Современная дипломатическая служба
имплицитно впитала в себя многовековые традиции, созданные в
культурно-цивилизационных ареалах: в древнейший период – в Египте, Двуречье,
индо-иранском регионе, Китае; в период средневековья – в Византии, Руси,
халифате, монгольских государствах, мамлюкском Египте и итальянских
городах-государствах; в новое время – в европейских государствах, России,
Казахских ханствах.
Изучение дипломатической службы прошлого позволяет определить основные этапы становления и эволюции институтов дипломатической службы, объяснить в историческом контексте логику вызревания различных ее атрибутов, форм и методов, установить и проследить тенденции формирования и развития национальных и международных норм ее организации и функционирования, в исторической динамике полнее раскрыть причинно-следственные связи между трансформационными процессами в сферах собственно дипломатической службы и международных отношений.
Практика межобщинных отношений в потестарную эпоху прошла в своей эволюции длительный путь, характеризовавшийся постепенным расширением диапазона общения за счет включения в эту сферу вызванных жизнью новых форм: заключение экзогамных брачных уз, взаимное одаривание, обмен продукцией, образование военных союзов, выплата дани в обмен на гарантии от нападений и разбоя. Трансформация межобщинных отношений на протяжении нескольких тысячелетий сопрягалась с формированием церемониала, предусматривавшего регулярное преподнесение противоположной стороне даров и оказание особых знаков внимания персонам в форме организации пиршеств и т.д., приведшего в итоге к формированию института гостеприимства с гарантиями безопасности жизни и имущества тех, кто имел отношение к реализации задач в сфере межобщинных сношений.
Возникновение в глубокой древности элементов дипломатии происходило с одновременной выработкой форм, методов и средств обеспечения ее целей и задач, что положило начало накоплению предпосылок для формирования впоследствии государственной профессиональной дипломатической службы со всеми ее атрибутами.
Первоначально организационные аспекты дипломатии складывались, видоизменялись и совершенствовались в зависимости от интенсивности и характера международных связей, в рамках локальных очагов сгруппированного расселения народов и племен (Ближний Восток, Средиземноморье, Средний Восток, бассейны Инда, Хуанхе и т.д.). Еще в древности в Египте возникает практика заключения международных договоров, в Индии – предпринимались меры по выработке правовой базы международных сношений, в Китае – родилась и стала реализовываться идея заключения договоров о ненападении.
Древние государства дали мировой дипломатии такие впоследствии неотъемлемые ее организационные элементы, как письменная фиксация договоров, посольский обычай, церемониал, иммунитет гонцов, послов и др. При этом, если в каж дом из очагов господствовавшие государства преуспевали в поиске мер обеспечения выполнения навязанных им другими договоренностей, то для подчиненных стран и народов приоритетным было найти способы избежать войны, смягчить пресс даннических отношений, приобрести союзника в противостоянии региональному лидеру.
Наработанные столетиями организационные формы дипломатии, однако, проявляли свою жизнеспособность и эффективность лишь в рамках определенной совокупности внутренних и внешних условий и не гарантировали внешнеполитический успех всегда и при всех обстоятельствах. При резком изменении ситуации могла происходить и утрата государством лидерствующей роли в регионе, несмотря на наличие у него более совершенных на то время форм, методов и средств дипломатической практики. Но часто новый лидер быстро усиливался за счет инкорпорации им сильных и востребованных сторон опыта своего слабого партнера в собственную дипломатическую систему. Именно этим можно объяснить наследование Древней Грецией некоторых традиций стран Передней Азии, Древним Римом – ряда элементов из дипломатического опыта Древней Греции и Ирана, а Византией, в свою очередь, – соответствующих атрибутов древних римлян и персов и т.д. Отдельные же достижения практической дипломатии прошлого при смене геополитической ситуации в регионе, между тем, оказывались надолго выведенными из дипломатического оборота.
Древняя Греция и Рим выработали богатый арсенал форм и методов дипломатической практики. Существенно расширился круг вопросов международных отношений, подлежащих договорно-правовому урегулированию, который включал соглашения о взаимной помощи, союзнических отношениях, предусматривал формулировку об ответственности сторон за развязывание войн, определял условия выплаты контрибуций, разделе сфер влияния, нейтралитете, правилах торговли. Средства, методы и формы дипломатической практики в эллинский и эллинистический периоды позволяют судить об актуализации международных связей. Этому способствовали функции вестников, глашатаев, функционирование института послов и проксенов, трансформация локальных храмовых союзов в религиозно-политические и военные формирования – политические союзы международного масштаба, практика двусторонних и многосторонних соглашений, формирование коллегии фециалов, легатов, оформление «права народов», регулировавших отношения между римлянами и иностранцами, ритуализация протокольных мероприятий и оповещающих оппонента процедур. Прослеживается отчетливо преемственная связь дипломатических методов и средств Греции и Рима.
