Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Вопросы применения метода графического анализа в процессе изучения исторических тенденций

29641

С периода обретения независимости Республикой Казахстан, развитие гуманитарных наук, в том числе и сфера исторических научных исследований получили новый толчок, новые исследовательские направления в изучении ранее закрытых и так называемых неперспективных проблематик. Наряду с достижениями и критикой, как внутренней так и внешней, необходи­мо отметить, что имеются немалые сдвиги выразившиеся в: углубленном изучении письменных памятников тюркской эпохи, исследовании ранее закрытых для исследования проблематик, недавние открытия археологов Казахстана в Монголии и другие научные достижения, кото­рые способствуют накоплению фак­тографического материала, архео­логических артефактов, изучению и дальнейшему научному переосмыс­лению уже устоявшихся фактов. Но в то же время появляются и свои специфические сложности инфор­мационного, образовательного, ор­ганизационного и методологическо­го характеров. Обилие материала и их разбросанность по региональ­ным научно-практическим конфе­ренциям требует дополнительного усилия для сбора и ознакомления с уже имеющимся данными. К дан­ным проблемам можно отнести однообразность устоявшихся под­ходов в анализе документов, малый тираж публикаций, а в связи с ним и ограниченность доступа. Разбросан­ность научного материала во всевоз­можных региональных конферен­циях, ограниченность издаваемых материалов, малый тираж и другие проблемы настоятельно требуют не­сколько иного организационного и методологического подхода, с уче­том сложившихся и проверенных методов исследования и анализа ма­териалов.

Несомненно, накопленный исто­рический пласт материалов требует переработки, состыковки и провер­ки с параллельными источниками, дополнительной проверки на до­стоверность, что требует последо­вательного и критического подхода к использованию источников, но в тоже время требует использования новых методов и подходов к мате­риалам народного фольклора. При­менение традиционных, доктри­нальных методов, основанных на принципах формационного подхода, требуют обновления в свете необхо­димости преломления видения на события с позиции рациональной целесообразности.

Обычно некритичное изложе­ние имеющихся сведений уводят ис­следователя в сторону гиперболиза­ции значения, места объекта и пред­мета исследования. При подобном подходе появляется возможность трансформации трактовки факторов второстепенного и третьестепенно­го характеров как в основные, клю­чевые положения видения и объяс­нения исследуемой исторической ситуации, что может привести к от­рыву от общего контекста историче­ской тенденции. Подобному подхо­ду имеется немало живых примеров на всем историческом пространстве СНГ, когда некоторая часть местных историков начинают гиперболизиро­вать значение собственного региона, народа, нации и этноса. Следующим этапом в подобных исследованиях является не поиск закономерностей или предпосылок, а поиск конкретных виновных, в этом месте историк начинает играть роль арбитра, выс­шего судьи выносящего историче­ский вердикт с которым все осталь­ные читатели не должны, а обязаны согласиться.

Нередко повторяемость истори­ческих событий через определенные периоды трактуется как новый виток развития кочевого общества к про­грессу, хотя фактический исследо­ватель сталкивается с повторением исторических циклов, застрявших на определенной стадии, из-за за­торможенного развития производи­тельных сил и общественных отно­шений. Данные факторы связаны с более глобальными по смыслу исто­рическими явлениями и уже требу­ют несколько иного, диаметрально более широкого охвата перспектив, исключающего отвлечения на не­большие фрагменты и составляю­щие данного процесса. В подобной ситуации более убедительными яв­ляются ссылки на документальные источники в свете их иного анализа.

В подобной ситуации приемлемым является применение матема­тического подхода, использование графического анализа. При боль­шом параметре исторического диапозона графический метод позво­ляет увидеть исследуемые события в рамках определенной тенденции, вырисовываются границы канала и направления дальнейшего развития. И образовавшиеся не состыковки указывают исследователю на заве­домо слабые, малоизученные сто­роны, требующие обстоятельного исследования и сбора материала для сравнения. Исследуемые параме­тры зависят от поставленных перед исследователем задач. Основной и неотъемлемой задачей является определение уровня развития хозяй­ственной деятельности как основ­ной составляющей данного анализа, другой немаловажной составляю­щей, необходимой исследователю, изучающему события современно­сти, является изучение миграции и вопросов демографии. Естественно, расширяющийся комплекс исследо­вания требует сотрудничества уже целых научных сообществ, кафедр и институтов в определенном на­правлении, но со специфическим разделением исследуемых направ­лений. Тогда проводимые конфе­ренции и симпозиумы будут носить жестко установленный регламент, требующий четких выполнений за­даний, планов, проектов согласно установленной договоренности, а не ознакомительный характер. Вре­мя индивидуальных исследователей больших исторических пространств и исторических открытий осталось в прошлом, когда еще не были постав­лены все точки над белыми пятнами истории. На данный момент в целях концептуализации имеющихся до­стижений требуется коллективная работа исследователей, сотрудниче­ство историков и демографов, исто­риков и социологов, историков и религиоведов, историков и регионо­ведов, историков и математиков. Со­вокупность собранных материалов при общепринятом подходе потребу­ет изложения в форме многотомных изданий, что крайне затруднительно и неперспективно. Вданной ситуа­ции так же приходит на помощь при­менение методов графического ана­лиза, с указанием основных состав­ляющих и показателей силы инер­ционного фактора, которая способна указать на дальнейшую перспективу развития, и таким образом указать ориентируемые прогностические данные в рамках колебания внутри прочерченных каналов.

