Изучение вопроса роли и значения религии в молодежной среде не
потеряла своей актуальности, а в последнее время приобрела особое значение в
свете угроз безопасности со стороны экстремистских организаций и деструктивных
течений, как в мире в целом, так и в стране.
В статье анализируются данные трех социологических исследований, проведенных в Казахстане в 2003, 2007 и 2009 гг. Первое исследование, было проведено в 2003 г. и охватило 1500 человек, второе исследование (2007 г.) – участвовало 1550 человек; третье исследование проведено в 2009 г. и охватило 1203 человек.
Эти исследования позволят сравнить соотношения и обозначить динамику религиозности современной казахстанской молодежи, в особенности его отношения к религии. Сравнение результатов проведенных исследований позволяет выделить несколько особенностей:
1. Активный рост религиозности казахстанской молодежи. Рассмотрение данной особенности позволяет выделить следующие тенденции:
В 2003 г. доля респондентов назвавших себя религиозными людьми составило 38,7%. По результатам 2007 г. верующими себя назвали 77,3% опрошенных. В 2009 г. религиозными себя назвали 83,3% молодых казахстанцев. В целом, исследования демонстрируют активную динамику роста процента религиозности в молодежной среде. Кроме того, сравнение результатов опросов позволяет констатировать динамику снижения количества неопределившихся в вере и атеистов. В 2009 г. доля сомневающихся и неопределившихся в вере составляла 7,3%. (по сравнению с 2003 г. количество атеистов составляло 15%) [1;2;3].
Диаграмма 1. Вы считаете себя (2009 г.)
В-вторых, в этническом разрезе наиболее активными верующими по-прежнему остаются узбеки (в 2007 г. - 32,2%, в 2009 г. - 38%), казахи (в 2007 г. – 11,8%, в 2009 г. - 28%), и т.д.
Диаграмма 2. Доля респондентов, считающих себя сильно религиозными, в зависимости от национальности (N=1300)
В-третьих, религиозная идентификация молодежи в сравнительном разрезе исследований по-прежнему проявляет динамику роста. Это процесс проявляется в том что, молодые отожествляют себя верующими, однако не участвуют в религиозной жизни [4].
Диаграмма 3
Диаграмма 4.
Согласно результатам социологических исследований в 2003 г. процент респондентов регулярно посещающих молельные дома составил 9,8%, а в 2007 г. 34,1% опрошенных посещают религиозные учреждения только несколько раз в год, а 20,9% - реже, чем один раз в год [2; 3]. Важную роль в жизни религиозного человека играет знание молитв и их регулярное или систематическое использование. Однако как по итогам исследования 2007 г. выяснилось, что всего от 3% до 17% молодежи подтвердили свое знание текста молитв (, по сравнению с 2003 г. - 14%). И именно эти 3% подтверждают, что совершают молитву. От 36% до 85% молодежи отмечает, что не знает тексты молитв и 61 % отмечает, что вообще не молится [4].
2. Наличие поверхностного интереса молодежи к религии. Это предположение подтверждается ответами респондентов на вопрос о том, как вы часто затрагиваете тему религии в разговорах и в общении со своими знакомыми и родственниками, когда большинство респондентов (в 2007 г. 70%, в 2009 г. 65%) редко затрагивают тему религии в общении со своими знакомыми и родственниками.
Диаграмма 5.
3. Большинство молодежи являются приверженцами традиционных конфессий. Несмотря на участившиеся случаи перехода молодых казахстанцев из одной конфессии в другую, а также признания некорректности выведения религиозной идентичности из этнической, результаты социологических опросов (по результатам 2007 и 2009 г.) показывает то, что большинство молодого населения являются приверженцами традиционных конфессий Казахстана в лице ислама и православия [4; 5].
Диаграмма 6.
4. Положительное отношение молодежи. Среди молодых людей превалирует мнение одобрение позитивной роли религии в обществе (сравнение опросов 2007 и 2009 гг).
Диаграмма 7.
