Политика советского режима в 1932–1933 годы оценивается Парламентской ассамблеей Комитета по Правовым вопросам и Правам человека как преступление против человечества, нацеленное на физическое уничтожение крестьян в Украине и других областях, населенных этническими украинцами, а также в Казахстане и других частях прежнего Советского Союза.
В Меморандуме Парламентской ассамблеи докладчик Комитета по Правовым вопросам и Правам человека Пол Ровен (Paul Rowen) – представитель Альянса либерал-демократов Европы от Великобритании выразил категорическое несогласие с тем, что некоторые эксперты все еще отрицают факты геноцида, называя их фашистской пропагандой, и с теми, кто только частично признают их и рассматривают как прискорбные.
Ассамблея не ставит своей задачей вынесение окончательного вердикта по жертвам насильственной коллективизации, отметил оратор. Расследование еще продолжается, и Украинская Служба Безопасности (УСБ) обратилась за юридической поддержкой к правоохранительным органам Австрии, Белоруссии, Италии, Казахстана, Молдовы, Польши, России, Великобритании и Соединенным Штатам.
В академическом дискурсе западных историков тема геноцида в Казахстане рассматривается в связи с такими стержневыми проблемами сталинской репрессивной политики, как репрессии в отношении крестьянства периода насильственной коллективизации. В своей работе «Голод в степи. (Коллективизация сельского хозяйства и казахские крестьяне)» Николо Пианчиоло (Nicollo Pianciola) пишет: «судьба кочевых народов в Советском Союзе – один из наименее известных эпизодов в социальных, экономических и демографических переворотах, вызванных
«революцией Сталина сверху». Чтобы понять, что произошло в период коллективизации, автор проводит исторический ракурс в историю Казахстана. В Советском Союзе в конце 1920 годов ХХ века основными народами, чьим пропитанием, зависевшим от перегоняемого на новые пастбища кочевого содержания животных, были казахи, туркмены, кыргызы и буряты. В соответствии с Первым Пятилетним Планом, все эти народы подверглись планам так называемой «седентаризации», выполненным с различной степенью принуждения и в разные сроки.
Коллективизация и седентаризация уничтожили скот и пастбищную экономику. Главным тезисом новейшей книги Н.М. Неймарка (Norman M. Naimark) «Геноциды Сталина» является утверждение, что политика Сталинских репрессий 1930 годов тоже должна быть трактована как геноцид. Этот тезис не является новым. Неймарк идет, однако, дальше. Он предлагает не отделять одни репрессии от других, а говорить скорее о геноцидальном характере всего Сталинского режима, который «убивал систематически, а не эпизодически».
Н.М. Неймарк утверждает, что сталинские геноциды нельзя отделить от личности самого Сталина. Массовые репрессии в СССР были до Сталина и после него – однако геноцидального характера они достигли лишь при нем. В своей книге Н.М. Неймарк пишет: «Сталин не говорил о том, чтобы истребить всех украинцев или казахов – Сталин говорил об уничтожении определенных условий повседневной жизни земледельцев в Украине или кочевников в Казахстане, которые делали их именно украинцами или, соответственно, казахами». Террор против отдельных национальностей Сталин сопровождал сознательным возвышением россиян: они служили как бы моделью образцового советского народа, считает Н.М. Неймарк. В трагическом случае с Казахстаном, с его обширной кочевой и полукочевой базой, условия голода были еще более жестокими, чем в Украине.
Несмотря на недостаточное количество документальных подтверждений по поводу намерений Москвы, Норман Неймарк считает, что именно по этим и другим причинам, некоторые ученые называют казахский голод геноцидом. В своей книге он цитирует Курта Йонассона (Kurt Jonassohn): «Нет сомнений, что преднамеренный голод казахского народа, в сочетании с чисткой казахской интеллигенции и деятелей культуры, является ярким примером геноцида».
Научный сотрудник Университета Гумбольдта (Германия) Роберт Киндлер (Robert Kindler) в своей статье «Сильный и слабый. Существование физического насилия во время голода в Казахстане (1930–1934)» и в других своих работах изучает историю голода в Казахстане и существование физического насилия во времена голода в Казахстане в начале 1930-х годов. Работа Р.Киндлера, на примере процессов на местном уровне, дает четкое понимание того факта, что большевики и другие группы людей прибегали к насилию не только выполняя приказы «сверху», но и для удовлетворения личных или групповых интересов. Физическое насилие совершалось также различными субъектами для выживания, и в процессе борьбы с голодом. Он утверждает, что само присутствие голода стало важным и дополнительным толчком к насильственным действиям.
В статье «Голод в Казахстане: историографическая переоценка» профессор германского университета Гельмута Шмидта (Гамбург) Марк А. Рудольф (Rudolf A. Mark) утверждает, что голод 1930-х годов был одним из величайших пробелов в советской историографии Казахстана. Так же как и в Украинском случае, казахские историки и демографы сегодня изучают вопросы, касающиеся количества жертв, масштабов и последствий голода, которые оцениваются как катастрофа или же трагедия. В данной статье Марк А. Рудольф отмечает, что данные вопросы, до сих пор, к сожалению, не находятся в эпицентре академического дискурса ученых Казахстана.
Таким образом, авторами рассмотрены результаты, достигнутые западными историками по таким стержневым проблемам сталинской репрессивной политики, как геноцид, репрессии в отношении крестьянства периода насильственной коллективизации (1929–1933 гг.), «большой террор» 1937–1938 гг., Большой голод в Казахстане и Голодомор в Украине.
М.Л. Анафинова,
кандидат филологических наук