
Хронология комплекса Асанас определяется периодами от доогузского до послемонгольского времени VII-XV вв. На памятниках Асанас 1, Асанас 2 среди находок присутствуют и лепная кочевническая керамика, определенная как огузская полуоседлая, и гончарная поливная и без поливы [1, 89 с.]. Коллекция же Асанаса 3 – это только ремесленная керамика хорезмского типа, как отмечал Толстов С.П. Это, является свидетельством появления данного объекта под влиянием хорезмской культуры, пришедшей с южных регионов.
Керамика городища Джент.
В ходе разведочных работ на городище Дженд участниками экспедиции было зафиксированно значительное количество фрагментированной гончарной посуды, раннее уже определенной как хорезмская ремесленная посуда XIII-XIV вв. По этой причине с данного памятника были взяты лишь несколько образцов. 3 фрагмента гончарной неполивной керамики и 4 фрагмента глазурованной посуды. Два черепка посуды без поливы изготовлены из серой глины, один – из светло-коричневой. Один из этих фрагментов – венчик, прямой формы, с горизонтальными каннелюрами по всей поверхности. Верхний край венчика оформлен в виде прямого горизонтального бортика, шириной – 2 см полукруглыми насечками (рис.2, 1). Два других обломка декорированы прямыми и волнообразными горизонтальными резными линиями (рис. 2, 2-3). Фрагменты поливной керамики изготовленны из желтой глины, толщина их в изломе 0,4-0,7 см. Они покрыты зеленной, голубой и белой глазурью и орнаментированны черной и синей красками (фото 4, 1-5).
Подъемные материалы со стоянки Карадарья.
Общее число находок с данного памятника насчитывает 40 предметов, из которых 39 – фрагменты керамики, 1 – обломок камня. Вся коллекция сильно патинизированна. Она ручной лепки, из красно-желтой и серой глины с примесю дресвы или крупнозернистого песка. Черепки достаточно плотные, толщина колеблится от 0,7 до 1,2 см, имеется множество разноформенных пустот – следы отощителя (фото 8, 1-11). Больший процент обломков посуды покрыт темно-серым ангобом (фото 8, 1-11), внутренняя поверхность имеет следы заглаживания. Найденные обломки преимущественно относятся к туловам сосудов, имеется три фрагмента днищ, судя по которым емкости были плоскодонные с приближенными диаметрами – 10-12 см. В составе коллекции имеется и обломок каменного предмета с наличием плоских граней (форма и функциональное его назначение не определено, фото 7, 3).
Подъемные материалы с поселения Мортык 3.
Эта коллекция наиболее интересна тем, что среди керамики имеются фрагменты каменной посуды общим колическтвом 6 экземпляров. Почти все найденные предметы патинизированы. Керамика же представленна в основном черепками ручной лепки из серой глины, причем есть фрагменты, изготовленные из красной и желтой глины поверх покрытые серым ангобом. В составе теста имеется среднезернистый и крупнозернистый песок, а также встречается шамот. Щирина поперечного сечения черепков от 0,4 до 1,6 см. Поверхность их довольно грубая, шероховатая. Обломки преимущественно относятся к средним частям стенок сосудов, имеются фрагменты двух венчиков, первый наклоненный во внутрь с широким горизонтальным бортиком, короткой шейкой, резко переходящий в раздутое тулово, второй – прямой с закругленным краем, с шейкой высотой – 3,5 см (рис. 4,; фото). Что же касается орнаментальных мотивов, то она не отличается большим разнообразием, это наличие прямого лепного валика с пальцеобразными защипами на венчике и валика с прямыми насечками, прикрепленного к тулову в виде завитка, а также резные горизонтальные и волнообразные линий. На поверхности одного из фрагменов – обломока ручки сосуда (с трапецевидным сечением), нанесен резной елочный орнамент (рис. 4, 2). Имеется и поливная гончарная керамики из желтой глины, покрытая голубой и зеленной глазурью. Общее число обломков керамической посуды насчитывает 28 экземпляров.
Каменная посуда выбита из серого камня (порода камня и ее химический состав в перспективе будет определен детально), путем вертикальных сколов. Толщина стенок колеблится от 0,5 см до 1,5 см , причем на одном обломке венчика ширина верхнего края стенки – 0,5 см с расширением к низу до 1,1 см, а на другом фрагменте толщина – 1,5 см и 0,7 см соответственно. На 4 обломках имеются сквозные отверстия для скрепления отдельных частей посуды, а сами крепежи, судя по сохранившемуся остатку железной скобы, изготавливались из железа (фото 2, 2-4,6). На одном из фрагментов горловины выбита Т-образная, перевернутая шляпкой вниз, горизонтальная ручка (фото 2, 1).
