Анализ мировой и отечественной политической практики показывает, что особое значение, особую ценность в современных условиях приобретают такие черты государства, которые определяют его отношения с обществом, социальными группами и отдельными гражданами. Их цивилизованный характер, уважение прав человека, высокая правовая культура всех субъектов общественных отношений нашли воплощение в понятии правового, демократического государства. В мировой теории и практике государственного строительства с середины ХХвека в качестве его комплексной сущностной характеристики все больше утверждается понятие «социальное государство» (от немецкого Sosilstaat). Впервые социальный характер государства официально был провозглашен в Основном Законе ФРГ в 1949 г.
В настоящее время все развитые страны мира, независимо от наличия или отсутствия в их Основных законах соответствующих положений, в большей или меньшей степени де-факто являются социальными государствами. Обязанности государства в области обеспечения благосостояния и социальных прав граждан установлены, в частности, Конституциями Швеции, Испании, Португалии и других стран. Эту тенденцию поддержал и ряд бывших социалистических стран Восточной Европы и СНГ.
Так, например, согласно своим Конституциям, «Румыния является правовым, демократическим и социальным государством», а Республика Польша – демократическим, правовым государством, осуществляющим принципы социальной справедливости . Российские ученые при внесении в текст Конституции Российской Федерации положения о социальном государстве считали, что социальным «называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности» . Строительство социального государства нашло также отражение в Конституциях ряда стран СНГ - Республики Беларусь (статья 1, принятой в 1994 г.); Республики Таджикистан (статья 1, 1994 г.). В Конституции Кыргызской Республики, принятой в 1996 г. также предусмотрены нормы социальной ориентации .
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Конституции провозглашается, что “Республика Казахстан утверждает себя ... социальным государством ...”. Это общее положение означает, что Казахстан намерен развиваться как государство, которое берет на себя обязательство смягчать социальное неравенство путем создания условий для достойной жизни своим гражданам и свободного развития личности, адекватных возможностям государства. Данное положение раскрывается в различных нормах Основного Закона страны таких, как: право граждан на социальную помощь от безработицы, на отдых, на установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (статья 24); гарантированность минимального размера заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и поощрение добровольного социального страхования, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности (статья 28); право граждан на охрану здоровья, на бесплатное получение гарантированного объема медицинской помощи, установленного законом (статья 29); гарантированность бесплатного среднего образования, право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования (статья 30); государственная охрана окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека (статья 31); государственная защита семьи, материнства, отцовства и детства (статья 27); создание государством условий для обеспечения граждан жильем, предоставление жилья нуждающимся за доступную плату из государственных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 25).
В анализируемом положении пункта 1 статьи 1 Конституции применен оборот «утверждает себя», что подчеркивает поступательность развития Казахстана как социального государства, придает характер необратимости и направленности процессу социализации. Утверждение Республикой себя социальным государством предполагает также развитие в казахстанском обществе социального партнерства и конструктивного оппонирования.
Таким образом, Республика Казахстан, конституционно утвердив себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, поставила перед собой задачу формирования гражданского общества. Однако это длительный процесс, требующий «постоянных синхронных усилий всех субъектов конституционных правовых отношений: народа, социальных групп, граждан, государства, его органов, должностных лиц».
Опыт зарубежных стран показывает, что успешное функционирование социального государства возможно лишь на основе высокоразвитой экономики, которая должна быть эффективной, социально ориентированной служащей интересам всех слоев общества.
Для достижения этого уровня Казахстаном учитывается позитивный опыт развитых стран мира в строительстве правового, демократического и социального государства, особенно, в вопросах формирования социальной политики в условиях переходного периода.
В этих целях разработана национальная модель социальной политики, которая включает в себя реформирование системы трудовых отношений и занятости населения, переход к накопительной пенсионной системе, введение новых видов государственных социальных пособий, замену натуральных льгот выплатой ежемесячного специального государственного пособия, внедрение адресной системы оказания социальной помощи.
В стране стали внедряться: система обязательного социального страхования, ведутся разработки и внедрение новых государственных социальных стандартов, был принят Трудовой кодекс РК, в котором закреплен переход к новой модели трудовых отношений, основанной на сбалансированности интересов участников трудовых отношений и развитии социального диалога.
Устойчивое экономическое развитие и активная политика содействия занятости привели к росту экономической активности населения и снижению уровня безработицы. Стабилизировались трудовые отношения и выросли доходы населения.
В ежегодных Посланиях Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева вопросы социальной политики занимают центральное место и по существу становятся целеполагающими для перспективной и текущей социальной политики правительства. Так, в 2008 году в своем Послании «Повышение благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики» Н.А. Назарбаев наметил основные параметры социальной политики. В частности, предложен очередной пакет мер по повышению заработной платы бюджетникам, пенсий и социальных пособий .