В период поздней древности и средневековья в условиях разрыва замкнутости региональных очагов цивилизаций, вследствие гуннской, кыпчакской и монгольской «длинных волн» и функционирования Великого Шелкового пути, расширились масштабы деятельности субъектов дипломатической практики, с разной степенью интенсивности протекал между ними явный и латентный взаимообмен формами и средствами работы, в качестве рычага дипломатического воздействия стал широко использоваться религиозный фактор. При установлении контактов между государствами полярных очагов оседло-земледельческой цивилизации – Средиземноморья и Юго-Восточной Азии – изначально стал наличествовать промежуточный кочевой (тюркский) компонент, ускоривший процесс кристаллизации этических норм толерантного отношения к дипломатам и выработку на транзитной территории международных дипломатических языков, каковыми стали иранский (чаще в согдийском варианте), а позднее чагатайский и русский языки.
Дипломатия и дипломатическая служба Византии, основываясь на активных заимствованиях эллинских, эллинистических, сасанидских традициях, создала и свои собственные организационные формы направления миссий, приема посольств, ведения переговоров, заключения договоров, функционирования дворцового церемониала, отвечавшие имперским политическим представлениям греков. Движущими импульсами дипломатической деятельности империи являлись геополитическое положение государства и унаследованный эллинистический фактор политической культуры. В решении внешнеполитических задач Византия придерживалась имперской трактовки столкновения цивилизации и варварства, что предопределило доминантную линию развития дипломатической службы. Среди собственно дипломатических нововведений основными являются централизация и выработка правил посольского дела, формирование правительственных управлений по иностранным делам, определение профессионального статуса дипломатов, распространение практики письменных договоров и посольских конференций среди «варварских» государств, включение христианского фактора в арсенал влияния на славянский мир, введение «табели о рангах» зависимых государств.
Средневековый миропорядок, установленный в Европе под духовным главенством Св. Престола, оказал значительное влияние на дипломатическую практику. В течение многих веков папство, являясь крупной религиозной и политической силой, выработало определенные формы и методы дипломатической практики. Папская дипломатия, направленная на реализацию внешнеполитической стратегии борьбы с мусульманским миром, мамлюкским Египтом, идет на сближение с Золотой Ордой, юаньским Китаем, хулагуидским Ираном. Таким образом, восточный вектор дипломатической деятельности папства в XIII–XIVвв. вовлек монгольские государства в орбиту мировой политики. Поиск новых динамичных союзников привел к увеличению ведущих игроков на международной арене. Многолетние легатские и миссионерские связи, попытки сближения папства и монголов содействовали получению достоверной информации о партнерах, дипломатической практике в монгольских государствах, развитию посольской документации.
Рассмотрение дипломатической службы средневекового Востока в широком историческом контексте свидетельствует о богатых традициях главных игроков международных отношений данного макрорегиона в более ранний период – Тюркского каганата, Сасанидской державы, империи Тан, а позднее – халифата, мамлюкского Египта, юаньского Китая, хулагуидского Ирана. Эволюция средств, методов и форм посольской практики восточных государств детально прорисовывается на фоне экстенсивного приращения территорий, получения доступа к возможно большему объему ресурсов. Новые элементы дипломатической практики вызвала к жизни тюркская эпоха, в частности, заимствованная у персов почтовая служба для послов, гонцов, торговцев, придворный этикет.
Имперская самоидентификация Китая влечет полновластное, но не равноправное внедрение его дипломатической практики в складывающуюся систему взаимоотношений соседствующих государств Центральной Азии и Дальнего Востока. Идущая из Поднебесной традиция обмена послами, функционирование ведомства народных дипломатических языков, каковыми стали иранский (чаще в согдийском варианте), а позднее чагатайский и русский языки.
Дипломатия и дипломатическая служба Византии, основываясь на активных заимствованиях эллинских, эллинистических, сасанидских традициях, создала и свои собственные организационные формы направления миссий, приема посольств, ведения переговоров, заключения договоров, функционирования дворцового церемониала, отвечавшие имперским политическим представлениям греков. Движущими импульсами дипломатической деятельности империи являлись геополитическое положение государства и унаследованный эллинистический фактор политической культуры. В решении внешнеполитических задач Византия придерживалась имперской трактовки столкновения цивилизации и варварства, что предопределило доминантную линию развития дипломатической службы. Среди собственно дипломатических нововведений основными являются централизация и выработка правил посольского дела, формирование правительственных управлений по иностранным делам, определение профессионального статуса дипломатов, распространение практики письменных договоров и посольских конференций среди «варварских» государств, включение христианского фактора в арсенал влияния на славянский мир, введение «табели о рангах» зависимых государств.
