Вот уже два десятка лет
суверенный Казахстан являет миру впечатляющие примеры стабильности, внутреннего
согласия, неуклонного развития экономики и политической системы. Особое
значение в этом процессе, безусловно, играет политический институт
президентства, становление которого мы по праву связываем с идеями и делами
Лидера нации – Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева. Масштаб
его личности, политическое мужество и стратегический талант, способность
предвидения и настойчивость в достижении поставленных целей стали стержнем
становления казахстанской государственности и уверенного развития страны,
успехи которой признаны мировым сообществом.
С момента обретения независимости институт президентства стал ядром государственной системы в Казахстане. И в ходе поиска самых действенных механизмов построения новой казахстанской государственности происходила модификация многих его аспектов – функций и полномочий Главы государства, форм и методов его взаимодействия с другими ветвями власти.
Это весьма серьезная проблематика, которая недавно была всесторонне рассмотрена на международной научно-практической конференции «Институт президентства в Республике Казахстан: история и современность». Но жизнь не стоит на месте, и за совсем недолгое время, прошедшее после форума, мы получили новые свидетельства развития данного института государственной власти. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на две достаточно стабильные функции, которые мы однозначно связываем с институтом президентства в нашей стране. Они оставались важнейшими факторами поступательного развития нашего государства и общества на всех этапах новейшей истории Казахстана, остаются таковыми и сегодня.
Речь идет о функциях стратегического планирования развития страны и обеспечения реализации стратегических планов. Первая из них осуществляется
при помощи трех основных механизмов: выдвижения стратегий развития страны, государственных программ, утверждаемых Главой государства, посланий Президента народу Казахстана. Вторая функция также является неотъемлемым атрибутом действующего в Казахстане института президентства.
Мы не зря постоянно говорим о том, что все задуманное нашим Президентом обязательно воплощается, за этим также стоит целый ряд конкретных механизмов. Среди них – взаимодействие Главы государства с законодательным органом, прямое участие в законодательном процессе на основе права законодательной инициативы и принятия собственных законодательных актов, влияние Президента на формирование и деятельность исполнительной власти, взаимодействие с институтами гражданского общества.
Но наличие и законодательное закрепление таких механизмов еще не дает полной гарантии эффективной деятельности института президентства. Это мы видим на примере целого ряда стран, в том числе государств постсоветского пространства – Украины, Грузии, Кыргызстана и других. В отличие от них казахстанский институт президентства продемонстрировал свою исключительную эффективность на всех этапах развития нашего молодого государства.
Ключевым фактором здесь является роль личности Президента Нурсултана Назарбаева. Роль, которая в комплексе с законодательно установленными механизмами создала поистине уникальный в мировой практике инструмент преобразования общества. Это отчетливо проявляется во многих сферах жизни Казахстана. Мало в какой другой стране сегодня есть столь четкое видение путей развития и столь последовательное достижение целей. Здесь, на мой взгляд, наиболее ярко проявился талант Нурсултана Абишевича как политического лидера мирового масштаба.
Главным документом долгосрочного планирования жизни страны стала выдвинутая Главой государства 10 октября 1997 года Стратегия «Казахстан-2030». Вспомните, в тот период Казахстан переживал далеко не лучшие времена: производство стояло, свирепствовали инфляция и безработица, социальное самочувствие людей опустилось до нижней отметки. И потому этот устремленный в будущее документ кое-кто в обществе воспринял с иронией и недоверием, чуть ли не как утопию.
Но прошли годы, и мы с вами живем уже в принципиально изменившейся стране, с новыми реалиями и мировосприятием. И все изменения однозначно подтверждают прозорливость Нурсултана Абишевича, полную обоснованность выдвинутых в то трудное время стратегических замыслов. Думаю, что принципиально важным является то, что Стратегия-2030 была выдвинута в Послании Президента народу Казахстана. Вообще, институт посланий главы государства закреплен в основных законах целого ряда зарубежных стран, среди которых можно упомянуть США, Великобританию, Францию, Российскую Федерацию, Украину и другие. В большинстве из них благодаря таким посланиям решается ограниченный круг задач. Например, президент Франции обращается к нации с посланием в случае угрозы государственности. В Великобритании каждая новая сессия парламента начинается с так называемой тронной речи монарха, которая представляет собой программу законодательной работы парламента, предлагаемую правительством. В США послания президента ведут свою историю с 1790 года, когда к Конгрессу обратился первый президент Джордж Вашингтон. Они содержат анализ внутри- или внешнеполитических ситуаций и, поскольку адресуются непосредственно высшему законодательному органу, соответствующие законодательные предложения.