Дав морфологическую характеристику всей найденной на поселении Мортык – 3 кухонной утвари, следует отметить одну особенность, что на первый взгляд вся посуда, и каменная, и керамическая внешне мало различима, возможно изготовители керамики пытались приблизить ее к каменной, и тем самым и сероглинянную, и желтоглинянную и красноглинянную керамику покрывали серым ангобом (фото 1). Причин токому подражанию может быть конечно же множество, смеем предположить, что одной из них является прочность каменной посуды и соответственно ее практичность, но с одной стороны дефицит камня (ведь территория размещения рассматриваемых памятников далека от горного рельефа, наиболее близкая горная местность – это хребет Каратау, что приблизительно в 200-250 км к юго-востоку ) и тяжесть при эксплуатации вызвали необходимость поиска ее замены, чем и стала глинянная посуда, покрытая серым цвета камня ангобом.
Итак, описанный выше керамический материал с средневековых инкардарьинских городищ Асанас 3, Джент, Кум-кала 2, Сырлытам, Мортык 3, Карадарья разнообразен, фрагменты коллекции близки и схожи между собой. Так практически на всех памятниках имеются две категории посуды лепная и гончарная. Посуда ручной лепки внешне грубоватая, с наличием в тесте крупнозернистых примесей. Последнее особенно проявляется на посуде с поселений Сырлытам, Карадарья и керамики Мортык 3. Средняя толщина сечений черепков от 0,5 до 1,6 см. Количество собранного материала незначительно, поэтому выделенные формы по фрагментам сосудов не столь разнообразны. Это преимущественно небольшая столовая посуда диаметрами горловин от 10 до 17 см, с прямыми овальными, Т-образными, скошенными наружу венчиками. В целом коллекция керамической посуды богато орнаментирована. Если рассматривать посуду по памятникам, прослеживается схожесть декора, свойственная каждому типу. Например, для лепной керамики наиболее привычный орнамент – резные или прочерченные линии и волны, которые встречаются на керамике всех памятников, пальцевые защипы и полуовальные вдавления – узор свойственный огузской керамике, а также джетыасарской культуры третьего периода. Еще одни орнаментальный мотив, повторяющийся на керамике Асанас 3, Мортык 3, Джент, Кум-кала – горизонтальные каннелюры, которые, по-видимому, были больше техническим элементом, образующийся при обработке поверхности посуды, но, тем не менее, играющие и эстетическую роль. Ремесленная поливная керамика орнаментирована растительным орнаментом, что типично для средневековой глазурованной посуды.
В целом собранный керамический материал с инкардарьинских городищ не новый. Они датируются VI-XVI вв. Тут характерна для раннесредневековых памятников нижнего течения Сырдарьи огузская и джетыасарская (третьего периода) керамикаVI-XI вв. и ремесленная посуда XII-XV вв. хорезмского типа. Разнотипность во всех отношениях нижнесырдарьинской керамики огузского времени определяется тем, что это симбиоз трех культурных комплексов, джетыасарской, семиреченской и афригидской, как отмечала ранее Левина Л.М. [3, 76 с.].
СЕЙДАЛИ БИЛАЛОВ
АМИРГАЛИНА ГУЛЬМИРА
(Кызылординский государственный университет им. Коркыт Ата)
Литература:
1. Вактурская Н.Н. Этнография и археология Средней Азии. Москва, 1979.С. 127-133.
2. Тажекеев А.А., Дарменов Р.Т. Средневековые городища Сырдарьи //Вестник КНУ имени Аль-Фараби. Серия историческая. Алматы, 2012 г.№ 3 (66).
3. Левина Л.М. Керамика нижней и средней Сырдарьи в I тысячилетии н.э. // Труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. Под общей редакцией С.П. Толстого. 1971 г. Изд.: «Наука». Т. VII.
4. Толстов С.П., Жданко Т.А., Итина М.А. Работы Хорезмской археолого-этнографической экспедиции АН СССР в 1958-1961 гг. // Изд. Академии наук СССР. Москва, 1963.