Актуальными
становятся проблемы духовно-нравственного приоритета в решении вопросов природопользования,
формирования нового типа общественного сознания, основанного на понимании
неразрывной связи между хозяйственно-экономической деятельностью человека и ее
последствиями для природы, биосферы, ноосферы и самого человека как их части.
Последние десятилетия - время развития двух параллельных процессов:
усугубления экологических проблем всей планеты и их осмысления человечеством.
Экологическими предпосылками новой системы образования является понимание того,
что путь улучшения экологии планеты, помимо проведения природоохранных
мероприятий, лежит также через систему образования и воспитания. Экологическое
равновесие будет восстановлено только тогда, когда в общество будет внедрена
программа всестороннего экологического образования. Особо значимой ролью в
процессе экологического образования, является формирование адекватного
мировосприятия современного человека, способности к переосмыслению места
человека в природе, воспитание чувства ответственности за свои дела.
Экологическая психопедагогика возникла на стыке трех научных дисциплин: экологии, экологической психологии, педагогики. Экология обуславливает общую проблематику, порождаемую ситуацией экологического кризиса, на основе которой экологическая психопедагогика вырабатывает конкретное содержание экологического образования: сумму знаний, умений, и навыков, которую необходимо усвоить. Экологическая психология дает представление о закономерностях и механизмах развития экологического сознания личности на основе чего экологическая психопедагогика разрабатывает соответствующие специфические принципы и методом педагогического управления этим процессом. Педагогика определяет общепедагогические принципы и методы, а также организационные формы, которые экологической психопедагогикой соответствующим образом используются конкретно для решения задач экологического образования. Исторически экологическое образование начало развиваться в рамках отдельных учебных дисциплин экологической направленности. Необходимо однако, отметить, что существуют и иные концепции методической организации экологического образования. В этом плане преобладает две основные тенденции. Одни специалисты считают, что необходимо разрабатывать один предмет «Экология», который нужно вводить в содержание образования на различных уровнях, поскольку экологическое образование не тождественно биологическому, хотя они и находятся в тесной взаимосвязи. В наиболее завершенном виде эта концепция нашла свое отражение в подготовке «чистых» экологов.
Однако в сфере образования существует противоречие: деятельность людей, их отношение к природе и собственному здоровью не соответствует тому, что имеет место в учебных курсах по экологии. Экологическое образование находится как бы отдельно от реальности и отношения человека к этой реальности. В связи с этим существует проблема включения экологического знания, полученного из учебного курса в систему основополагающих мировоззренческих установок личности как системообразующего элемента природы и человека, составляющих единую самовоспроизводящуюся и развивающуюся систему.
Экологические дисциплины в высших учебных заведениях бывшего СССР стали преподаваться еще с 70-х годов. Первая специализированная кафедра была образована в 1969 году в Казанском университете, позднее преобразованная в экологический факультет. В настоящее время в высшей школе преподавание основ экологии введено практически во всех вузах СНГ.
В то же время многие специалисты утверждают, что введение в программы вузовского образования курсов общей, либо прикладной экологии недостаточно для достижения целей экологического образования. Элементы экологических знаний должны пронизывать преподавание всех фундаментальных и специальных дисциплин, причем на всех уровнях фактов, законов, теорий и в конечном итоге способствовать формированию экологического мышления. Процесс интеграции экологических знаний в учебные дисциплины получил название «экологизации». В настоящее время все большую поддержку начинает получать именно этот подход, что и нашло свое отражение в материалах соответствующих международных конференций.
Отношение к экологизации (к процессу и даже к термину) неоднозначно. Можно отметить, что среди представителей различных естественнонаучных и гуманитарных дисциплин серьезную поддержку экологизация получает в среде преподавателей химических, биологических, географических дисциплин. Показательно, что в университетах к традиционным названиям кафедр добавляются экологические термины: кафедра экономической географии и природопользования, кафедра физической географии и ландшафтоведения, кафедра охраны природы.
Экологизация учебной дисциплины требует пересмотра содержания учебной дисциплины. Самой важной задачей на современном этапе становится выбор концептуальной основы, главного ориентира для отбора содержания обновленного образования.