В Казахстане же Послания Главы государства, хотя и оглашаются на совместном заседании палат Парламента,
адресуются всему народу. В них дается квинтэссенция государственной политики во всех сферах экономической, социальной и общественной жизни, формулируются главные цели развития всей страны на перспективу.
В этом, думаю, одно из принципиальных отличий нашего института президентства, когда Глава государства поднимает всех казахстанцев до уровня своих убежденных единомышленников и соавторов проводимых в стране преобразований. Известный французский дипломат XVIII–XIX вв. Талейран говорил: «Верят только в тех, кто верит в себя». Сегодня эти слова полностью применимы к нашему Президенту, верящего в себя и в особую миссию Казахстана – соединить потоки развития восточной и западной цивилизаций, и эта вера неустанно подкрепляется масштабными делами, снискавшими огромный авторитет нашему лидеру и стране на мировой арене.
Еще один важный аспект – реализация Президентом конституционно закрепленной функции обеспечения согласованного функционирования всех ветвей государственной власти. Это достигается далеко не везде, вспомните, к примеру, многочисленные случаи противостояния исполнительной и законодательной власти в ряде стран СНГ. У нас же в этом плане – слаженность действий различных органов на основе единства целевых установок и подходов по принципиальным вопросам государственной политики. Это определяется не только юридическими механизмами, но и такими мощными политическими факторами, как единство народа Казахстана, стабильность и согласие в обществе, поддержка подавляющим большинством казахстанцев политики Главы государства.
Еще в преддверии распада СССР многие аналитики рассматривали Казахстан как одно из самых теоретически слабых звеньев в плане потенциальной политической неустойчивости. Но на деле благодаря мудрости Президента наша страна превратилась в оплот мира, согласия и стабильности. Известная на Западе исследователь Марта Брил Олкотт писала: «Трудно отделить процесс государственного строительства в Казахстане от личности его первого Президента».
Одним из наиболее важных, на мой взгляд, направлений, демонстрирующих эффективность института президентства, является формирование интеллектуальной нации в Казахстане. На встрече со стипендиатами программы «Болашак» Нурсултан Абишевич в качестве главной цели национального проекта «Интеллектуальная нация-2020» назвал воспитание казахстанцев новой формации, превращение Казахстана в страну с конкурентоспособным человеческим капиталом. Можно с уверенностью говорить, что формирование интеллектуальной нации было и остается одной из основ построения нового казахстанского общества, начиная с самых первых стратегических планов Президента страны.
В актовой лекции в КазНУ им. Аль-Фараби Нурсултан Абишевич первым из трех базовых аспектов формирования интеллектуальной нации назвал прорыв в развитии системы образования. В связи с этим нельзя не упомянуть о том, что чтение актовых лекций в крупнейших университетах страны стало в практике Главы государства одним из важных механизмов стратегического планирования. Это явление не имеет аналогов в мировой практике и с успехом используется нашим лидером для выдвижения принципиальных положений о повышении конкурентоспособности Казахстана в мире, переживающем глобализацию.
На примере реформирования образования четко прослеживается реализация упомянутых выше функций института президентства. Уже в Стратегии «Казахстан-2030» говорилось о высокообразованном населении, об укреплении научно-технического потенциала и производстве высокотехнологических товаров, о разработке и начале осуществления новой модели образования. Практически с первых дней независимости былвзят курс на приведение этой модели в соответствие с мировыми и европейскими стандартами. И дело здесь совсем не в слепом копировании зарубежных образцов. Главная задача, которую поставил Президент, – подготовка специалистов всех уровней, конкурентоспособных не только на внутреннем, но и на мировом рынке труда.
