Евразийство сегодня является одной из мировоззренческих традиций, футуристическая направленность которой, способствует ее активному оживлению. Поэтому современное евразийство, сохраняя связь с классическим его воплощением начала ХХ века, безусловно, существенно изменилось. Можно сказать, что евразийство сегодня представлено тремя основными направлениям – академическим, прикладным и политическим. В общественно-гуманитарном пространстве все чаще звучит такой термин как «неоевразийство», который актуализирует евразийскую традицию, но с учетом принципиально иной исторической обстановки, совершенно иных тенденций развития, навеянных современностью.
С момента обретения независимости, Казахстан постоянно ведет активную работу по переводу в практическую плоскость интеграционных процессов, как в направлении Евразийского вектора, так и в направлении Центрально-Азиатского союза с учетом интересов и приоритетов тюркского мира. До сих пор инициативы Казахстана в этих направлениях не имели должного понимания, равно как и желания со стороны других участников интеграционных процессов. Однако сегодня мы наблюдаем совсем иную тенденцию. Теперь интеграционный проект находит живой интерес у наших партнеров.
Еще весной 1994 году во время визита в Великобританию Нурсултан Назарбаев, выступая в Королевском институте международных проблем «Chatham House», отметил необходимость более глубокой интеграции стран СНГ.
Вскоре после поездки в Великобританию Нурсултан Назарбаев посетил с официальным визитом Москву. В рамках этого визита состоялась встреча президента Казахстана с профессорско-преподавательским составом Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. На этой встрече 29 марта 1994 г. Нурсултан Назарбаев четко обозначил свое видение перспектив развития государств постсоветского пространства. Он выдвинул идею создания совершенно нового объединения стран-участниц СНГ и предложил назвать его Евразийским союзом – ЕАС.
Идея Евразийского союза стала реализовываться и принимать конкретные очертания буквально сразу. И первым шагом на этом пути стал Указ Президента «О Евразийском университете, который был подписан 23 мая 1996 года. В Указе было отмечено, что Евразийский университет создается «учитывая неуклонно расширяющиеся международные связи Республики Казахстан, ее активное участие в мировых интеграционных процессах, претворения в жизнь идеи Евразийского союза». Таким образом, в основе деятельности нашего университета заложена евразийская идея. Глубоко символичен и тот факт, что именно по инициативе Президента нашему университету было присвоено имя Л.Н. Гумилева, последнего из евразийцев, как его называли классики данной теории. Лев Николаевич концептуально обосновал единство географических и культурно-исторических связей народов огромной части Северной и Центральной Евразии. К 100-летию ученого, в октябре 2012 года на территории университета будет открыт мемориальный комплекс, посвященный вкладу ученого в изучение истории народов Евразии и становлению теории евразийства в целом.
Казахстан инициирует многие проекты Евразийского союза. В декабре 1991-го года в Алматы был создан СНГ. На протяжении периода 1995-2000 гг. почти все наиболее значительные интеграционные инициативы в СНГ исходили от Казахстана и лично от его Главы. Начал создаваться Таможенный союз, в который в 1996 году вошли всего три государства. Большой победой в деле продвижения евразийской идеи стало создание в ЕвроАзЭС набазе Межпарламентского комитета, в который вошли Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан.
В конце ноября 2001 года в Санкт-Петербурге состоялось первое заседание Межпарламентской ассамблеи Евразийского экономического сообщества. Соглашение об этом было подписано между главами государств этих стран в Астане 10 октября 2000 года, а 31 мая 2001 года оно было ратифицировано. Межгосударственный Совет ЕвроАзЭС получил право готовить и принимать решения, имеющие обязательный характер. Так произошло обеспечение постепенного формирования единой правовой базы Сообщества. Значительный успех принес первый год функционирования Евразийского экономического сообщества: рост товарооборота возрос на 38 процентов. Его деятельность приобретает особое значение в силу противоречивости процессов глобализации и тех существенных негативных последствий, которые эти процессы неизбежно несут с собой.
