Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Стабильность системы питания сибирских немцев как результат успешной адаптации

29686

Статья посвящена анализу одной из интересных и актуальных тем современной этнографии – этнографии питания.Особое внимание в ней уделенопонятию «адаптация» и ее роли в сохранения устойчивости пищевого комплекса сибирских немцев.Помимо традиционных блюд немецкой кухни, рассматриваются многие блюда, заимствованные  из кухонь славянских и тюркских народов.

Миграционные потоки немецкого населения из различных земель Германии в Россию делали адаптацию значимой как для самих переселенцев, так и для жителей тех территорий, куда оказывались направленными эти потоки. В ситуации, когда часть этноса мигрирует на новую территорию, удаленную от основной зоны его расселения, возникает целый комплекс адаптационных проблем. К их числу относится и адаптация системы питания.

Будучи сформированной из устойчивых признаков сезонных изменений и характерных черт важнейших хозяйственных занятий, система питания подвергается изменениям, следуя за эволюцией социально-экономического уклада, а также в том случае, когда ее носители попадают в новые природно-климатические условия. При изучении системы питания немцев Сибири учитываются не только природно-климатические условия сибирского региона, но и направления миграционных потоков из различных мест промежуточного проживания немцев (Поволжье, Украина, Волынь).

С момента переселения немцев в Сибирь процесс адаптации системы питания к новым условиям шел очень активно. Немцы стремились восстановить свою традиционную систему питания. Недостаток продовольствия подтолкнул переселенцев к активному включению в рацион местных продуктов, используемых аборигенным населением. Кроме того, были усвоены местные приемы обработки и приготовления продуктов. Так, немцы научились готовить щи. Для первых немцев-поселенцев они представляли нечто новое, чего немецкая кухня не знала.

Г.Г. Дингес отмечал: «На первое почти ежедневно подается кушанье, называемое «аши» (т. е. щи, может быть в основе этой формы лежит народная форма ащи), род супа, приготовляемого из кислой капусты» [1, л. 35]. Щи готовили из квашеной капусты, которую запасали в большом количестве. В летнее время, как правило, готовили «зеленые щи» из щавеля, крапивы и ревеня.  Довольно часто их варили из копченого свиного мяса и подавали холодным со сметаной [2, Л. 39-40]. Обязательным в них является наличие кисловатого вкуса, что, по мнению В.А. Липинской, можно считать наследием древнего напитка – мучных щей. [3, с. 23]. «Зеленые щи» с крапивой обязательно готовили на Пасху, в «зеленый в четверг» (Gründonnerstag). Блюдо имело ритуальное значение.

Из мучных изделий были заимствованы куличи и пасхи, однако в отличие от православного русского населения их не принято было освящать (это не относится к немцам-католикам). Как и славяне, к свадьбе пекли каравай, которым родители встречали молодоженов после загса. Некоторые блюда немецкой кухни имели аналоги в русской кухне. Одним из таких универсальных блюд является кребель, который у русского населения именуется хворостом («стружки», «вергуны», «кудри», «розанцы», «пряженцы») [4, с. 143].

 Особенности русской кухни, определяемые совершенно иными хозяйственно-бытовыми условиями, естественно бросались в глаза немецким переселенцам. Они близко познакомились с русской крестьянской кухней, с ее пирогами и блинами, которые являлись общеупотребительной пищей.

Довольно значительное влияние на немецкую кухню оказала тюркская традиция питания. Из кухни тюркских народов вошли в немецкий быт манты, плов, беляши, чак-чак  и т. д. [5, с. 374]. В пище немцев много заимствований из национальной кухни казахов (бесбармак, баурсаки, айран, кумыс). В повседневной и праздничной жизни немецкого населения значительное место занимали такие среднеазиатские блюда, как манты – изделие с мясной начинкой, приготовляемое на пару, и плов.

Большое значение в традиционной немецкой кухне имели мясные и молочные блюда. Сибирь не была исключением. Из мяса домашних животных предпочитали свинину и мясо птицы, употребляли и говядину, крайне редко встречается потребление баранины. Кроме мяса домашних животных, употребляли  «зверину» и «дичину». Большое распространение получила заготовка продуктов впрок. Одной из форм консервирования мяса было приготовление домашних свиных колбас, копчение и засолка мяса говяжьего и свиного.Немцы принесли в Сибирь большое разнообразие хлебных изделий [2, л. 8-13].

Таким образом, основной пищей немецких переселенцев в Сибири служили продукты земледелия и животноводства. Недостаток традиционных продуктов пополнялся за счет местной флоры и фауны.  

Во второй половине XX века система питания продолжала адаптироваться за счет пополнения местными продовольственными ресурсами и кулинарными рецептами сибирских народов, но в тоже время восстанавливалось традиционное питание, основанное на продуктах земледелия и животноводства. 

Проведенное исследование позволяет констатировать, что для системы питания немцев Сибири характерны длительная сохранность традиций и устойчивость национальных форм, базирующихся на пищевых предпочтениях (вкусах), выработанных многими поколениями. В результате успешной адаптации немецкого населения в новых природно-климатических, хозяйственных и этнических условиях Сибири сформировались локальные пищевые комплексы, соответствующие природно-географическим особенностям территорий, образу жизни поселившихся там людей.

Список литературы

1. Государственный исторический архив немцев Поволжья в г. Энгельсе. Объединенный архивный фонд-Р-1821. Оп. 1.  Ед. хр. 18.

2. Архив Музея археологии и этнографии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. Ф. I.

3. Липинская В.А. Адаптивно-адаптационные процессы в народной культуре питания русских // Традиционная пища как выражение этнического самосознания. – М., 2001. – С. 18 – 40.

4. Жигунова М.А. Этнокультурные процессы и контакты у русских Среднего Прииртышья во второй половине XX века. – Омск: Наука, 2004. – 228 с.

5. Бахарева О.Я. Влияние славянского и тюркского населения на немцев-переселенцев (быт, язык, обряды) // Российские немцы. Проблемы истории, языка и современного положения. – М., 1996. – С. 372 – 380.

С.Р. Курманова

ст.преподаватель кафедры археологии и этнологии Евразийского национального университета им.Л.Н.Гумилева


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?