Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

К вопросу изучения социологии студентами несоциологических специальностей

29857

Ипполитова Т.В.

(СКГУ им.М.Козыбаева)

Модернизация общества предполагает, что современные специалисты должны быть не только высококвалифицированными профессионалами, но и социально компетентными людьми.

Среди наук, призванных дать нашему современнику глубокое рационалистическое понимание общественной жизни, социология имеет основополагающее значение.

Социологическая наука способна объяснить читателю социальную жизнь, в которую он вовлечен. Внутреннее усвоение полученных социологических знаний помогает выработке социологического воображения, мышления, которое, так или иначе, проявится в последующей конкретной деятельности любого специалиста. Поэтому социологическое образование, направленное на изучение конкретного общества с его нормами и ценностями, а также на формирование нового ценностного подхода к жизни вообще, учитывая плюрализм взглядов на мир и его переустройство, необходимо при подготовке специалистов самого различного профиля.

Социология, занимаясь социологическим просвещением, к чему относится чтение лекционных курсов для студентов широкого спектра специальностей, приобщает их к специфике социологического знания, использования его возможности в работе, в будущей специальности. И при этом нет необходимости превращать всех студентов, изучающих социологию в профессиональных социологов.

Социологическую подготовку должны проходить все специальности и особенно те, кто работает с широкой аудиторией. Так как часто СМИ с очевидной социологической неграмотностью поддерживают представление о социологии как о простеньких опросах.

Среди главных задач преподавания социологии будущим инженерам, учителям, экономистам, юристам, агрономам стоят следующие задачи:

-во-первых, ликвидация «социологической безграмотности» - информирование о происходящих в обществе процессах и их базовых принципах, с целью просвещения и расширения кругозора;

-во-вторых, формирование нравственной и гражданской позиции личности по отношению к существующим объективно и субъективно обусловленным социальным тенденциям, что предполагает осмысление и оценку знаний об обществе;

-в-третьих, формирование и развитие личности студентов, то есть развитие их собственных социально-значимых качеств на основе возникновения в результате изучения социологии новых потребностей самопознания и самосовершенствования собственного поведения, детализации понимания и оценки происходящих макро- и микросоциальных взаимодействий, роста умений выявлять перспективы личностного продвижения в сложившихся социальных условиях.

Среди дополнительных задач изучения социологии можно перечислить формирование общего положительного отношения к социологии как науке и к профессиональной деятельности социологов, формирование общих представлений о процессах и методах социологического исследования, формирование и развитие навыков публичных дискуссий и выступлений. Курс социологии вполне способен реализовать образовательные и воспитательные задачи, компенсировать проблемы семейного воспитания и заложить основы просвещенной гражданской и личностной позиции будущих специалистов и служащих с высшим образованием.

Известно, что активно усваиваются знания, добытые учащимися в результате собственных поисков. Однако самостоятельное приобретение новых знаний осуществляется не стихийно, а организованно, поэтому возникает необходимость имитации исследовательской деятельности на практических занятиях и в заданиях СРС.

Прикладные исследования - одна из основных тем курса.

Развитие прикладных исследований, направленных на выяснение конкретных явлений и их обобщение необходимы в настоящее время как для Республики в целом, так и отдельным регионам и вузам, которые уже в недалеком будущем должны будут стать центрами науки и научных исследований.

Прикладные исследования в области образования способствуют более полному анализу процесса проведения образовательной реформы.

Социологические исследования могут быть полезны при изучении внутренней и внешней образовательной среды вуза, в том числе:

-при изучении потребностей и ожиданий абитуриентов;

-при изучении степени удовлетворенности студентов учебным, научным, воспитательным процессом;

-при изучении степени удовлетворенности выпускников полученным образованием;

-трудоустройство выпускников и обеспечение обратной связи с работодателями.

Преподавание социологии в вузе дает нам основание говорить о том, что студенты проявляют активный интерес именно к блоку лекций и практических занятий по прикладной социологии.