На сегодняшний день ЕврАзЭС, в рамках которой подписано более ста договоров, является наиболее эффективным межгосударственным образованием на пространстве СНГ, о чем может свидетельствовать существование зоны свободной торговли (более 80% внешнеторговых операций в рамках СНГ), минимального количества антидемпенговых процедур. Реальным воплощением евразийской инициативы стало действие целого ряда межгосударственных структур, таких, как ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС и Таможенный совет.Все это подтверждает, что Казахстан объективно является лидером евразийской интеграции.
Сегодня ОДКБ вступает в новый этап своего развития: созданы Коллективные силы оперативного реагирования, Объединенная система ПВО, Антитеррористический центр СНГ. ШОС, созданная на основе Соглашения 1999 года об укреплении доверия в военной области между Казахстаном, Россией, Кыргызстаном, Таджикистаном и Китаем, приобрела репутацию эффективной платформы для взаимодействия не только в сфере безопасности и трансграничных связей, но и в области образовательных, социальных и культурных проектов. Что касается СВМДА, то оно дало старт целенаправленному процессу формирования перспективной системы безопасности в Азии. Таким образом, Казахстан сегодня фактически позиционируется в мире не только как азиатская страна, но и как потенциально европейская, точнее, азиатско-европейская.
Существенно, что контекст евразийства постепенно расширяется. Теперь евразийская проблематика включает не только страны СНГ, но взаимодействие Европы и Азии в целом. Президент Казахстана заявляет о необходимости добрососедских, доверительных отношений на всем евроазиатском континенте. И в результате Казахстан не будет находиться на заднем плане мировых событий. Наоборот, являясь центром Евразии, будет играть роль экономического и культурного связующего звена между тремя быстро растущими регионами – Китаем, Россией и Мусульманским миром.
В целом, евразийская интеграционная модель, предполагающая в перспективе создание на постсоветском пространстве структур аналогичных по своим функциям Евросоюзу и НАТО, открывает возможность выхода на новый уровень взаимоотношений. Возможность политического, экономического, технологического диктата в отношении Казахстана и постсоветских республик значительно снижается при условии принятия ими евразийской интеграционной модели, что, в свою очередь, не гарантирует, но значительно способствует формированию основ постиндустриального общества.
В современной евразийской концепции, выдвинутой Н.А. Назарбаевым подлинная интеграция, предопределяет безусловное соблюдение и уважение суверенитета и независимости государств и их подлинное равноправие.
В современных условиях диалога Восток - Запад евразийская инициатива Казахстана, предстает в качестве востребованной временем доктрины межгосударственного политического, экономического, культурного взаимодействия, основанного на принципах толерантности, поддержания мира и стабильности в регионе, партнерских взаимовыгодных отношениях.
Очень важно отметить, что современное евразийство – это не только интеграционный и экономический аспекты, но в большей степени цивилизационный подход к решению многих общечеловеческих проблем.Президент Казахстана указывает: «Говоря об интеграции, мы должны иметь в виду не только экономический аспект. Есть и человеческое измерение интеграции».
Идея евразийского созидания и толерантности стала основополагающей в государственной политике, проводимой в стране. Она гармонично перекликается с духовной природой и национальной особенностью казахского народа: терпимостью, добрососедством, дружелюбием, открытостью. Тесно переплетаясь с национальным духом, идея евразийства синтезировала в себе толерантность, как единство в многообразии. В качестве идеологии идея евразийства пропагандирует уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.
Важнейший принципиальный шаг в продвижении евразийской инициативы Президента республики, отраженный в Послании 1997 года был связан с определением пути, по которому стране следует идти в XXI веке. Глава государства отметил, что есть разные пути: западноевропейский, восточноазиатский, российский, новотюркский. Сторонники этих путей «правы и одновременно не правы». И здесь Президент Казахстана сделал фундаментальный вывод: «Мы – евразийская страна, имеющая свою собственную историю и свое собственное будущее. Поэтому наша модель не будет похожа ни на чью другую. Она впитает в себя достижения разных цивилизаций». Историческое значение этого тезиса в том, что впервые на уровне такого программного документа сделан вывод о евразийском качестве, о евразийской «природе» Казахстана.