Систематизация экологических знаний постепенно привела к появлению таких «пограничных» областей как химическая экология, инженерная экология, социальная экология и многих других. Очевидно, что такое развитие науки является объективной тенденцией. Поскольку в постсоветской дидактике основополагающим принципом отбора содержания учебной дисциплины является перенос системы науки на систему учебной дисциплины, то внутренне присущая науке экологии междисциплинарность не находит адекватного отражения в рамках отдельного взятого предмета «экология». Будучи связанной тысячами нитей с химией, биологией, физикой, географией, другими фундаментальными дисциплинами, экология настоятельно требует обращения к соответствующим системам знаний. Таким образом, идея экологизации учебных дисциплин не является чем - либо искусственным, надуманным; она отражает существующие тенденции в развитии науки, методологии и естествознания.
Академик Н.Н. Моисеев писал: «Сегодня много говорят об экологизации образования, и общая позиция здесь определена точно: экологическое (лучше сказать энвайроментальное) воспитание и образование должно охватывать все возрасты, и экологическими знаниями, подобно арифметике, должны обладать все, независимо от специальности и характера работы».
Условием эффективной экологизации образовательного процесса является систематический характер экологизации [1, с. 147-149]. Экологические знания должны стать неотъемлемой частью любой учебной дисциплины, что, однако, не достигается автоматически, путем простой корректировки учебных программ и учебников. Навыкам экологизации химических, биологических, физических, любых других учебных дисциплин необходимо обучать преподавателей. В этом случае процесс экологизации приобретает естественный, творческий характер, и преподаватели не только способны воспроизводить готовые рекомендации, но и становятся полноправными участниками процесса экологизации образования, что создает совершенно иную мотивацию их деятельности всего процесса в целом.
Обучение преподавателей основам экологизации учебных дисциплин предполагает основательный пересмотр учебных планов. Первым шагом на этом пути, на наш взгляд, может стать соответствующая переориентация программ, так называемых конкретных методик обучения.
В ходе развития человеческой цивилизации найдены возможные подходы к решению экологических проблем, которые в конечном итоге основываются на развитии системы образования. Только правильно построенная, адекватно учитывающая современное состояние мира система образования может одновременно гарантировать и активно способствовать предотвращению грозящих бед. В этой связи экологизация образования является ключевым, важнейшим звеном при выборе подходов к передаче знаний, умений, навыков следующим поколениям.
Система экологического образования предполагает участие всего педагогического коллектива, иначе нарушаются принципы экологизации, а именно: всеобщность и непрерывность всех ступеней образования; интеграция (вертикальная и горизонтальная); гибкость, вариабельность, проблемность; связь науки и практики; гуманизация; ориентация на социально активную личность. Система экологического образования складывается из следующих форм работы, дополняющих и взаимообуславливающих друг друга: экологическое обучение педагогов школы; экологизация через учебный процесс (спецкурсы, экологизация учебных предметов небиологического цикла); внеучебная деятельность; экологическое обучение родителей; связь с внешкольными учреждениями; оформление школы в духе гармонии «человек и природа» [2, с. 45-50].
Современным концепциям экологического образования присущи тенденции интеграции и гуманизации естественно-научных знаний в условиях аксиологического, личностно-ориентированного и деятельностного подходов, актуализирующих идеи развития экологической культуры личности и общества в целом. Формирование экологического мировоззрения и экологического мышления включает следующее: формирование системы общих экологических знаний; формирование специальных знаний с учетом будущей профессиональной деятельности; привлечение студентов к участию в экологических мероприятиях (конкурсы, конференции, экологические программы и др.). Все это способствует становлению единой картины мира в сознании студентов, ведет к гуманизации образовательного процесса, расширяет возможности нравственного воспитания в процессе обучения.
Таким образом, задача экологизации образования состоит в формировании нового человека, который осознает себя в неразрывной связи с природой, в формировании специалиста, который будет создавать новые технологии и технику, обеспечивающие реализацию концепции устойчивого развития общества. Экологизация образования должна ставить своей целью не только и даже не столько необходимости охраны природы, сколько выработку мышления, обеспечивающего переход к неразрушительному природопользованию. Экологизация должна войти составной частью в идеологию общества ХХІвека. Именно экологизация образования способна обеспечить разрешение глобального экологического кризиса.
А.Я. Алиева
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:
1. Репьева М.П. Тенденция экологизации как фактор социально-экологического 1. развития. – Сб. Экология, культура, образование. – Мат. Конф. Москва 1989, С. 147-149.
2. Трухин В.И., Показеев К.В., Шрейдер А.А. Экологизация высшего образования. Голос физиков. Экология и жизнь. №1. 2001. С 32.