Макипов А.С.
Национальный университет обороны МО РК, г. Щучинск
История становления и развития подсистемы военной подготовки граждан республики по программе офицеров запаса, также как и система подготовки граждан к воинской службе зависят от процессов, происходящих в государстве, совокупности внешних и внутренних факторов, прежде всего экономических, политических, социальных и ряда др.Анализ изученного большого круга источников в контексте исследуемого проблемного вопроса позволяет утверждать, что истоки организации военной подготовки как неотъемлемой части вузовского учебного процесса в советский период истории начала рассматриваться в середине 20-х годов ХХ века.В анализируемом периоде «по всей стране в 131 вузе и техникуме было введено дополнительное военное образование студентов и образованы военные кабинеты. По согласованию с Наркоматом по военным и морским делам в учебные планы вузов и техникумов вводилась теоретическая подготовка студентов, которая была рассчитана на 180 учебных часов для изучения теории военного дела» [1, с. 58]. Теоретическую часть программ обучения включала изучение общевоенных дисциплин, а также ряд предметов в зависимости от профиля подготовки вуза. В 30-е годы ХХ века военная подготовка заняла прочное место в общевузовских программах. Вводились новые военные дисциплины, менялась организационная структура военного отдела, которая по функциональному предназначению существенно отличалась от современного понятия «военная кафедра».Следует отметить, что «высшая военная допризывная учеба имела целью подготовить студентов для замещения должностей начальствующего состава всех родов войск и специальностей» [2, с. 63]. С принятием Закона «Об обязательной военной службе» от 13 августа 1930 г. в советском государстве были созданы благоприятные объективные условия для решения проблем подготовки резерва РККА.В статье 160 принятого Закона, указывалось, что: «Трудящиеся, обучающиеся в высших учебных заведениях и техникумах, проходят высшую вневойсковую подготовку. Эта подготовка является действительной военной службой и заменяет для них срочную службу в кадрах. В соответствие с постановлением ЦИК и СНК СССР от 29 августа 1930 г. структура программы высшей вневойсковой подготовки студентов предусматривала теоретический курс, рассчитанный в зависимости от профиля подготовки на 430-580 часов, и 3-4 –месячные лагерные сборы, которые проводились на базе воинских частей и учебных центров» [1, с. 63-64]. С изменением законодательной базы были переработаны программы, которые соответствовали программам обучения среднего командного состава. В преддверии Второй мировой войны в рассматриваемом вопросе был осуществлен переход «…от высшей вневойсковой подготовки к первичному военному обучению студентов в вузах и техникумах по программе одиночного бойца с целью подготовки студентов к действительной военной службе после окончания вуза» [1, с. 73]. В дальнейшем в военные и послевоенные годы рассматриваемая подсистема подготовки по программам офицеров запаса прошла сложный исторический путь, являющийся темой отдельных научных исследований и поисков.На рубеже 50-60-х годов в связи возникшей ядерной угрозой мировому сообществу, на военных кафедрах вузов советского государства были созданы циклы гражданской обороны.Российский исследователь К.А.Дубаренко, проанализировал планы и программы учебного процесса военных кафедр, действовавшие на историческом отрезке до середины 60-х годов пришел к мнению, что они «…в основном были рассчитаны на выдачу студентам максимально возможного объема информации. К сожалению, умение применять полученные знания на практике отходило на второй план» [2, с. 93]. Со второй половины 60-х годов ХХ века наметившиеся тенденции по качественному улучшению военной подготовки студентов, будущих офицеров запаса были связаны с принятием ряда руководящих документов.21 мая 1964 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли совместное постановление «О сроках подготовки и улучшения использования специалистов с высшим и средним специальным