Исследование темы
интеллектуальной элиты Казахстана представляется нам актуальным потому, что
перед нашей страной стоит задача модернизации общества, в первую очередь
модернизации институтов, ценностей, культуры. На решение этой задачи с учетом
опыта восточно-азиатских стран и по подсчетам российских ученых, понадобится
минимум тридцать-сорок лет. Следовательно, нужна элита, обладающая некоторыми
качествами, способная поддержать платформу в отношении основных национальных
ценностей и целей.
30-е годы X X столетия нанесли Казахстану урон, равно как и всему Советскому Союзу, массовой чисткой среди интеллигенции, управленческой элиты страны, военных. Удары по элите в сталинские времена наносились последовательно, планомерно и жестоко. В Казахстане элитная прослойка была уничтожена практически полностью. Сначала под репрессии попали лидеры партии «Алаш-орда» - вся казахская интеллигенция, получившая образование до революции и имевшая опыт административного управления: Ахмед Байтурсунов, Алихан Букейханов, Халел Досмухамедов, Мухамеджан Тынышпаев. Затем настала очередь первых казахских коммунистов: Санджар Асфендияров, Турар Рыскулов и другие. Мустафа Чокаев успел эмигрировать, став впоследствии одним из организаторов Туркестанского легиона в Германии. Выжил Мухтар Ауэзов, который проходил в 1932 году по одному делу с Тынышпаевым, Досмухамедовым и другими. Среди старшего и среднего поколения казахской элиты уцелели единицы. В такой ситуации ни о каком воспроизводстве элит не могло быть речи. Механизм воспроизводства был сломан надежно, а взамен сформирован новый.
Кадры для пополнения политической и интеллектуальной элиты Казахстана, так же как и везде в СССР, рекрутировались в основном из социальных слоев рабочих и крестьян. Подбор кадров происходил непрерывно - выполнялось одно из главных условий советской кадровой системы: отсутствие преемственности в процессе формирования элит.
Особенно это касалось политической элиты. Каждый следующий ее слой формировался практически заново. В то же время дети представителей прежней политической элиты имели шанс перейти в элиту интеллектуальную. Однако значение интеллектуальной элиты для интересов системы в целом было минимальным. Она представлялась как бесполезный придаток, что особенно характерно для союзных республик.
После распада Советского Союза вопрос естественного воспроизводства элиты стал первоочередной задачей для новых государств с еще не устоявшейся политической и социальной структурой организации общества. Это даже более важно, чем просто иметь богатые природные ресурсы. Поэтому очень четко надо представлять, как происходил процесс формирования элит в странах, которые прошли в своем развитии похожий путь. В первую очередь нам интересен пример Индии и Пакистана, которые приобрели статус «новых независимых государств» в1947 году.
Для государственного строительства в этих странах огромное значение имели политическая и интеллектуальная элиты, сформированные в годы колониального британского управления. Неру, Ганди, Али Джинна, Чандра Босс явились частью новой индийской элиты, тесно связанной с процессами модернизации, которые проводила в Британской Индии английская администрация. Они являлись выходцами из обеспеченных слоев общества. Однако важно другое, они стояли над традиционной элитой индийских и мусульманских обществ.
Практичные британцы стремились создать местную элиту «индийскую по цвету кожи и британскую по существу». Фактически они воссоздавали британскую модель организации на индийской почве. Поэтому важной частью колониального управления являлось создание аппарата управления, системы образования, вооруженных сил. Среди первых шагов, предпринятых колониальной администрацией - создание системы индийских университетов, где готовились местные кадры. Даже на территориях, населенных кочевыми пуштунами, сразу после их присоединения был создан Пешаварский университет. Соответственно, когда британцы ушли, созданная ими система организации общества осталась. И те княжества, которые пользовались формальной самостоятельностью во главе с местными династиями, оказались поглощенными государственной машиной новых независимых государств Индии и Пакистана. И жизнеспособность данных государств во многом опирается на унаследованную от британцев политическую систему, включающую и механизм воспроизводства элит. Семья Ганди-Неру — тому подтверждение.
