Начало 2012 года было ознаменовано для Казахстана важным событием, обращением Президента Республики Казахстан – Лидера Нации с Посланием к народу Казахстана.
«Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана», так определил Глава государства, основные тенденции развития Казахстана, основные тактические шаги на ближайшую перспективу. Особенность данного документа, краткость, четкость, ясная перспектива видения ближайших задач стоящих перед нашим государством, перед всем казахстанским обществом, перед каждым из нас.
За годы независимости в Казахстане произошли процессы кардинальных преобразований, модернизации и трансформации в социально-экономической и культурно-политической системе нашего государства, именно в Казахстане, расположенном в сердце Евразии, нашла свое применение уникальная идея евразийства, получившая концептуально-теоретическое обоснование и развитие применительно к современным условиям в трудах Президента РК Н.А. Назарбаева. Первостепенное значение уделяется в Казахстане сфере межконфессиональных и межнациональных отношений, развитие которых опирается на многовековой опыт совместного сосуществования всех наций и народностей Казахстана.
Казахстан одна из немногих постсоветских республик, где титаническими усилиями Президента страны и всего казахстанского общества удается сохранить гармонию в межнациональных отношениях. Глава государства всегда уделяет особое внимание, подчеркивает первостепенность данной проблемы: «стабильность и согласие – большая ежедневная работа, которую нужно проводить из года в год, передавать из поколения в поколение. Согласие и единство надо беречь каждому гражданину страны, к какому бы этносу он ни принадлежал. Ибо от этого зависят благополучие нашей Родины, благополучие и будущее каждого казахстанца».
Проблема толерантности, уважения к представителям всех наций и народностей, живущих в Казахстане, неоднократно поднималась в выступлениях Главы государства на республиканских и международных форумах, на заседаниях Ассамблеи народа Казахстана. Так на 15 сессии Ассамблеи народа Казахстана Н.А. Назарбаев подчеркивал: «Прежде всего, необходимо развивать гражданскую идентичность, толерантность в казахстанском обществе через систему образования и воспитания, корректное освещение темы межэтнических отношений в средствах массовой информации, повышение правовой культуры казахстанцев» [1, С. 6].
Выступая на 17 сессии Ассамблеи, Глава государства Н.А. Назарбаев характеризуя достижения Казахстана в области межэтнических отношений подчеркивал: «Мы создали все условия для того, чтобы представители всех этносов сохраняли свои язык, культуру. Языки 22 этносов преподаются в качестве самостоятельного предмета в 108 школах, в 88 школах обучение ведется на узбекском, таджикском, уйгурском и украинском языках. В разных регионах страны 33 специ-ализированные школы работают на принципах трехъязычия, обучая детей на казахском, русском и английском языках. Только на поддержку этнических СМИ и освещение межэтнических отношений с 2005 года финансирование увеличено более чем в 4 раза. Объем государственной поддержки национальных театров за последние два года вырос почти на 30% и составляет около 500 миллионов тенге. Финансовая поддержка этнокультурным объединениям составила в 2010 году порядка 100 миллионов тенге» [2, С. 3].
Таким образом государственная политика проводимая в Казахстане в сфере межэтнических отношений создает благоприятные условия для развития всех этнических групп. В то же время, наряду с государственной политикой в сфере межэтнических отношений, необходимо актуализировать столь важную проблему в сфере всего казахстанского общества. Казахстан, его общество составляем мы сами, следовательно от нас зависит его настоящее, его будущее. Проблемы консолидации казахстанского общества, толерантности необходимо активно продвигать в современном обществе, начиная с воспитания в семье, продолжая в школе, в молодежной, образовательной, университетской среде, необходимо вводить спецкурсы по воспитанию толерантных начал, привлекать внимание общественности, средств массовой информации и власти к проблемам проявления нетерпимости и дискриминации.
Подчеркивая возрастающую роль принципа толерантности в современном обществе, Глава государства отмечал: «Министерству образования и науки надо подготовить концептуальные предложения по развитию этно и поликультурного образования с учетом специфики казахстанского общества. Надо разработать и внедрить в школах и вузах факультативный курс «Основы толерантности» [1, С. 6].
Данное поручение Президента РК - знак особого внимания к учреждениям образования, в которых формируются будущие строители суверенного государства. За годы независимости в республике созданы все условия для получения профессионального высшего образования. К примеру, только в столичном городе действует более десяти вузов, среди них ЕНУ имени Л.Н. Гумилева, Казахский аграрно-технический университет имени С. Сейфуллина, Казахский национальный университет искусств и флагман отечественного образования Назарбаев Университет.
В настоящее время в Назарбаев Университете обучается 942 студента, из которых 482 - на программе Foundation, 460 студентов - на 1 курсе бакалавриата. Обучение по программам бакалавриата ведут сегодня Школа инженерии, Школа наук и технологий, а также Школа гуманитарных и социальных наук. На 2012-2013 год в Назарбаев Университет зарегистрировалось 4178 абитуриентов со всех регионов Казахстана. Кроме того, поступило 45 заявок из других стран. В этом году в Казахстане вновь планируется выделить 500 государственных грантов для граждан Казахстана на обучение в Назарбаев Университете по программе Foundation.
Партнерами университета являются
Гарвардский университет, Питтсбургский университет, Университет Дьюка, Школа государственной политики Ли Куан Ю, Университет Висконсин-Мэдисона, Университет Лондона, Национальная лаборатория Лоренса в Беркли, Аргонская национальная лаборатория, Университет Пенсильвании.