образованием». Во исполнения этого постановления 23 июня 1964 г. был издан приказ министра высшего и среднего специального образования СССР № 119. В нем ставилась задача обеспечения совершенствования учебного процесса в целях подготовки специалистов в более короткие сроки, не снижая при этом качества образования [2, с. 93]. Следует отметить, немаловажный в современных условиях момент, по мнению исследователей: «Обучение офицеров в военных вузах обходится в 10 раз дороже, чем в гражданских. По критерию реализуемости подготовка офицеров запаса базировалась на многолетнем, начиная с 1926 г., опыте подготовки офицеров в гражданских вузах» [3, с. 96]. Очередной толчок развитию военного обучения в гражданских вузах дал Закон СССР 1967 г. «О всеобщей воинской обязанности». В соответствии с Законом для прохождения военной службы на офицерских должностях ежегодно призывались многие выпускники гражданских вузов, прошедшие обучение на военных кафедрах по программе подготовки офицеров запаса. Это обстоятельство послужило мощным импульсом развития военных кафедр, изменило их роль в системе высшего профессионального образования и подготовки офицерских кадров. Это были годы бурного роста престижа военных кафедр. В приказе командующего войсками Среднеазиатского военного округа № 073 от 18 декабря 1969 г. «Об итогах вневойсковой подготовки округа за 1969 учебный год» отмечается следующее.В лучшую сторону по организации учебного процесса, совершенствованию учебно-материальной базы, военно-патриотическому воспитанию студентов выделяются военные кафедры Казахского сельскохозяйственного института, Джамбульского гидромелиоративно-строительного института, Карагандинского политехнического,Целиноградского инженерно-строительного и Актюбинского медицинского институтов.Вместе с тем, в подготовке резервов для ВС СССР имеют место существенные недостатки. На военных кафедрах гражданских ВУЗов мало уделяется внимания изучению со студентами общевойсковых уставов, привитию практических навыков по специальности при работе с техникой и оружие, повышению их полевой выучке. Учебно-материальная база совершенствуется медленно [4, л. 5]. В приказной части указывалось устранить имеющиеся недостатки, ставились конкретные задачи и сроки их исполнения.Начальникам родов войск и служб округа до 1 марта 1970 г. дообеспечить военные кафедры гражданских ВУЗов учебным имуществом, технической литературой в соответствии с нормами снабжения заявки на недостающее имущество, вооружение и технику предоставить в соответствующие управления (отделы) до 10 января 1970 г. [4, л. 5]. В приказе командующего САВО за успехи в подготовке военных кадров объявлена благодарность начальникам военных кафедр институтов: Джамбульского гидромелиоративно - строительного, Казахского сельскохозяйственного, Карагандинского политехнического.В следующем документе, директиве № 10/043 от 20.02.1971 г. Военным советом САВО подведены итоги 1970 учебного года и констатируются факт того, что штабы соединений и частей дислоцируемые на территории республики, военные кафедры гражданских ВУЗов, военные комиссариаты несколько улучшили качество военного обучения студентов. Многие офицеры прошедшие военную подготовку на военных кафедрах гражданских ВУЗов, добросовестно выполняют свой служебный долг в вооруженных силах, имеют хорошие теоретические знания и практические навыки по обучению и воспитанию своих подчиненных. По КазССР лучшие показатели в подготовке резервов для армии имеют военные кафедры Карагандинского политехнического института, военные комиссариаты Кокчетавской, Восточно-Казахстанской областей.Вместе с тем наряду с положительными моментами в подготовке резервов для вооруженных сил имелись существенные недостатки.