С 1 января 2012 года на территории России, Беларуси и Казахстана вступили в силу соглашения по единому экономическому пространству. Окончательное формирование Евразийского союза ожидается к 2016 году. Кроме того, в 2012 году должны завершиться переговоры о вступлении Казахстана в ВТО. Это на порядок повысит привлекательность нашей экономики.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев говорит о необходимости поддержки стремления некоторых стран СНГ присоединиться к евразийской интенграции. «Мы готовы поддержать стремление других государств СНГ присоединиться к евразийской интеграции», – сказал Назарбаев на совместном заседании палат парламента в Астане, выступая с ежегодным посланием народу республики.
«Мы отвечаем на глобальные вызовы 21 века углублением евразийской интеграции. Мы вместе с Россией и Белоруссией сформировали Единое экономическое пространство и идем к созданию Евразийского экономического союза. Это важный фактор общерегиональной стабильности, повышения конкурентоспособности наших экономик», – добавил президент.
Внешнеполитические предложения Казахстана получили поддержку мировой общественности. В них суть нашей политической стратегии на десятилетие вперед. Мы будем продолжать нашу сбалансированную внешнюю политику, взаимодействие не только с Западом, но и с государствами Азии.
Выступая на торжественном собрании, посвященном 20-летию независимости РК, глава РК отметил, что в ХХI веке подлинной независимости Казахстана не может быть без активного участия в региональных и глобальных интеграционных процессах.
"Интеграция – это магистраль, ведущая в будущее. Благодаря ЕЭП Казахстан улучшит свое геоэкономическое положение, первой из стран Центральной Азии вырвется из континентальной замкнутости. Страна получит доступ на льготных условиях к российской и белорусской транспортной инфраструктуре, фактически выйдет на западе – к границам Евросоюза, на востоке – к рынкам Японии и других стран Азиатско-Тихоокеанского сообщества", – подчеркнул президент.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с предложением создать проект G-Global на базе Астанинского экономического форума.
Президент отметил, что, "к сожалению, форматы G-20, G-8 демонстрируют неэффективность – даже не началось обсуждение мирового антикризисного плана. Я предлагаю радикально расширить число участников в поисках антикризисных решений для мира. Новую коммуникативную площадку я предлагаю назвать проект G-Global".
В Казахстане преобладает рационалистичный подход к оценке перспектив развития евразийского сотрудничества и к оценке их необходимости. И в меньшей степени политизируется. РК исходит, прежде всего, из интересов выгодности или невыгодности. И для Казахстана эти процессы выгодны.
Идея евразийства Н.А. Назарбаева признана важной идеологической предпосылкой развития стран Евразийского региона. Евразийский союз – это наиболее перспективная региональная инициатива, четко продуманный стратегический план для XXIвека. Это мегапроект, соизмеримый со сложными вызовами настоящего и будущего.
Как вспоминает сам Президент: «Эта идея была не случайно обнародована мной в академической аудитории Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Я напрямую обратился к интеллектуальной элите всего Содружества с твердой решимостью вывести из ступора процесс многосторонней интеграции, в котором он оказался уже через два года после создания СНГ». План Н.А. Назарбаева по созданию Евразийского союза, учитывая условия времени, изначально базировался на следующих принципах.
Во-первых, не отрицая значения культурных и цивилизационных факторов, Н.А. Назарбаев предлагал строить интеграцию, прежде всего, на основе экономического прагматизма. Твердо будучи убежденным в том, что именно экономические интересы, а не абстрактные геополитические идеи и лозунги – главный двигатель интеграционных процессов. Отсюда и установка на создание единого экономического пространства как масштабного ареала совместного успешного развития наших народов.
Во-вторых, Казахстан был и остается сторонником принципа добровольности интеграции. Каждое государство и общество должны самостоятельно прийти к пониманию того, что в глобализирующемся мире губительно как упиваться самобытностью, так и замыкаться исключительно в своих собственных границах.
В-третьих, Евразийский Союз, это объединение государств на основе принципов равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, уважения суверенитета и неприкосновенности государственных границ.