В курсе социологии, при изучении тем, посвященных методике проведения социологических исследований, студентам предлагается самостоятельно выбрать тему исследования, выделить актуальность выбранной темы и обозначить проблему исследования. Конечно, лучше, чтобы студенты участвовали в настоящих исследованиях. Но такая имитация на учебных занятиях (семинарах и СРС) позволяет им попробовать свои творческие силы без боязни получить низкую оценку в случае возможной неудачи. Смысл имитационного исследования – в ценности знаний, полученных персонально каждым учащимся. При использовании этого метода методологический базис для самостоятельной деятельности обучаемых дается в лекциях. Хотя в прямом виде лекционный материал на практических занятиях не воспроизводится, но в каждой исследовательской работе он присутствует. Ни одна процедура осмысления или обсуждения не может обойтись без знаний, почерпнутых студентами на лекциях. Эти знания играют роль фундамента для их дальнейших самостоятельных концептуальных построений.

Конечно, на высоком профессиональном уровне выполнить намеченное исследование студентам не удается, этому мешает много факторов.

Задание, которое получают студенты – составление программы социологического исследования, проведение анкетирования, составление отчета исследования. Они учатся отличать социологическое исследование от других видов научных исследований. В рамках СРС и СРСП пишут программы исследования, составляют анкеты, проводят социометрический опрос. Студенты собирают информацию, составляют анкету, рассчитывают выборочную совокупность, анализируют полученные данные. Задания распределяются с учетом добровольного желания каждого. Обычно проблем не возникает, каждый выбирает посильную и наиболее приемлемую работу. Публичная защита результатов исследования проводится в форме предъявления письменного отчета и доклада перед аудиторией. Возможно наличие рекомендаций, характеристик и других форм оценки или признания проделанной студентами работы от сторонних лиц и организаций, если в процессе исследования студенты контактировали с ними или привлекали в качестве консультанта. Работа по проведению социологического исследования заканчивается выступлением студентов перед всем потоком. Это снижает качество проделанной работы, так как студентам важно знать, где и как будут применены результаты их исследований.

Неоднократно мы в своей работе проводили студенческие социологические исследования в рамках университета. Эти исследования прежде всего касаются проблем обучения в вузе, культуре студентов, адаптации первокурсников. Конкретные исследования проводились нашими студентами по проблемам трудоустройства выпускников, качества работы столовых университета, курения в вузе.

Студентами третьего курса отделения журналистики было проведено социологическое исследование по проблеме «Одинокие отцы». Тема была предложена нам отделом духовного и нравственного развития Департамента по защите прав ребенка СКО.

Наши заказчики поставили задачу выявить основные проблемы, с которыми сталкиваются одинокие отцы при воспитании детей, а именно трудности процесса воспитания, материальные проблемы, с которыми сталкивается неполная семья, работа и дом, бытовые проблемы, а также отношение окружающих к отцам-одиночкам.

Для решения поставленных задач группа разработала программу исследования, выбрав основным методом исследования анкетирование. Были составлены анкеты не только для отцов, но и для детей, которые воспитываются отцами.

Впервые студенческое исследование в рамках СРС вышло из стен университета. Студенты в данном случае сумели показать значимость социологического исследования для решения такой важной проблемы как помощь отдельной категории людей, в нашем случае это одинокие отцы, которые нуждаются в конкретной помощи, как со стороны общества, так и со стороны государственных органов.

Проведенное исследование способствовало появлению в области новой общественной организации. Это конкретный результат проведенного исследования.

Самое главное в проделанной работе - большое удовлетворение, полученное всеми участниками исследования. С одной стороны студенты получили навык проведения социологического исследования, с другой – они увидели значимость и роль прикладных социологических исследований.

Важно также отметить, что студенты под руководством профессиональных руководителей могут работать как на благо самого учебного заведения, так и выполнять заказы городских и областных организаций. Для этого необходимо создание студенческой научной лаборатории в вузе по исследованию социальных проблем.

Таким образом, при проведении социологического исследования студенты учатся видеть направление исследования, научное противоречие, парадокс или интригу. Проведение такого рода заданий помогает объяснить студентам возможность использования полученных результатов в их будущей учебной и научно-исследовательской практике.

Литература:

1.  Аженов М.С. Социальная ответственность социологии: парадигмы современности /Гражданское общество и социальный прогресс в XXI веке: Материалы второго конгресса социологов тюркоязычных стран и третьего конгресса социологов Казахстана. – Алматы, 2008. – 577 с.

2.  Тощенко Ж.Т., Романовский Н.В. Публичная или профессиональная публичная социология? //Социс.-2009. №4. - С.20-30


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?