Учебные сборы студентов гражданских ВУЗов, проходившие при 68 (Сары-Озек), 20 мсд и 25 отдельном дорожно-комендатском батальоне не были в полной мере обеспечены необходимым вооружением, имуществом, боевой, дорожной техникой и автотранспортом. В ряде случаев не качественно осуществлялся подбор офицеров и порой не полностью назначались командно-должностные лица сборов (68, 201 мсд). Командиры студенческих подразделений в ходе боевой подготовки менялись. Внимания полевой, строевой выучке студентов, изучению уставов ВС СССР и их практическому выполнению на учебных сборах уделялось мало. На учебных сборах при 191 мсп 201 мсд недостаточно было налажено обеспечение газетами и прослушивание радиопередач. Мероприятия по подготовке студентов к принятию военной присяги было подготовлено несвоевременно [4, л. 17]. Период 1980-х гг. – это период функционирования военно-учебных заведений в условиях общественно-политической системы СССР. Состояние вооруженных сил вполне отражало военно-экономическое состояние страны. Системный кризис, переживаемый в СССР в 1980-е гг., нашел свое отражение и в состоянии системы подготовки офицерских кадров для вооруженных сил.Обучение офицеров запаса в 1980-е гг. проводилось, а соответствии с Инструкцией по руководству обучением граждан по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах, утвержденной в 1985 г. [3, с. 41].Исследователь К.А.Дубаренко утверждает, что: «С 1983 г. военные кафедры перешли на преподавание по новым программам, которые предусматривали отличные от прежних программ и содержание дисциплин» [2,с. 93]. Положение о военной подготовке студентов (курсантов) высших и учащихся (курсантов) средних специальных учебных заведений по программе офицеров запаса 1 марта 1983 г. № 94-18 было утверждено постановлением ЦК КПСС и Совета Министров от 12 января 1983 г. № 45-19.Военная подготовка студентов (курсантов) высших и учащихся (курсантов) средних специальных учебных заведений по программе офицеров запаса проводится с целью подготовить для Вооруженных Сил СССР офицеров запаса. На военную подготовку студентов в учебном заведении отводится:а) по военным специальностям командного и политического профилей –450 часов;б) по военным специальностям инженерного профиля – 400 часов; по военным специальностям юридического профиля – 400 часов [5, с. 3, 14]. В приложении рассматриваемого документа определен перечень высших и средних специальных учебных заведений, студенты, курсанты и учащиеся которых подлежат привлечению к военной подготовке по программе офицеров запаса. Высшие учебные заведения, университеты: Казахский государственный университет имени С.М.Кирова. Политехнические институты: Казахский политехнический институт имени В.И.Ленина; Карагандинский политехнический институт. Индустриальные институты. Павлодарский индустриальный институт. Заводы-втузы. Завод-втуз при Карагандинскомметаллургическом комбинате, г.Темиртау. Химико-технологические институты. Казахский химико-технологический институт. г.Чимкент. Инженерно-строительные институты. Усть-Каменогорский строительно-дорожный институт. Целиноградский инженерно-строительный институт. Медицинские институты. Актюбинский, Алма-Атинский, Карагандинский, Семипалатинский. Карагандинский педагогический институт физического воспитания [5, л. 3, 14]. Приведем по Каз ССР в анализируемом периоде некоторые количественные показатели.В 23 ВУЗах военную подготовку студентов проводят 769 военных преподавателей, имеющих высшую военную подготовку и практический опыт военной службы. 684 из них являются членами и кандидатами в члены КПСС, 68 имеют военные ученые степени. Подготовкой на военных кафедрах ежегодно охватывается свыше 37000 студентов. Выпуск офицеров запаса в среднем составляет 8500 чел., обладающих необходимыми военными знаниями и морально-политической подготовкой для выполнения воинского долга на офицерских должностях в ВС СССР [5, л. 79]. По состоянию учебно-материальной базы, оснащенности, организации учебного процесса и другими показателями «военная кафедра Казахского Политехнического института им. В.И.Ленина (ректор А.Ашимов, начальниквоенной кафедры полковник А.Г.Сивицкий ), в течении шести лет является победителем соц. соревнования и награждается переходящим Красным знаменем Военного Совета КСАВО» [5, л. 80].