Диаграмма 8. Мнение молодежи о приемлемой для Казахстана религиозной ситуации
Как видно из диаграммы 8, 9,0% респондентов считают, что все без исключения религии, как традиционные, так и новые должны иметь равные права и развиваться на территории Казахстана абсолютно свободно; 29,4% - все религии, и традиционные, и новые должны иметь равные права, но государство должно пресекать религиозные учения, пропагандирующие насилие, религиозную нетерпимость; 32,5% - в Казахстане должны преобладать традиционные религии – ислам и христианство, нетрадиционные религии не должны распространяться; Казахстан должен стать страной, в которой будет преобладать только одна религия – 20,0% (из них указали ислам – 96,7%; христианство – 3,3%); затруднились ответить – 8,4%; безразличие высказали 0,5%; мнение, что религия человеку не нужна – 0,3% [3].
В целом сравнение результатов социологических исследований показали следующую картину:
Во-первых, динамику роста религиозной идентификации среди молодого поколения.
Во-вторых, большинство молодых являются приверженцами ислама и православия. Об этом свидетельствует итоги переписи 2009 г., в ходе которой респондентам задавался вопрос об отношении к религии. Результаты переписи показали, что подавляющее большинство жителей Казахстана отнесло себя к той или иной религии (около 97 % населения, 70,2% к исламу, 26,2% к христианству), лишь 3 % опрашиваемых заявили о том, что являются неверующими, либо отказались дать ответ на задаваемый вопрос [6].
В-третьих, религиозность молодых носит диффузный, поверхностный характер, для которого характерно внутренняя направленность веры, не нуждающаяся в исполнении и знании религиозных обрядов и достаточно низкий уровень участия в религиозной жизнедеятельности. Кроме того, результаты исследований подтверждают преобладание подхода, при котором отнесение себя к той или иной конфессии определяется национально-культурной традицией (казах – значит мусульманин, русский – значит православный). По данным опроса 2007 г. 58,5% молодых указали, что исповедуют религию с рождения. Эта особенность была отмечена еще в 2000 г. и имеет тенденцию сохраняться по настоящее время.
Стоить отметить что поверхностный интерес молодого населения к религии может привести к слабой религиозной информированности, что повышает возможность распространения среди них вероучения новых религиозных движений и деструктивных течений, имеющих молодежную направленность и которая является для них социальной базой и резервом для роста.
В-четвертых, молодые люди позитивно оценивают роль религии в обществе, отмечая необходимость усиления ее влияния.
С.А. Билялов
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:
1. Курганская В.Д., Дунаев В.Ю., Косиченко А.Г., Подопригора Р.А., Садовская Е.Ю., Чупрынина И.Ю. Научно-исследовательский отчет «Влияние религиозных организаций на молодежь в Казахстане». – Алматы: Центр гуманитарных исследований, 2003. – 158 с.
2. Телебаев Г.Т. Особенности религиозной идентификации современной казахстанской молодежи // Проблемы религиозной идентификации в контексте национальной безопасности: Материалы международной конференции, посвященной 75-летию КазНУ имени аль-Фараби. – Алматы: Қазақ университеті, 2008.
3. Нурмамбетова Ж.Н., Толгамбаева Д.Т., Камарова Р.И., Сандыбаева У.М., Сайлаубеккызы А., Шаповал Ю.В. Научно-исследовательский отчет «Молодежь и нетрадиционные конфессии в Казахстане». – Астана: 2009.
4. Отчет о результатах социологического исследования «Уровень религиозной толерантности среди казахстанской молодежи (город и село)». – Астана: Международный центр культур и религий, 2009.
5. Муканова Н.А., Карабаева М.С. Практическое пособие по вопросам религиозности молодежи. КДР. – Астана: ТОО «Агроиздат», 2008. – 208 с., С. 56.
6. Об итогах переписи населения Республики Казахстан 2009 года //http://www.stat.kz/news/Pages/n2_12_11_10.aspx