Отечественные вузы осуществляют свою деятельность на основе новых инновационных технологий, государством прилагаются значительные усилия, вкладываются немалые бюджетные средства для подготовки специалистов способных работать в условиях жесткой конкурентной среды, способных воплотить в жизнь амбициозные планы суверенного Казахстана.
Однако при этом современные исследователи отмечают следующий факт: «Результаты социологических опросов молодежи свидетельствуют о том, что в иерархии мотивов получения высшего образования с середины 1990 гг. на доминирующие позиции выдвигается стремление «добиться успеха в жизни», сделать карьеру, обеспечить материальное благосостояние, жизненный комфорт и т.п. Духовно-нравственные, интеллектуальные, общекультурные ценности профессионального образования, потребности самореализации, самосовершенствования, развития творческих задатков и способностей отступают на второй план по отношению к социально-статусной мотивации» [3, С. 138].
В Послании Главы государства, поднимается данная актуальная проблема, подчеркивается необходимость всемерного развития вечных, непреходящих универсальных ценностей среди подрастающего поколения: «Важно усилить воспитательный компонент процесса обучения. Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности. Одной из этих ценностей и главным преимуществом нашей страны является многонациональность и многоязычие».
Понятие толерантности на современном этапе актуализируется в условиях глобализирующегося мира, когда с одной стороны усиливаются социальные и культурные интегративные процессы в человеческом сообществе, с другой происходит увеличение деструктивности, интолерантности в отношениях между государствами Запада и Востока, возрастают религиозные и этнические конфликты: «Толерантность – важный путь разрешения противоречий между государствами, общественными группами и внутри них. Она базируется на сознании того, что, несмотря на все то, что нас не удовлетворяет в убеждениях и поведении других, нужно считаться с этим фактом, так как люди могут совместно жить и созидать, даже не принадлежа к одной вере, одной нации, не разделяя одних и тех же нравственных и политических убеждений. И при таких обстоятельствах могут мирным путем достигаться противоположные интересы, решаться столкновения и развиваться демократические начала во взаимоотношениях».
Общеизвестный факт, что Казахстан относится к странам с догоняющей экономикой, которые в перспективе экономического развития ориентируются на страны азиатского региона, «азиатских драконов» Сингапур, Южная Корея, Гонконг, для нас они являются примером успешной экономической модернизации, преодоления кризисных явлений,
актуальных перспективных предложений экономического развития, внутриполитической стабильности. При этом проводя исторический экскурс необходимо отметить, что в свое время перед вышеуказанными странами порой также вставали сложные проблемы внутриполитического развития, возникали межэтнические, языковые проблемы, трудности и противоречия во взаимоотношениях между этносами многонационального общества, когда проблема толерантности становилась как никогда актуальной. К примеру, результатом взвешенной, последовательной политики, непоколебимой уверенности в перспективных возможностях решения межэтнических проблем удалось преодолеть многие трудности лидеру Сингапура, «автора экономического чуда» Ли Куан Ю: «Сингапурский правитель очень внимательно относился к вопросам межэтнических отношений. Эта проблема в те годы была в высшей степени важной для островного государства, где проживают китайцы, малайцы, тамилы и многие другие выходцы из разных стран региона. Признаки потенциальных конфликтов проявлялись время от времени в сингапурском обществе.
В условиях назревающего межэтнического конфликта энергию бьющую через край, источал именно Ли Куан Ю. Он использовал весь дар убеждения, чтобы склонить сингапурцев к мирному существованию. Он убеждал соотечественников, что они – единая нация, единый народ и что наличие разных народностей и разных языков – это не недостаток, а большое достоинство сингапурского общества. Не все тогда понимали и принимали его доводы. Понятие «сингапурский народ» звучало непривычно и странно. И сам тезис о внутренней стабильности, как о высшем приоритете, был подобен гласу вопиющего в пустыне» [4].
Как известно, Сингапуру удалось преодолеть внутренние противоречия, на современном этапе никто не может оспорить реальные достижения государства, во всех сферах жизнедеятельности.
В Казахстане существуют все предпосылки для превращения этнокультурного многообразия страны в позитивный фактор духовного общественного развития. Главными приоритетами государства и граждан Казахстана является дальнейшее развитие и укрепление казахстанского общества, национального единства, где основными ценностями выступают традиционная культура, язык, забота о национальных ценностях и достоянии, воспитание молодого поколения в духе взаимного уважения, патриотизма, честного служения Родине и своему народу [5, С. 64].
Послание Главы государства народу Казахстана вновь подтверждает тот факт, что толерантность становится нормой жизни казахстанского общества, способствует укреплению государства, обеспечению его устойчивого развития.
Сауле БАГДАТОВА,
старший научный сотрудник Отдела истории индустриально-инновационного
развития и этносоциальных процессов Институт истории государства КН МОН РК
Список литературы
1 Назарбаев Н.А. Национальное единство – наш стратегический выбор. Выступление Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева на 15 сессии Ассамблеи народа Казахстана // Мысль. - 2009. - №12. - С. 2-9.
2 Назарбаев Н.А. Независимый Казахстан: 20 лет мира согласия и созидания // Мысль.- 2011. - № 5. - С. 2-8.
3 Сагинтаева А. Глобальные мегатренды сферы образования и задачи реформирования системы университетского менеджмента // Известия НАН РК. Серия общественных наук.- 2011. - № 2. - С. 134-139.
4 Токаев К.-Ж. Преодоление. Очерки дипломата. Серия «Международные отноше-ния» - М.: ЦЛНГ, 2009. - 512 с.
5 Акылбаева И. Этнические процессы в казахстанском обществе // Евразийское сообщество. - 2011. - № 1(73). - С. 61-64.