Слой образованных по-европейски людей, алашордынцев и первых коммунистов, которые могли сыграть для Казахстана аналогичную роль, был полностью уничтожен. Тем самым прервалось переходное звено между традиционной элитой казахского общества и европейски образованной ее частью. Тем не менее, мы все же имеем достаточно развитую интеллектуальную элиту.
Интеллектуальная элита имеет разнородный состав:
Первая группа - интеллектуалы, которые осмысливают и объясняют социальные, политические, экономические проблемы, события и процессы, происходящие в обществе. В эту группу входят ученые, журналисты, политики и другие профессионалы. Они озабочены судьбой нашего государства. И в целом именно они оказывают влияние через различные средства массовой информации на широкую публику, на массовое сознание, участвуя в принятии политических или других решений, или имея соответствующий статус.
Вторую группу составляют ученые, которые своими исследованиями и разработками способствуют научно-техническому прогрессу страны, поддержанию мирового престижа Казахстана, особенно в области инновационных технологий. Они вносят реальный вклад в развитие промышленности и экономики страны.
В третью группу входят профессионалы с высоким уровнем компетентности, опытом и практическим мышлением, способностью к принятию решений в условиях неопределенности, быстрых изменений. Это -инженеры, управленцы разного уровня и профиля, гражданского, военного масштаба, предприятия, города. И именно от их интеллектуального уровня зависит успех разного рода инициатив в локальных сферах и на отдельных участках социальной экономической жизни нашей страны.
К четвертой группе относятся деятели системы образования, педагоги, которые сами составляют интеллектуальный потенциал страны и выращивают интеллектуальный потенциал следующего поколения. Своей деятельностью они не только передают соответствующие знания, но и ищут отвечающие современным требованиям способы мышления. Следовательно, в зависимости от способа организации системы образования будет обеспечен тот или иной уровень будущего интеллектуального потенциала общества.
Каковы же проблемы либеральной интеллектуальной элиты, что нужно сделать для ее укрепления?
Прежде всего, главная проблема, это низкий материальный уровень, принуждающий демократическую элиту работать в нескольких местах или вовсе уходить в бизнес, что ведет к ее депрофессионализации, к вымыванию и деградации мыслящей сознательной части общества и, тем самым - к откату назад всего общества. Как сказал один мыслитель, не нужно идти войной на народ, чтобы уничтожать его, - достаточно лишь уничтожить интеллигенцию.
Наиболее актуальной и подходящей для стран Центральной Азии, и, Казахстана в том числе, является помощь западных благотворительных фондов, отдающих приоритет научным гуманитарным проектам большой общественной значимости. Если эти фонды придут сюда, это позволит элите сконцентрироваться на своем основном деле, соединить науку с публичной (гражданской) политикой, с общественно важными проблемами демократизации, прав человека и т.д.
Возможно создание сети специализированных независимых аналитических информационных структур. На Западе уже с середины 30-х годов существуют так называемые «мозговые центры».
С распадом единого информационно-культурного пространства произошла не только изоляция республик, но и их провинциализация. Особенно важно восстановление связей с российской интеллектуальной элитой, и создание единого интеллектуального культурного пространства на базе общечеловеческих ценностей. Дело в том, что она более продвинута в деле адаптации и интеграции с евроамериканской культурой, демократизации российского общества, развития гражданского сектора, институтов самоуправления и выборности местных и федеративных властей.
Необходима разработка программы компьютеризации наиболее общественно продвинутых, граждански зрелых представителей духовной интеллектуальной элиты.
Создание возможностей эффективного влияния этой духовной меритократической элиты на формирование общественного мнения и сознания.
Но как бы ни была сильна мыслящая передовая элита, все же, сама по себе она бессильна реформировать общество без поддержки представителей второго и третьего секторов, без прагматичного партнерства с представителями государства как доминирующей и основной организующей силы реформ в нашем традиционно-патерналистском обществе. Причем, в условиях дефицита «мозгов», большая часть интеллектуальной элиты ушла в 1-й и особенно во 2-й бизнес - сектора, так что база для партнерства у нее есть.
Таким образом, интеллектуальной элите отведена одна из ведущих ролей в политической модернизации общества, но в союзе с политической и экономической элитой Казахстана.
Л.К. Бекеева