В-четвертых, для продуктивного функционирования интеграционного объединения, необходимо создать наднациональные органы Евразийского Союза, действующих на основе консенсуса, с учетом интересов каждой страны-участницы, четкими и реальными полномочиями, с учетом полного политического суверенитета. Таким образом, основой Европейского союза, должно быть равенство партнеров по интеграции.
Все вышесказанное четко демонстрирует ситуацию перехода евразийства от преимущественно теоретического или культурологического характера, в котором оно пребывало в 90-х годы к практическим проектам, реальной перспективе развития региона в международном контексте.
И пусть в первые годы политики постсоветского пространства далеко не сразу поняли долгосрочный потенциал идеи евразийской интеграции. При этом сам Президент был убежден, и время это подтверждает, что постепенно придет понимание того, что инициатива создания Евразийского союза станет прорывом для интеграционного процесса на пространстве СНГ. Создание целого ряда успешных межгосударственных структур – Организации Договора о коллективной безопасности, Евразийского экономического сообщества, Таможенного союза Казахстана, Беларуси и России, программа «Десять простых шагов навстречу простым людям» и многие другие – яркое тому подтверждение. Весьма показательным является ближайший проект по созданию Единого экономического пространства, реализация которого начался с 1 января 2012 года. Мы уверены, что данное пространство со временем реорганизуется в Евразийский экономический союз, более высокой ступени интеграции.
«Мы, казахстанцы, выбираем свой путь к интеграции в мировое сообщество, опираясь на происходящий процесс глобализации не потому, что этот путь абсолютно совершенен, а потому, что для нас и для Казахстана в нем больше положительных сторон и преимуществ, чем отрицательных сторон и недостатков. Наш основной приоритет незыблем и бесспорен: безопасность нации и сохранение государственности», – подчеркивал Н.А. Назарбаев, демонстрируя свое понимание современности и как политик и как ученый.
При этом уже сегодня Н.А. Назарбаев определил четкую стратегию действий по созданию будущего Евразийского Союза, его основных принципов функционирования и требований. Первое из которых – конкурентоспособность глобального экономического объединения. «Общий алгоритм модернизации и инновационного развития наших стран», – вот что необходимо для того, чтобы Единое экономическое пространство было территорией инноваций и мощного технологического прорыва, подчеркивает Президент.
Евразийский союз должен формироваться как прочное звено, сцепляющее евроатлантический и азиатский ареалы развития.
Кроме того, Евразийский союз должен формироваться как самодостаточное региональное финансовое объединение, которое будет частью новой глобальной валютно-финансовой системы. Ведь еще три года назад Президент предложил начать проработку данного вопроса. Речь шла об учреждении евразийской наднациональной расчетной единицы – ЕНРЕ как первоосновы для сильной региональной резервной валюты.
Безусловно, никакая политическая инициатива, будь хоть она трижды хороша, не будет осуществлена без широкой общественной поддержки. И это также становится условием создания Евразийского союза.
Объективный взгляд на историю стран Евразии показывает, что интеграционный потенциал велик, перспективы евразийства в регионе и в мире огромны. Астана уже стала центром притяжения интеграционных инициатив различного характера, являясь городом будущего, городом мира.
В проекте ЕАС заложена идея двухскоростной и многоярусной интеграции, формирования своеобразных «интеграционных центров». Не следует видеть в Евразийском союзе жесткую систему с однозначной цивилизационной и геополитической ориентацией. Казахстан налаживает взаимовыгодные отношения с мусульманским сообществом, участвуя в деятельности Организации экономического сотрудничества, Организации Исламская конференция. И это не является противовесом активному взаимодействию и сотрудничеству в рамках других интеграционных групп на пространстве СНГ: Центрально-Азиатского экономического сообщества, Таможенного союза и т. д.
Очень важно, что Евразийский союз с самого начала своей деятельности не создает препятствий для многовекторной, многополярной внешней политики, вхождения и включения Казахстана в другие региональные объединения, соответствующие приоритетам и целям государственной политики нашей республики. Создание множества таких региональных союзов отвечает реалиям современной сетевой социальной морфологии, характерной для эпохи глобализации. И уже с учетом только этих обстоятельств можно констатировать, что на сегодняшний день евразийской интеграции альтернативы нет.
