Человечество в современное
время, развиваясь в целом динамично и позитивно, в то же время сталкивается с
рядом трудностей и проблем, часть из которых носит глобальный характер. Одной
из таких проблем является экстремизм.
Экстремизм в XXI веке отличается глобальным характером, который возникает в результате адаптации к переменам в международной жизни. Экстремисты, действующие внутри государства, имеют свою, радикально настроенную, религиозную или националистскую идеологию, однако нередко снабжаются и финансируются извне, а внутригосударственные теракты зачастую имеют международные последствия. Таким образом, распространяясь на территории других государств, экстремизм трансформируется в международный терроризм, который уже не имеет религиозной, этнической и других принадлежностей и затрагивает интересы, как данного государства, так и международного сообщества в целом. Свидетельством этого является распространенный Государственным департаментом США обновленный список существующих в мире террористических группировок, в котором насчитывается десятки организаций. В нем значатся группировки из Палестины, Японии, Колумбии, Перу, Шри-Ланки, Филиппин, а также Испании, Греции, Турции и Узбекистана и других государств и национальных образований.
Экстремисты и террористы, действующие в мировом масштабе, используют колоссальные возможности средств коммуникации, хорошо осведомлены о современных высоких технологиях, взрывчатых веществах и новейшем вооружении. При этом их трудно выследить и ликвидировать. Кроме того, нет гарантии, что они не используют компоненты оружия массового поражения для достижения своих целей и поставленных задач. Доступ террористических групп к соответствующим технологиям является крайне сложным, но в принципе осуществимым, если учесть, что они обладают глобальными источниками финансирования. Не считая другие источники, только наркобизнес, например способен оказывать мощную финансовую подпитку: в сеть наркобизнеса в одной Средней Азии вовлечено несколько миллионов человек, а годовой оборот всей наркоиндустрии составляет около 14 миллиарда долларов США. Этот показатель будет расти, так как число людей употребляющих наркотические и психотропные вещества увеличивается из года в год.
Процветающая наркоторговля – это не что иное, как финансовая обеспеченность радикальных, религиозных и террористических движений, возникших в приграничных с СНГ государствах. Кроме того, известно о существовании неоглашаемых межрегиональных связях различных организаций международного терроризма.
Международный терроризм и экстремизм, по признанию политических и военных аналитиков, представляет одну из самых больших опасностей для мира и международной стабильности. Для противодействия экстремистским идеям и террору необходимы коллективные усилия, как стран СНГ, так и мирового сообщества в целом. Как и другие глобальные проблемы человечества, борьба с экстремизмом и международным терроризмом требует многостороннего сотрудничества государств. Ни одно государство не может в одиночку справиться с этим ужасным явлением мирового масштаба.
На сегодняшний день существуют различные точки зрения на причины и мотивы возникновения международного терроризма. Их можно сгруппировать по наиболее характерным признакам и особенностям проявления. Так, первая заключается в том, что исследуемый феномен понимается как следствие негативной реакции субъектов – аутсайдеров мировой политики, не имеющих других возможностей для полноправного участия в геополитических играх новой истории. Вторая точка зрения построена на анализе американской политики и стратегии в контексте событий на Ближнем Востоке.
Вместе с тем, при всем разнообразии существующих причинно-мотивационных интерпретаций обусловленность экстремизма и терроризма тенденциями развития глобализационных процессов современности очевидна. Она прослеживается в том, что они мобильно адаптируются к транснациональному характеру развития коммуникационно-информационных технологий, трансформационной специфике формирования геополитических схем современного мира.
Политический характер явления и определил особенности его развития, а также глобализации в современном периоде. В этом контексте, тенденции распространения экстремизма и террористической деятельности сегодня имеют свои особенности:
- их представители стремятся к контактам с официальными структурами власти в условиях гласного обсуждения выдвигаемых требований, намереваясь, тем самым, спровоцировать последних самим фактом официального общения, а, следовательно, и формального признания в глазах мировой общественности в качестве субъекта международного права;
- в большей степени используют практику сокрытия, всей информации присущую криминальным структурам;
- активнее применяют конфликтный потенциал современных трансформационных обществ евразийского континента, что и обусловило во многом фактор его глобализации и т.д.
Объектами угрозы экстремистов и террористов могут быть государства, союзные объединения, организации, этнические группы (этнический терроризм), отдельные личности от государственных, политических деятелей до рядовых граждан.
Как показывает мировая практика, по своей сути проявления экстремизм в основном делится на три вида: религиозный, этнический и политический.
Первый вид экстремизма – религиозный. Политическая ориентация религиозных учений и движений становилась зачастую причиной экстремизации их деятельности. Наряду с этим, среди доминантных инерционных механизмов религиозного экстремизма особая роль принадлежит идеологическим аспектам. В своих проявлениях экстремизм присущ всем направлениям религиозных течений. Типичным же вариантом его становления является формирование фундаменталистского направления.
