Есть мораль – и есть нравственность; есть договорная, производная этика – и этика безусловная, абсолютная.
О вполне реальных различиях внутри этических отношений хорошо знали многие мыслители прошлого. Достаточно вспомнить Иммануила Канта с его различением «моральности» и «легальности». В наше время эти различия выражаются в понятиях «мораль» и «нравственность».
Мораль носит социально-групповой характер. Нравственность – общечеловеческий, единый для всех людей.
Мораль предписывается индивиду извне. Нравственность растет изнутри.
Моралью можно пользоваться как средством. Нравственность – вне отношения использования.
Мораль оценивается социальным окружением. Нравственность – это всегда оценка совестью и самосознанием личности. Можно добавить к этой классификации соображение обобщающего характера: мораль имеет дело главным образом с мыслительным аппаратом человека, в то время как нравственность коренится в духовно-чувственном мире личности. Иными словами, мораль относится к сфере внешней целесообразности, к рациональности, тогда как нравственность – к совершенно иной сфере, к внутреннему долженствованию, духовности.
Вопрос «почему я непременно должен быть добродетельным?», который задавал Подросток в одноименном романе Ф.М. Достоевского, вполне резонен. Ибо под идею нравственности действительно требуется подвести серьезное мировоззренческое основание. Одними лозунгами и призывами добродетели не воспитать. А это мировоззренческое основание, по высшему счету, – в Боге. Потому что невозможно прочно обосновать абсолютное, общечеловеческое, мета-историческое на чем-то частном, конечном, преходящем. В противном случае, т.е. если Бога нет, то поистине «всё позволено».
И здесь мы вступаем в область проблематики религиоведческой.
Есть религия – и есть конфессиональные ее формы.
Религия – явление далеко не только социокультурное, она является одной из древнейших форм восприятия и осмысления человеком отношения «Человек-Мир». Поэтому правы те, кто подчеркивает: подмена исследования религиозного отношения к миру исследованием социально-исторического бытия различных конфессий вызывает невообразимую путаницу.
Действительно, одно дело – то или иное вероучение, тот или иной культ, та или иная психическая практика. И совсем другое дело – религия per se, совпадающая со своим понятием.
Если так, должно быть понятно то, что указали мы в самом начале настоящего сочинения: нравственность невозможна без религии (нравственность произошла от религиозного отношения к Миру), хотя мораль вполне возможна без того или иного конфессионального облачения.
В этом смысле религия, подлинная религия, в объективном плане есть вера в то, что мир, универсум, вселенная – не слепая стохастическая стихия, а проникнута управляющим разумом и духовным светом.
Рассмотренная же изнутри, религия есть искусство развития души. А так как душа и есть сущность человека, религия есть искусство развития человека.
Читать подробнее:
Возможна ли нравственность, независимая от религии? pdf
Капышев А.Б., Колчигин С.Ю.