Проведенный анализ архивных документов свидетельствует, что при проведении учебно-воспитательного процесса на военных кафедрах республики в анализируемый период отмечается следующие недостатки.Для отработки навыков действия в полевых условиях с оружием и военной техникой, организации и руководства боем на местности большинство военных кафедр не имеют учебных полигонов с огневыми, химическими и инженерными городками. В ряде учебных заведений отсутствуют стрелковые тиры. В Алма-Атинском, Актюбинском, Карагандинском и Целиноградском медицинских институтах не установлено единого дня для проведения занятий по военной подготовке и командирских занятий с офицерским составом военных кафедр. Военно-полевая терапия медицинских институтов не выделена в отдельный учебный курс. В Минздраве КазССР до настоящего времени не введена должность старшего инспектора военной подготовки Вместе с тем проводится определенная работа по выполнению постановления ЦК от 1 марта 1983 г., от 12 января 1983 г., в том числе и по вопросам совершенствования учебно-материальной базы военных кафедр вузов.На реконструкцию и создание новых объектов УМБ с учетом подготовки студентов по вновь введенным военно-учетным специальностям освоено более 218 тыс. рублей строительно-монтажных работ. Завершены работы по дооборудованию и совершенствованию УМБ Западно-Казахстанского сельскохозяйственного института г. Уральска. Построен новый учебный корпус с гаражом на пять единиц колесных машин для военной кафедры Карагандинского медицинского института. Созданы и оборудованы три новых учебных класса, отремонтирован строевой плац, завершается строительство нового гаража военной кафедры Карагандинского медицинского института [5, л. 34]. Обучение студентов дневного отделения в высших учебных заведениях Министерства образования по программам подготовки офицеров запаса осуществлялось в 1980-х гг. в 70 вузах, к моменту распада СССР в 1991 г. – в 497 вузах. Каждый из вузов готовил специалистов по одной-двум военно-учетным специальностям, непосредственно связанным с профилем военно-учебного заведения. Всего же в гражданских вузах готовились специалисты по 240 военно-учетным специальностям, при этом по 181 специальности одновременно готовились специалисты в военно-учебных заведениях. Только в 1985 г. из вузов нашей страны было выпущено примерно 170 тыс. офицеров запас. Военные кафедры гражданских вузов наряду с военными вузами являлись крупнейшей кузницей офицерских кадров для вооруженных сил страны [3, с. 41].Проведенный анализ структуры подготовки военных кадров показывает, что в 1980-е гг. характеризуется для военного образования стабильностью проводимого учебного процесса на военных кафедрах гражданских вузов. Вместе с тем, появление первых признаков приближающегося кризиса в социально-экономическом положении всего государства не могло не отразиться и на системе военного образования.Таким образом, рассмотренный исторический опыт советского периода истории подготовки граждан по программе офицеров запаса, свидетельствует, что выпускники гражданских вузов в войсках, успешно справлялись с выполнением служебных обязанностей. К числу сильных сторон их профессиональной подготовки относились более основательные, чем у выпускников высших военных учебных заведений, общая теоретическая подготовка, творческая самостоятельность и инициатива.
Литература:
1. Бабаскин О.П. Реализация государственной политики в сфере начальной военной подготовки молодежи в учебных заведения Курского региона: дис. к.и.н. – Курск, 2011.
2. Дубаренко К.А. Военная подготовка в вузах Ленинграда-Санкт Петербурга в 20-е – 90-е гг.: Историографический аспект. дис. к.и.н. – СПб., 2000.
3. Кот А.М. Подготовка военных кадров в Уральском военном округе в 1980-1990-е годы: дис. к.и.н. Екатеринбург. 2011.
4. Северо-Казахстанский Государственный архив (СК ГА) фонд 2108, опись 2, дело 168, лист 5.
5. Архив Президента Республики Казахстан (АП РК) фонд 708, опись 127, дело 562, лист 3.
Источник: Материалы международной научно-практической конференции «ВАЛИХАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 17» 24-26 апреля 2013 года, стр. 256-261