Перспективы реализации евразийской модели велики и в значительной степени обусловлены темпами экономического развития на постсоветском евразийском пространстве.
В качестве доминанты во внешней политике РК четко обозначена необходимость конкретизации и реализации государственной программы "Путь в Европу", призванной заложить новые основы для всестороннего сотрудничества между Казахстаном и европейскими странами. Очерчены ее опорные пункты: дальнейшее развитие экономического сотрудничества, привлечение эффективных технологий и опыта в управленческую систему. Столь масштабные задачи характеризуют новый уровень международного признания Казахстана. В общеевропейском векторе внешней политики республики заметный вес имеет Восточная Европа, связи с которой устойчивы и традиционны. Помимо геополитического фактора это предопределено и схожестью общественно-политического развития, и социально-экономическим уровнем благосостояния.
5 июня 1992 г. – были установлены дипломатические отношения между Республикой Казахстан и Республикой Болгария. Между Казахстаном и Болгарией установлен конструктивный диалог и поддерживается поступательный уровень двустороннего сотрудничества. Двусторонние отношения характеризуются открытостью и рациональным подходом сторон к вопросам двустороннего сотрудничества. Между сторонами в целом отсутствуют разногласия политического, экономического или иного характера, что создает благоприятные условия для интенсивного развития сотрудничества во многих областях.
Торгово-экономическому сотрудничеству двух стран характерна устойчивость партнерских связей на уровне малого и среднего бизнеса. Ориентированность казахстанской и болгарской экономик на европейские рынки, а также динамика взаимной торговли и делового сотрудничества за последние годы свидетельствует о значительном взаимодополняющем потенциале экономик двух стран. Приоритетными сферами развития сотрудничества можно выделить – энергетическое и транзитно-транспортное направления, химическая, фармацевтическая, легкая и пищевая промышленность, сельское хозяйство, туризм, телекоммуникации и связь. Между Казахстаном и Болгарией устанавливаются стратегические партнерские отношения в области экономики, развития технологий, энергетики, а также судебно-правовой практики.
Одним из основных инструментов продвижения торгово-экономического сотрудничества является работа казахстанско-болгарской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.
Хорошо развито культурно-гуманитарное сотрудничество между двумя странами. В настоящее время в Казахстане проживает более 4,5 тыс. этнических болгар. В Казахстане действует болгарский национальный культурный центр. В Софии было создано общество дружбы казахстанцев «Аруах», объединяющее членов казахской диаспоры, проживающей в Болгарии. В рамках образовательного обмена в Болгарии проходят учебу студенты из Казахстана. В обеих странах регулярно организовываются мероприятия, направленные на взаимную популяризацию культуры, истории и знаний о Казахстане и Болгарии.
Региональная интеграция становится одним из основных трендов развития современного мира. При этом региональные формы объединения стран могут быть устойчивыми в том случае, если они опираются как на закономерности экономического и социального развития ХХI века, так и на мощные цивилизационные факторы. Для постсоветских стран, которые являются евразийскими по своей истории, таким фактором является принадлежность к евразийской цивилизации и евразийскому пространству. И это не только объединяет культурно-исторические традиции евразийских стран и народов, не только означает общность географического пространства, но и предопределяет возможность формирования нового влиятельного геополитического центра современного мира ХХI века.
Евразийский союз с самого начала своей деятельности не создает препятствий для многовекторной, многополярной внешней политики, вхождения и включения Казахстана в другие региональные объединения, соответствующие приоритетам и целям государственной политики нашей республики.
Идея евразийства не отождествляется с какой-либо одной страной, она нацелена на такое единство и целостность, которые бы не подавляли и не ассимилировали уникальность народов, а, напротив, питались их разнообразием. Ведь фундаментальной особенностью современной Евразии является этнокультурное богатство и соединение в одной модели элементов тюркской, исламской, славянской и западноевропейской цивилизаций.
Садыков Тлеген Садыкович
Доктор исторических наук, профессор
Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева
г. Астана, Республика Казахстан