На уровне обыденного сознания философия нередко ассоциируется с многословием. «Мели Емеля» это и есть философия. Пустопорожнее, обильное словоизвержение с использованием мудреного набора слов и понятий как бы компенсирует его бессодержательность и бесплодность. Но к философии как, впрочем, и к науке, подобного рода фонтанирование не имеет малейшего отношения.
Язык науки – язык наиболее общих понятий, язык категориальный, язык строгого и точного смыслового использования в определенном значении. Начиная с Аристотеля, категории трактуют как наивысшее обобщение и отражение объективной реальности. Но это итог, а путь к нему, по Ленину, отнюдь не прямолинейный: «Сначала мелькают впечатления, затем выделяется нечто, – потом развиваются понятия качества…(определение вещи или явления) и количества. Затем изучение и размышления направляют мысль к познанию тождества – различию – основы – сущности …».
Студенту нет необходимости повторять исторический путь познавательной деятельности. Задача его проще, уверенно и осмысленно усвоить понятийно-категориальный аппарат и адекватно использовать в учебном процессе. Возникающие трудности и сомнения в этой части преодолимы – краткие и энциклопедические словари, десятки и сотни учебников, учебных пособий, первоисточники – все это под рукой. Дело за немногим – стремлением овладеть этим богатством.
Данное учебное пособие преследует ту же цель – помочь студенту советами и указаниями. Необходимость эта налицо. Различные формы тестового контроля выявляют существенные пробелы в освоении языка философии. С другой стороны, неумение использовать этот язык при анализе явлений действительности как бы компенсируется «оригинальностью», «смелостью» суждений субъекта.
Современная наука, выдвигая новые мировоззренческие проблемы, стимулирует острые дискуссии, в их числе возможность использования «старых» категорий, их, так сказать, «проверку» на дееспособность, соответствие изменившимся условиям и обстоятельствам. Подобного рода материалы находят отражения на страницах философских журналов.
В виду ограниченности объема, пособие не претендует на полноту охвата всех основных категорий, и, тем не менее, автор надеется, что работа станет полезным подспорьем при подготовке студентов к различным формам учебного контроля и анализе явлений материального и духовного мира.
Невмержицкий С. В.