Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Из истории зарождения феминисткого движения

29733

В современное время, все больше и больше начинаем осознавать пути становления и утверждения цивилизации в целом и повышения роли женщин в общечеловеческом прогрессе в частности. На основе нового мышления создаются иные демократические формулы, которые позволяют взглянуть на роль женщины в современном мире.

  Необходимо изучить и воссоздать историю становления женского движения, как общественного и социального, раскрыть понятие феминизм, чтобы понять сущность феминистского движения.

 Феминизм  (фр. Feminisme, от лат. Femina - «женщина») - в широком смысле стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах  жизни  общества, в узком смысле  –  женское  движение,  целью  которого  является  устранение дискриминации женщин и уравнение их прав с мужчинами.

Если обратиться к вопросу об истории зарождения женского движения, то первоначально женское движение возникло в Северной Америке – в период войны за независимость 1775-1783 гг. В это время в Америке политизировалось не только сознание женщин, но и содержание их частной жизни. Женщины, ранее не питавшие интереса к политике, быстро приобщились к политической мысли и включились в политические дискуссии. Таким образом, происходят глобальные изменения той роли, которую играют женщины во всех областях жизни – политике, производстве, экономике. Этот процесс сопровождается ростом женского самосознания, которое в дальнейшем дает возможность предъявить свои права на равное с мужчинами участие в политической и социальной жизни.

  Родоначальницей женского движения в Америке являлась Абигель Смит Адамс (супруга второго президента Джона Адамса).

Во Франции женское движение возникло во время Великой французской революции 1789 г. В основном документе «Декларации прав человека и гражданина» закреплялись принципы революционеров. В декларации первая фраза гласила: «Все люди рождаются свободными и равными в правах», однако женщины в нее не попали.

Олимпия де Гуж предложила в 1790 г. «Декларацию прав женщины», где потребовала уничтожения всех мужских привилегий. За свой радикализм Олимпия де Гуж расплатилась сполна, в ноябре 1793 г. её гильотинировали.

Такое положение развития женского движения было и в Англии. Мэри Уолстонкрафт – родоначальница женского движения в Англии – в сочинении «Защита прав женщины» (1792 г.) подробно описала то состояние невежества и жалкой покорности, на которое в силу социальных предрассудков и системы воспитания были обречены женщины. В сочинении она утверждает, что женщины не являются существами, стоящими на более низкой ступени развития по отношению к мужчинам, но кажутся такими из-за недостаточного образования. Она предлагает рассматривать и мужчин и женщин как разумных существ и представляет общественный строй, основанный на разуме.

Таким образом, в XVIII  в. в странах Европы и Америки началось зарождение женского движения, как социального, за свои права и свободы. Женщины этого времени понимали, что воспитание  и образование, равное с мужчинами, поставило бы их на одну ступень, дало бы возможность развиваться наравне с ними. Но этому препятствовало законодательство, которое они еще не могли изменить. Женщины постепенно отвоевывают себе экономическую значимость, утраченную еще в доисторическое время, поскольку вырываются из дома и, работая на заводе, по-новому принимают участие в производстве. Резкий скачок промышленности требует гораздо больше рабочих рук, поэтому привлечение женщин становится необходимым. Это и есть великая революция, которая в XIX веке преображает участь женщины.

В конце XIX - начале ХХ вв. феминизм стал разнообразным по форме и содержанию, появляются многочисленные феминистские организации, ассоциации. В этот период активно действовали суфражистки – отстаивавшие  политико-правовое равенство женщины, т.е. предоставление женщинам избирательных прав; социалистки -  защищали идеи равной оплаты женского труда и участие женщин в профсоюзах. Все это позволяло женщине выходить за пределы дома, получать образование и работу. Благодаря накопленным знаниям, увеличивается и самосознание женщин, они уже видят свою главенствующую роль в развитии общества.

Актуальная деятельность суфражистских организаций подготовила общественное мнение к решению женского вопроса, способствовало пересмотру и принятию новых законов о собственности замужних женщин (1870 и 1882 гг.), о праве опеки над детьми (1783 г.). В 1869 г. англичанки были допущены к выборам в местные представительные органы.

В ХХ в. появляется термин эмансипация (лат.-emancipatio) – у римлян обозначало освобождение из-под отцовской власти. Отсюда произошло общее значение – освобождение от зависимости и ограничения [2]. Многие годы зависимость женщины определялась ее экономической несостоятельностью – т.е. материальным неблагополучием, физической ослабленностью. В этот период появляются профсоюзы женщин, создаются лиги потребителей, с помощью их женщины боролись за улучшение условий труда.

Таким образом, к началу ХХ в. феминистское движение сумело охватить широкие слои общества, стало массовым и организованным, женщины смогли добиться для себя уже значительных прав и создали предпосылки для дальнейшей реорганизации общества. Участия в творческом процессе, в истории. Революция 1905 г. ускорила процесс вовлечения женщин в общественную жизнь и политизировала некоторые действовавшие формирования. Зазвучали призывы к организации женских обществ, которые не ограничивались бы интересами своих членов, а приняли бы участие в жизни всего общества.

С приобретением опыта политической деятельности женщины стали более уверенными в себе, в своих силах, т.е. без индивидуального отношения отдельно взятой личности, ничего бы не изменилось, и все осталось бы на том же уровне, на каком оно было.

Это послужило импульсом возникновение гендерного движения. Правильнее сказать, гендерное движение – есть вторая волна феминизма.
Итак, сегодня на страже равенства прав и возможностей мужчин и женщин стоит гендерная политика, гарантирующая равный правовой статус женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности, исключающая любую форму дискриминации по половому признаку.

Если говорить о Казахстане, то у нас наконец-то принят закон (декабрь 2009 г.) о гендерном равенстве (гендерное равенство - непременное условие развития демократии. О стремлении обеспечить равные права всем гражданам, независимо от принадлежности к полу, Казахстан заявил еще на заре своей независимости, присоединившись к Конвенции ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин»). На современном этапе развития Казахстану необходимо проведение серьезных исследований в области гендерных отношений, разработки научно-практических рекомендаций и законодательных актов по ликвидации существующих диспропорций между мужчинами и женщинами и преодоления, таким образом, гендерных стереотипов во всех слоях общества.  Этот результат напряженных усилий с полным основанием можно считать исполнением заветной мечты всего женского движения Казахстана.

 Список использованной литературы

1. Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.,1999. – С.761.

2. Настольный словарь для справок по всем отраслям знания. – Спб., 1864. – Т.3.

3. Женский вестник. – 1904. №3. – С.83.

4. Феминизм: Восток, Запад, Россия. – М., 1993. – 243 с.

Аннотация

В статье изучена история становления женского (феминисткого) движения, которое позволяет по-иному оценить уже известные явления и процессы, происходившие в тот или иной период. Женское движение явилось важной составляющей социальных процессов, впервые в истории оно приобрело самостоятельный, массовый, организованный характер.

   

ЕЛЬМУРАТОВА Б.Ж. к.и.н., доцент

Павлодарский государственный университет им. С.Торайгырова, г. Павлодар, Казахстан



Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?