Термин «фундаментализм» определяет не только характеристику в целом явления, устремленного к изначальным устоям религии, но содержит специфические концептуальные особенности самостоятельного учения. Это политическая доктрина, включающая объектно-целевые направления деятельности религиозных (независимо от теологической концепции) движений. У современных религиозных фундаменталистов (ваххабизм, аль-баннизм, хомейнизм, исламский джихад, братья-мусульмане, Талибан и т.д.) политическая ориентация (свержение светских режимов, взамен которому должен установиться порядок шариата, а также интеграция народов, исповедующих «истинный» ислам в мировой халифат, независимо от их воли) доминирует над изначальными формами салафизма, т.е. сохранением классической сути вероучения. Как целостное явление в мировой общественно-политической жизни, фундаментализм предстал в образе нового феномена современности. По содержанию – это результат духовного единения последователей салафизма, теологического учения, основанного на поклонении религиозной культуре предков, но с подчинением обозначенной принципиальной основы учений политической доктрине борьбы с западничеством.
Много пишут о фундаментализме, ошибочно ставя знак равенства между этим понятием и таким, как радикализм, экстремизм и даже терроризм. Между тем фундаментализм, проповедующий необходимость возвращения к истокам веры, к первоначальной чистоте религии, может быть присущ любой религии, в частности христианству и буддизму. Однако религиозная разновидность фанатизма рождает людей наиболее убежденных, верующих свято, слепо и неистово, без всякого снисхождения, терпимости и сострадания. Религиозные экстремисты стремятся решить при помощи религии все социальные и политические проблемы, одновременно восстанавливая интегральность, целостность своих догм, логика, рассудок, анализ действительности при этом отбрасываются и заменяются слепой верой.
Политические мотивы религиозного экстремизма имеют скрытые (статичные) и легальные (поступательно-динамичные) формы. Наличие определенных, причинно-мотивационных форм зависит в первую очередь оттипа политического режима. Что касается идеологических мотиваций религиозного экстремизма, то их необходимо относить к основным индикативным факторам разоблачения истинных, внутренних побуждений субъектов экстремистской деятельности.
Второй вид экстремизма – этнический. В современном мире наиболее распространенными являются три направления этнического экстремизма. Сторонники первой ориентации преследуют идеолого-реваншистские цели, стараясь различными путями и средствами доказать превосходство или актуальную значимость собственных идей по разрешению тех или иных национальных и этнических проблем. Другое направление выступает с радикальными намерениями, зачастую переходящими в русло воинствующего экстремизма, установления нового режима, игнорируя при этом традиционные способы мирного урегулирования вопроса. Организации, целенаправленно добивающиеся создания собственного государства, составляют третье направление этнического экстремизма. В свою очередь, мобилизующая сила каждого из обозначенных направлений зависит от таких, например, факторов, как:
А) степени поддержки населения выдвигаемых идей, которые в содержательном плане отличаются стратегической новизной и привлекательностью для той категории населения, изменение положения которых взято за основу программных требований;
B) методов их реализации при достижении целей, которые, по сути, являются определяющим индикатором экстремистских характеристик этнических группировок и организаций;
C) финансовой базы, основным источником которой являются страны-спонсоры и вливания от криминальной деятельности боевого крыла организации и движения (наркобизнес, незаконная торговля оружием, насильственное заложничество и т.д.).
Третий вид экстремизма – политический.В политологии политический экстремизм различается по форме и действию. По форме он представляет собой идеологию, воздействующую на сознание людей с целью смены сложившихся базовых ценностей политической культуры. Основной акцент в пропагандистской деятельности политических экстремистов делается на чувства и эмоции граждан, а не на их разум. А политический экстремизм в действии является абстрагированным от стержневой идеи, подразумевает воображаемое действо, поэтому в целом, при рассмотрении экстремизма как целостного явления, за основу следует брать именно эту готовность к совершению преступного деяния, т.е. суть явления.
Как видим, практическая реализация идеологии экстремизма требует от его участников кардинальных решений и жестких мер, призванных радикально изменить общественный уклад и конституционный строй в государстве. В политике под понятием «радикализм» обозначаются социально-политические идеи, направленные на кардинальное, решительное изменение существующих институтов власти, бесповоротный отказ от сложившихся политических традиций, их смену на принципиально новые. Политический радикализм основывается на идеях и способах их реализации в общественно-политическую практику. В этой связи, в отличие от других элементов цепи (политический экстремизм, политический терроризм) он представляет из себя собственно-идеологическую категорию, акцентируя внимание не столько на методах, сколько на содержательной стороне идейной платформы терроризма.