Средневековый миропорядок, установленный в Европе под духовным главенством Св. Престола, оказал значительное влияние на дипломатическую практику. В течение многих веков папство, являясь крупной религиозной и политической силой, выработало определенные формы и методы дипломатической практики. Папская дипломатия, направленная на реализацию внешнеполитической стратегии борьбы с мусульманским миром, мамлюкским Египтом, идет на сближение с Золотой Ордой, юаньским Китаем, хулагуидским Ираном. Таким образом, восточный вектор дипломатической деятельности папства в XIII–XIVвв. вовлек монгольские государства в орбиту мировой политики. Поиск новых динамичных союзников привел к увеличению ведущих игроков на международной арене. Многолетние легатские и миссионерские связи, попытки сближения папства и монголов содействовали получению достоверной информации о партнерах, дипломатической практике в монгольских государствах, развитию посольской документации.
Рассмотрение дипломатической службы средневекового Востока в широком историческом контексте свидетельствует о богатых традициях главных игроков международных отношений данного макрорегиона в более ранний период – Тюркского каганата, Сасанидской державы, империи Тан, а позднее – халифата, мамлюкского Египта, юаньского Китая, хулагуидского Ирана. Эволюция средств, методов и форм посольской практики восточных государств детально прорисовывается на фоне экстенсивного приращения территорий, получения доступа к возможно большему объему ресурсов. Новые элементы дипломатической практики вызвала к жизни тюркская эпоха, в частности, заимствованная у персов почтовая служба для послов, гонцов, торговцев, придворный этикет.
Имперская самоидентификация Китая влечет полновластное, но не равноправное внедрение его дипломатической практики в складывающуюся систему взаимоотношений соседствующих государств Центральной Азии и Дальнего Востока. Идущая из Поднебесной традиция обмена послами, функционирование ведомствавнешних сношений, практики путешествующих послов, система табеля о рангах,квалификация дипломатов, некорректное ранжирование иноземных правителей и соответственно посланников, практика даров как символа покорнической дани – таковы особенности китайской дипломатической модели, на которую оказала значительное влияние стратагемная система.
Дипломатическая служба мусульманского Востока внесла новое направление, создав «дуэт» послов из представителя знати и служителя культа и утвердив штат церемонимейстера. По аналогии сасанидского института вазира были созданы функционально значимые специализированные канцелярии – диваны, в том числе диван внешних сношений. Вырабатываются определенные правила, условности и атрибуты международного этикета, адресные «зерцала», наказы этико-моралистического содержания, высокая культура межгосударственного делопроизводства, эстетика каллиграфии и престижный статус писца-чиновника.
Оформление дипломатической документации в халифате, а затем в Египте понимали не как простую формальность, а как вопрос политики, символизирующий достоинство и престиж государства. Дипломатическая служба Египта, переняв опыт и традиции, выработанные на мусульманском Востоке, достигла вершин церемониального изящества и утонченности.
Реконструкция истории российской дипломатической службы в Х–ХIIвв. позволяет выделить «додоговорную» практику локального мира в условиях «военно-полевой» ситуации (клятвы и устные формы соглашений, обмен послами и династические браки), императив византийского политического опыта дипломатических отношений (посольская служба, доминирующая роль церковников, придворный церемониал и этикет, функционирование письменных договоров). Начиная с ХIIIв. дипломатическая практика Руси ориентирована на золотоордынские максимы внешней и внутренней политики (переписка, жалованные грамоты, институт заложничества и побратимства, даннические налоги, военные союзы).
Логику эволюции дипломатических установок и принципов петровской эпохи определяли такие репрезентативные идеи и факты, как переход к европейской модели дипломатической службы, усложнение дипломатических задач, модернизация внешнеполитического ведомства, приоритетная идея западноевропейского церемониала и этикета, заменивших византийский и ордынский стили, интеграция России в европейскую систему и учреждение постоянных дипломатических представительств в ведущих странах.
Дипломатия и дипломатическая практика Казахского государства прошла через ряд этапов в рамках которой решались следующие задачи: обеспечение легитимности власти казахских правителей на территории Дешт-и-Кыпчака, собирания земель созданного ими государства, защита территории от внешнего посягательства. Наряду с этим вырабатывались и использовались различные формы и методы и средства, исходя из обстановки и решаемых внешнеполитических задач, которые включали заключение междинастийных браков, поиск и нахождение союзников, предоставление аманатов.