В графическом анализе в ка­честве отправной точки измерения могут быть определены один или группа наиболее основных факто­ров. Комплекс исследуемых факто­ров, разделенный на повторяемые циклы и периоды с учетом отправ­ных точек позволит проследить основную динамику развития обще­ства, хозяйства, демографических процессов. Горизонтальное и верти­кальное сравнения на графической точке координат позволит опреде­лить ширину вырисовыващегося на графической таблице канала, так как общественно-исторические процес­сы протекают совершенно неодина­ково в различных регионах в период средневековья, новой и новейшей истории населения территории Ка­захстана и Центральной Азии. По­вторяемость циклов позволит сде­лать последующий прогноз дальней­шего направления развития, которое не сложно сравнить с уже состояв­шимися историческими данными. Точки несовпадения данных могут стать предметом дополнительного исследования на степень влияния внутренних и внешних факторов. Параметры исследования могут быть выбраны самим исследовате­лем на основе имеющихся докумен­тальных материалов. Например, для определения дальнейшей тенденции развития Казахстана модно выбрать следующие факторы, как: терри­тория и географическое простран­ство, демографическо-этнический фактор, экономические показате­ли, военные показатели и уровень идеологически-духовного настроя населения исследуемого региона. На практике подобную методику графического анализа можно приме­нить при наличии статистических, документальных материалов, кото­рыми период средневекового Казах­стана не так сильно балует исследо­вателя, нежели материалы периода новейшей истории и современных событий. Данный подход позволяет вывести междисциплинарное со­трудничество с уровня фиксации и анализа событий на уровень его предупреждения и прогноза в ре­гиональном и временном простран­ственном масштабе на основе выде­ления основных и малых циклов, в том числе и экономических.

Экономические циклы чередую­щихся фаз были обоснованы ещё в начале ХХвека Н. Кондратьевым, а методы графического анализа боль­шей частью использовали и исполь­зуют экономисты, так как визуаль­но полученные данные позволяют проследить дальнейшее развитие тенденции. На современном этапе экономика, процессы глобализации ещё теснее привязаны к сфере эко­номики, что не может не отразиться на исторических процессах разви­тия. Взаимосвязь становится столь явной, что требуется непосредствен­ная экономическая подготовка буду­щих и современных историков.

Список литературы

1 И.Д. Ковальченко. Методы исторического исследования. - М., 1987. - 440 с.

2 С.М. Меньшиков, Л.А. Клименко. Длинные волны в экономике. - М., 1989. - 272 с.

3 Т.Д. Дорси. Метод графического анализа – важнейший метод для про­гнозирования и отслеживания поведения рыночных цен. - М., 2001. - 296 с.

4 Ги Каррон де ла Каррьер. Экономическая дипломатия: дипломат и рынок. - М., 2003. - 296 с.

5 А.В. Коротаев, С.В. Цирель. Кондратьевские волны в мировой эконо­мической динамике // http:/ / cliodynamics.ru/ - 336 с.

6 С. Нисон. Японские свечи: графический анализ финансовых рынков (справочное руководство). – М., 2007. - 352 с.

7 Королев А.А. Теория и методология современных исторических ис­следований (библиографический сборник). - М., 1995.

8 М.В. Астахов. Методология исторических исследований (историко-библиографическое исследование отечественной литературы 80-х – 90-х гг. ХХв.) в трех томах. Т. 1. – Самара, 2006. - 289 с.

9 О.М. Медушевская. Теория и методология когнитивной истории. – М., 2008. - 360 с.

10 Н.И. Смоленский. Теория и методология истории. - М., 2008. - 272 с.

Түйін

Мақаланың авторы: тарих ғылымының кандидаты, Л.Н. Гумилев атындағы Еуразиялық ұлттық университеті халықаралық қатынастар кафедрасының доценті Ерниязов Дамир Қаржауұлы.

Осы мақалада тарихи саласында пайдаланатын зеттеу әдістері мен тәсілдері қарастырылған. Осымен байланысты мақаланың авторы жаңа әдістерді пайдалануын ұсынады, соның ішінде графикалық сараптау әдісінің 

Д.К. Ерниязов

ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, доцент кафедры международных отношений


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?