Функциональная сущность политического радикализма имеет свои особенности. Во-первых, следует выделить индикативную функцию явления, т.е., он является своеобразным вестником социально-политической конфронтации в обществе, обусловленной формированием неблагополучной общественно-политической среды. Во-вторых, безусловно, политический радикализм выполняет роль силового механизма, волевыми методами принуждающего политические институты общества принимать те или иные политические решения. Из этого вытекает третья функция явления, которая заключается в его способности влиять на процессы смены или частичного изменения политического курса господствующих партий и правительств. В-четвертых, политический радикализм выполняет важную функцию стимулятора инновационных преобразований. Данная функция состоит в том, что радикальные идеи, по сути, являются возбудителями коренных или эволюционных политических преобразований в обществе.
Заключительная стадия радикально-экстремистских устремлений является терроризм, тем самым данный феномен в определенной степени является «продуктом» экстремизма. То есть, система формирования политической агрессии, обретая идеологическую мотивацию на стадиях радикализма и экстремизма, постепенно входит в фазу реального процесса – терроризма. Характерным признаком этой формы насильственных деяний являются крайняя, зачастую, неизбирательная жестокость, целью которой является устрашение населения, на глазах которого совершаются безнаказанные убийства или наносится колоссальный материальный ущерб обществу и государству. Целевые установки террористов соответствуют формам и методам их деятельности. Одно из важнейших условий «состоятельности» терроризма в глазах его субъектов – общественно-политический резонанс, который вызывается его деятельностью.
Иными словами, публичность террористических акций должна подкрепляться их гласностью через коммуникационные средства. Завершающим циклом терроризма является террористический акт – международное преступное деяние, призванное сфокусировать внимание мировой общественности на целевых устремлениях его основного субъекта.
Как правило, террористический акт преследует три типа промежуточных целей. Первая – направлена на устранение с политической арены акторов оппозиции или нивелирование или дискредитация в глазах общественности их позиций. Вторая преследует идеи национального самоопределения. И, наконец, третья – заложничество с целью получения политических или материальных (для пополнения фонда террористической организации) выгод. Террористический акт используется как метод политической борьбы, как на международной арене, так и внутри государства.
Сегодня для развития независимых государств опасность в основном представляют экстремисты радикальных исламских организаций. Так, как для стран СНГ, их сплоченности и поступательного развития непосредственную опасность представляет целый ряд активно действующих экстремистских организаций. Среди них такие международные террористические организации, как «Братья-мусульмане», действующая на территории стран Центральной Азии; «Комитет мусульман Азии», «функционирующий на территории России и Центральной Азии; «Хизб ут-Тахрир аль-Исламия», проявляющая себя в России, Азербайджане, Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане, Украине; «Хамас» и «Аль-каеда», хорошо известные во всем мире; «Адолат уюшмаси», имеющая сеть в Узбекистане и другие.
В ходе формирования мировой антитеррористической коалиции делались определенные шаги с целью недопущения какого-либо сближения или отождествления идеологии исламских народов и государств с деятельностью террористов. Действия террористов являются крайней формой исламского экстремизма, которая была отвергнута мусульманскими схоластами и подавляющим большинством исламского духовенства. Учение Ислама гуманно и миролюбиво, и те, кто совершает зло от имени Аллаха Всевышнего, на деле совершают богохульство над ним. Террористы выступают предателями собственной веры, пытающимися на деле подрывать сам святой Ислам.
Такие факторы, как внутриполитическая нестабильность, экономические кризисы, конфликты на религиозной и этнической почве, использование религии в политических целях, имеющие место в отдельных государствах, способствуют формированию бандформировании, создают условия для концентрации внутренних экстремистских элементов, привлекают радикально настроенных исламистов.
Процессы глобализации отрицательно сказались на международной безопасности, развязав руки экстремизму и терроризму. Спутниковая связь, интернет, а также другие современные средства телекоммуникаций способствуют оперативной связи террористов, соединяя мозговой центр с исполнителями. Прозрачность границ делает возможным проникновение экстремистских группировок в любую страну и уничтожение ее изнутри. Таким образом, есть опасность, что с каждым годом сеть терроризма будет расширяться, приобретая новых членов по всему миру.
Особую роль в этом процессе играет доступность информации и технологий, свободное перемещение людей, товаров и услуг. Информация о терактах в мельчайших подробностях, многократные повторы в СМИ становятся своего рода инструкцией по организации террористических актов и могут провоцировать психически неуравновешенных людей на копирование. Опасность заключается и в том, что становится возможным использование новейших технологий для ведения террористической деятельности. Кто даст гарантию, что террористы не нанесут удары по химическим предприятиям, атомным электростанциям или не используют биологическое оружие для массового уничтожения мирного населения? Теоретически не исключена возможность приобретения террористами бактериологического или ядерного оружия.