Развитие новых институтов дипломатической службы обусловлено политической трансформацией итальянских государств в середине ХVв. Итальянская модель посольской службы заложила традиции профессиональной дипломатической практики в Европе. Учреждение постоянных дипломатических миссий привело к достижению большей оперативности в решении внешнеполитических задач, действенности в сборе и отправлении информации, адаптации дипломатов к традициям, менталитету страны пребывания. Характерной особенностью дипломатической практики являются учреждение профессионально организованной системы дипломатических представительств на постоянной основе, ее центральных и местных учреждений, обслуживавших внешнюю политику государств, акцентный статус посла-резидента, регулярная система информации о стране пребывания, централизация дипломатической службы как эталона искусства межгосударственных отношений, реактуализация традиции тайнописи.
В позднее средневековье особенно, в условиях открытия и освоения морских путей из Европы в Юго-Восточную Азию, наблюдался бурный рост дипломатической активности европейских государств, выразившийся в усилении соперничества за конечные и промежуточные пункты доставки торговой продукции и за господство на основных морских путях. Эти обстоятельства, налагаясь на стремления Испании, Франции, Англии, Швеции и других стран к территориальным приращениям и региональному лидерству, породили спрос на усиление в дипломатии черт прагматического стиля. Унаследованные от Византии прагматические черты нашли теперь усовершенствованное воплощение во внешней политике многих европейских государств. Нормой стали хитрость, обман, коварство, силовое давление на слабого партнера. Утверждение такого подхода подпитывалось распространением политических идей Н. Макиавелли, оправдывавшего использование во внешней политике любых методов и приемов.
Такая ситуация не могла не породить противодействия. Дипломаты ряда государств, особенно укрепившихся за счет морской торговли, стали искать способы уравновешивания интересов. Боясь чрезмерного возвышения друг друга даже абсолютистские Франция и Англия вынуждены были включиться в этот процесс. Обеспечение равновесия, однако, было немыслимо без своевременной и точной информации о намерениях партнеров, без быстрого реагирования на изменение ситуации в странах или регионе, без гибких коалиций и союзов. Такие задачи были по плечу лишь по-новому организованной системе деятельности дипломатического персонала. По образцу итальянских городов-государств, где с середины XVвека были учреждены должности резидентов-послов для постоянного пребывания в других странах, повсеместно начала формироваться профессионально организованная система стационарных представительств, управляемых из столиц европейских государств. Именно их усилия сделали возможным Вестфальский мир (1648 г.), выработавший акт долговременного действия о границах европейских государств. Этим событием было положено начало ассоциированным формам дипломатического действия – европейским конгрессам.
В новое время произошли качественные трансформации в системе регулирования межгосударственных связей. Крупнейшие европейские государства стали оформлять институты дипломатической службы, обслуживающие внешнюю политику. Вместе с тем, развитие дипломатической службы происходит в русле политических противоречий по вопросам о протокольном старшинстве, месте коронованных особ в церемониальном плане и о порядке подписания многосторонних договоров.
Появляются значимые работы, посвященные институтам дипломатической службы, переговорному процессу, объему иммунитетов и привилегий дипломатов, правовым импликациям. Наступление нового времени характеризовалось ростом мобильности и наступательности европейской дипломатической службы. Значительный вклад в ее совершенствование принадлежал французской школе, которая со времен Ф. Кальера принимала все более светские и моральные формы и главное внимание уделяла технике и технологии переговорного процесса, преобразуя дипломатию из ремесла в искусство. Французский язык становится языком переговоров и международных актов. Голландская дипломатическая служба привнесла в международную практику различные комбинации межгосударственных коалиций, что в немалой степени было вызвано опасениями по поводу нараставшей французской агрессии. В диапазоне деятельности европейских дипломатических служб усиливалось значение колониального вектора, напомнили о себе и заставили считаться российский и османский факторы. Дипломатическая служба Европы испытала на себе влияние также наполеоновской системы государственного управления, выразившейся в усилении административных начал – требовательности к отбору лиц на дипломатическую службу, дисциплинированности и ответственности дипломатических служащих, оптимальности структур центральных и зарубежных органов внешнеполитических ведомств.
XIX век сразу же привнес в международную жизнь борьбу Франции и Англии за европейскую и мировую гегемонию. Близкие к реализации планы Наполеона были сорваны усилиями группы стран при ведущей роли Англии и России. Венский конгресс 1815 года не только подвел итоги совместной борьбы союзников против Наполеона и установил послевоенный миропорядок в интересах крупнейших европейских держав, но и выявил острую необходимость более четкой регламентации сотрудничества дипломатических служб стран для обеспечения достигнутых договоренностей. В этих целях конгресс принял «Положение относительно дипломатических агентов», вошедший в употребление под названием Венского регламента. Положения этого документа на долгие десятилетия вошли в практику деятельности дипломатических служб в качестве норм международного права и знаменовали собой наступление качественно нового этапа мировой дипломатии.
Д.М. Мажиденова
Источник: «Мемлекет
тарихы» ғылыми журнал/«История государства» научный журнал № 1, 2010, с. 50-56