Социально-экономическая трансформация казахстанского общества привела к появлению новых социальных классов и групп, которых не было при социализме. В соответствии с дескриптивными типологическими характеристиками среди социальных акторов трансформированного общества в Казахстане можно выделить политиков, государственных служащих, менеджеров, предпринимателей, интеллигенцию, рабочих, фермеров и крестьян. Эти отличающиеся друг от друга группы различаются между собой по таким характеристикам, как уровень квалификации и образования, занятость в частном или государственном секторе экономики, а также неформальная экономическая деятельность (например, занятие натуральным хозяйством или самозанятость).
Новые социальные группы могут быть далее ранжированы и отнесены к более широким социальным статусным и классовым группам на основе таких детерминантов, как доход, владение собственностью (включая землю), образование, политическое влияние, образ жизни, потребление и социальный престиж вида деятельности. Эти детерминанты могут быть использованы и для измерения экономической и социальной дистанции между группами. Во многих случаях более высокий уровень дохода и потребления соответствует более высокому уровню образования и социального престижа. Однако, в специфических условиях транзитного посткоммунистического общества высокий образовательный уровень и социально престижная работа (например, преподаватель вуза, исследователь или деятель искусства) может по-прежнему означать высокий социальный статус, несмотря на низкий доход и ограниченное потребление.
Перераспределение дохода и собственности и рост неравенства в Казахстане привели к социальной поляризации, которую можно определить как расширяющуюся социально-экономическую дистанцию между группами, в частности между высшим и низшим слоями социальной структуры. Однако, кроме роста экономической дистанции между группами, социально-экономическая трансформация также ассоциируется с формированием новой социальной иерархии в бывших советских республиках. Резкое изменение социальной иерархии может быть рассмотрено как мобильность из одной группы в другую, с горизонтальным и вертикальным (восходящим и нисходящим) направлениями.
Указанные изменения произошли достаточно быстро, а потому процесс социальной стратификации не приобрел еще в Казахстане и других постсоветских странах своего законченного вида. Доступная исследователям статистика и социологические опросы не предоставляют возможности дать четкое определение появившимся в результате трансформации социальным группам. Можно, конечно, опираться при исследовании социальной структуры Казахстана на получившие широкое распространение представления о победителях и проигравших в результате реформ, однако не следует забывать об их ограниченных аналитических возможностях.
Формирование новой социальной структуры, как было сказано, сопровождалось тем, что целый ряд групп, которые занимали высокое и почетное положение при социализме, не смогли сохранить его в условиях трансформации социального порядка. Эти группы потеряли не только доход, но и свой социальный статус и политическое влияние, переместившись в результате на нижние ступени социальной лестницы. К числу потерявших социальный статус можно, например, отнести бывшую «рабочую элиту», тех рабочих средней квалификации, которые были заняты в советское время в тяжелой промышленности или военно-промышленном комплексе, заводы и предприятия которых не смогли вписаться в новые рыночные условия. К ним же можно добавить и инженерно-технических работников таких заводов и фабрик, которые остались не у дел при переходе к рынку.
В то же время значительная часть управленцев советского периода, особенно те, кто по своей должности принадлежал к партийно-советской и хозяйственной номенклатуре, сумели вполне адаптироваться к новым условиям и сохранить свой высокий статус и доход. Это относится в первую очередь к тем представителям хозяйственной элиты, кто на момент начала реформ находился в среднем или молодом возрасте. Для пожилых людей, даже из числа прежней элиты, реформы обернулись, как правило, потерей политического влияния, а вместе с ним и потерей статуса и дохода.
Р.К. Кадыржанов
Читать подробнее:
Социально-экономические реформы и стратификация казахстанского общества pdf
Материал предоставлен Институтом философии, политологии и религиоведения КН МОН РК