Доставшаяся нам в наследство советская система образования была по-своему стройной, но главным ее недостатком был принципиальный отрыв от общемировых тенденций. А это создавало серьезные препятствия для международного признания дипломов наших специалистов. Решение данной задачи в 90-е годы, время резкого падения производства и роста безработицы, многим казалось неактуальным. Однако Президент смотрел на годы вперед, продумывая пути вхождения Казахстана в мировую экономическую систему.
Чтобы обеспечить готовность страны к такому развитию, нужно было немедленно взяться за выстраивание принципиально новой системы подготовки кадров. И Глава государства, проявив свою несгибаемую политическую волю и научное предвидение, начал твердо проводить в жизнь новые подходы, преодолевая инерцию, а иногда и прямое сопротивление старой системы образования.
Только благодаря этому Казахстан первым на постсоветском пространстве перешел на двух-, а затем и трехступенчатую подготовку в вузах (бакалавров, магистров и докторов философии (PhD), что позволило выпускать специалистов с квалификацией, сопоставимой с общемировым и европейским уровнями. Ведущие университеты начали международную аккредитацию учебных программ, ставшую важным инструментом обеспечения европейского качества обучения. Недавно Казахстан официально присоединился к Болонскому процессу, что открыло новые перспективы международной интеграции.
В те же 90-е годы Нурсултан Абишевич учредил программу «Болашак», по которой десятки тысяч молодых казахстанцев получили возможность обучаться в лучших университетах мира. В мировой практике столь масштабная программа зарубежной подготовки специалистов также стала уникальным явлением, ее успех признан мировым сообществом, и ряд развивающихся стран стал примериваться к использованию казахстанского опыта.
В свою очередь, потребовалась системная модернизация среднего образования. Главными ориентирами здесь стали массовая компьютеризация школ, внедрение новых учебных программ и современных учебников, последовательный переход к 12-летнему среднему образованию. Важнейшей инициативой Нурсултана Назарбаева стала идея создания интеллектуальных школ, нацеленных на поиск одаренных детей и их подготовку с акцентом на изучении точных и естественных наук. Такие школы призваны стать фундаментом воспитания интеллектуальной элиты Казахстана. Все аспекты последовательного развития системы подготовки кадров реализуются в соответствии с утвержденными Президентом государственными программами развития образования. Одним из главных итогов стало увеличение финансирования образования за последние десять лет почти в семь раз.
Мощнейшим фактором модернизации страны стал выдвинутый Нурсултаном Абишевичем стратегический план форсированного индустриально-инновационного развития. В условиях мирового экономического кризиса, не обошедшего стороной ни одно государство планеты, Президент Казахстана еще раз подтвердил статус политика глобального масштаба, безоговорочно входящего в число стратегически мыслящих и наиболее эффективных лидеров нашего времени.
Нурсултан Назарбаев не только проанализировал истоки и причины кризиса, но и предложил системные меры его преодоления для всех уровней (общемирового, регионального, государственного).
На совещании 4 сентября 2009 года Президентом, по сути, предложена принципиально новая модель управления научной сферой. Формируется новая Государственная программа развития образования до 2020 года.
Важнейшая недавняя инициатива – выдвижение Нурсултаном Назарбаевым на заседании Совета иностранных инвесторов целевого плана подготовки и переподготовки специалистов всех уровней и отраслей в рамках форсированного индустриального развития страны, активное привлечение к его реализации инвесторов. По сути, Глава государства как стратегически мыслящий политик высочайшего уровня собирает воедино все главные ресурсы (образование, науку, бизнес), чтобы с максимальной эффективностью совершить прорыв в новом для Казахстана направлении инновационного развития.
Всем сказанным, конечно, далеко не исчерпываются механизмы, используемые институтом президентства в Казахстане. Но даже по небольшому их перечню и высокой результативности можно сделать следующий вывод. Институт президентства в Республике Казахстан в сплаве с ролью выдающейся личности Главы государства как лидера мирового масштаба, является, как говорят математики, «необходимым и достаточным» условием интенсивного развития страны, ее вхождения в мировое сообщество и успешного противостояния всем негативным факторам и угрозам. Этот вывод подтвержден жизнью, за ним стоит поистине титанический труд и стратегический талант Нурсултана Назарбаева, вера народа в Лидера нации и в дальнейший расцвет страны.
Казахстанская правда. – 2010. – 13 июля.
Б.Т. Жумагулов