В этой связи странам СНГ крайне необходима согласованная, взвешенная, продуманная на перспективу и ориентированная на обретение подлинных союзников внешняя и оборонная политика. Кроме того, она должна объединять общественные и политические силы, властные институты, различные слои населения. Такая политика должна исходить из того, что у каждого государства есть свои особенности поддержания национальной безопасности и собственных интересов. Например, геополитическое положение Казахстана заставляет его всерьез задуматься по этому поводу. Конечно, в самой республике в настоящее время нет четко выраженных радикальных и других идеологических мотиваций, являющихся основой для экстремизма и терроризма. Однако духовные и идеологические кризисы на фоне не лучшей социально-экономической ситуации могут способствовать развитию религиозного, этнического, социального и девиантно-психологического радикализма.
Немаловажными являются и составные компоненты политической борьбы с экстремизмом на самом обыденном уровне, в особенности на постсоветском пространстве. Имеется в виду элементарная профилактика терактов. К ней нужно отнести:
- борьбу с коррупцией в правоохранительных органах и военных структурах;
- улучшение финансирования данных структур;
- повышение уровня профессионализма их сотрудников;
- повышение уровня политической культуры у всех граждан;
- соблюдение демократических норм и ценностей, которые предполагают политический диалог с оппозицией.
Современный миропорядок построен на эгоистических и амбициозных тенденциях ряда ведущих стран. Во многих очагах террористических вспышек параллельно с войнами идет еще и война экстремистских идеологий, мнений, позиций. Но не всегда удается прийти к правильному пути решения проблем в борьбе с ними. Отчасти потому, что во всех конфликтах, в том числе и террористических, мы имеем не что иное, как борьбу за власть и финансы. Таким образом, пока не будет достигнута прозрачность и подконтрольность политики обществу, как на государственном, так и на глобальном уровне, пока не исчезнет политика двойных стандартов, экстремизм и терроризм будет существовать и оставаться средством политической борьбы.
Как ни горько констатировать, но мы, живущие в третьем тысячелетии должны признать: человечество, пройдя многочисленные этапы своего развития, ничуть не повзрослело. Человек не воспринимает себя как неотъемлемую часть всех существ, живущих на планете Земля. Мы по-прежнему: «чеченцы» и «русские», «американцы», «католики» и «протестанты», «верные» и «неверные», а попросту «свои» и «чужие». Встает вопрос: а что нас может объединить? Идут ли эти процессы в мире вообще? Или мы все дальше отдаляемся друг от друга?
В заключение хотелось бы отметить, что только силовых методов борьбы с экстремизмом и терроризмом не достаточно. Необходимо использовать политические методы разрешения данной проблемы, а также стараться преодолеть любые другие противоречия и конфликты. Поэтому мы полностью поддерживаем мнение экспертов, которые предлагают официальным властям государств мира направить свои усилия на превентивное устранение социально-экономических, политических и правовых причин возникновения экстремизма и терроризма как дестабилизирующего фактора. Такая постановка вопроса касается и участников ОДКБ СНГ, поскольку одним из главных условий решения проблемы экстремизма и терроризма для молодых независимых государств является углубление демократизации общества и продвижение к правовому государству. В свою очередь, такой подход способствует профилактике и нейтрализации противоречий и конфликтов, порождающих экстремизм и терроризм по принципу «всякое зло рождает зло», что гораздо лучше и дешевле, чем борьба с его последствиями. Будем надеяться на здравый смысл всех жителей планеты Земля – от политиков до рядовых граждан.
Литература
1. Хохлов И. Развитие наркобизнеса в условиях контртеррористической операции // Мировая экономика и международные отношения. – 2006. – № 6. – С. 58-69.
2. Шайхутдинов М.Е. Геополитика, глобалистика и теория национальной безопасности: методологические и прикладные аспекты. –Павлодар: ЭКО, 2005. – С. 174.
3. Устинов В.В. Международный опыт борьбы с терроризмом. Стандарты и практика. – М.: Юрлитинформ, 2002. – С. 23.
4. Ильинский И.М. О терроре и терроризме // Между будущим и прошлым. – М., 2006. – С. 239.
5. Сатпаев Д. Проблема распространения религиозного экстремизма: анализ глобальных тенденций // Проблемы религиозного экстремизма в Центральной Азии: Материалы международной конференции. – Алматы: Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан и Фонд им. Ф. Эберта в Казахстане, 2001. – С. 32-37.
6. Тайжан Б.К. Основой терроризма, исходящего из мусульманских государств, является вовсе не религия // Саясат. – 2001. № 9. – С. 5.
Алтыбасарова М.А.
к. полит.н., доцент кафедры социологии и политологии
ПГУ им. С. Торайгырова, г. Павлодар, Республика Казахстан
Калиев И.А.
к. полит.н., доцент кафедры социологии и политологии
ПГУ им. С. Торайгырова, г. Павлодар, Республика Казахстан