Важно отметить, что впервые в данном Послании подчеркивается роль стандартов качества жизни в социальной модернизации общества и повышении качества человеческого капитала. Эта политика получила дальнейшее развитие и в Послании главы государства «Через кризис к обновлению и развитию» 2009 года, где подчеркивается, что в условиях нестабильности в финансовой сфере и возможных негативных влияний международной ситуации на экономику страны социальные программы государства не будут секвестрированы.
Поэтому, как и предусматривалось, в 2010 году зарплата бюджетников и стипендии с 1 апреля увеличена на 25 процентов, а в 2011 году - еще на 30 процентов. Средний размер пенсий будет увеличен в 2010 году на 25 процентов, и на 30 процентов в 2011 году. При этом к 2011 году размер базовых пенсионных выплат возрастет до 50 процентов от размера прожиточного минимума. Государство также поддержало студентов, оставшихся без средств, чтобы оплатить учебу. В течение 2009 года государство дополнительно выделило 11 тысяч грантов и 40 тысяч кредитов для студентов.
Базовые расчетные показатели на 2010 год также утверждены с повышающим коэффициентом. Так, статьей 9 Закона о республиканском бюджете на 2010 год установлены с 1 января 2010 года: минимальный размер заработной платы – 14 952 тенге; размер государственной базовой пенсионной выплаты – 5 981 тенге; минимальный размер пенсии – 12 344 тенге, средний – 21 500 тенге, максимальный-34020 тенге; месячный расчетный показатель для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан – 1 413 тенге; величину прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат – 14 952 тенге. Таким образом, с первого января т.г. более чем 1 млн.600 тыс. пенсионерам повышены размеры пенсий на 25 %. С учетом увеличения размера базовой пенсий с 5 487 тенге до 5 981 тенге, составившей 40% от уровня прожиточного минимума минимальный размер пенсий составит 18 325 тенге, средний – 27 482 тенге, максимальный - 40001 тенге. По данным Министерства труда и социальной защиты населения РК рост среднего размера пенсионных выплат составляет свыше 5 раз: с 4 270 до 21 500 тенге. В республиканском бюджете на 2010 год для осуществления всех расходов предусмотрено более 426 млрд. тенге и на базовые выплаты – более 120 млрд. тенге [8].
В основу социальной политики закладываются стандарты качества жизни, соответствующие современным требованиям. Об этом заявлено на заседании Правительства республики 22 декабря 2009 года Министром труда и социальной защиты Г. Абдыкаликовой.
В соответствии с разработкой новых национальных стандартов качества жизни министерство намерено поэтапно повышать пенсии и к 2015 году довести уровень средней до 60% по отношению к средней заработной плате. Начата также работа по разработке новой модели продуктивной занятости. К 2020-му году, по подсчетам аналитиков, доля высококвалифицированных специалистов увеличится до 50%. При этом уже через пять лет безработицу предполагается снизит до 5,5%, а еще через пять лет до 5% [9].
Поэтому практически важным становится переход к планированию уровня жизни населения на основе рационального потребительского бюджета, который разрабатывается на основе научно обоснованных норм и нормативов на потребление материальных благ и услуг. Разработка рационального бюджета означает формирование национального стандарта для среднего класса. Разработка социальной и экономической политики тогда может осуществляться на основе устранения разрывов между принятыми стандартами и фактическим потреблением материальных благ и услуг.
Важность такого подхода определятся тем, что к настоящему времени снизился уровень социальных притязаний большей части населения республики. Недостаточное внимание к этой проблеме может привести к дальнейшему снижению качества человеческого потенциала или к усилению социальной напряженности в обществе.
В этой связи Министерством труда и социальной защиты до 2015 года с учетом изменений в составе потребительских расходов населения планируется внести изменения в структуру прожиточного минимума, что должно привести к увеличению его величины.
Кроме того, предполагается рассмотреть возможность перехода к определению прожиточного минимума «на основе медианного дохода, как принято в большинстве стран Европейского сообщества».
Всё это должно привести в соответствие государственные социальные стандарты – минимальный размер заработной платы, минимальные пенсии и пособия, пороговый уровень оказания социальной помощи и поддержки.
Определить, насколько эффективна данная социальная политика, можно конечно, используя различные параметры и индикаторы. Полагаю, однако, что об эффективности данной социальной политики свидетельствуют социальная стабильность, растущее благосостояние населения, международное признание и реальные возможности ставить перед собой амбициозные цели вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее развитых стран мира.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:
1. Энциклопедический юридический словарь. - М.:ИНФРА-М., 1997. - С. 293
2. Конституции государств Европейского Союза. - М., 1997. - С. 8, 187, 423, 371
3. Баглай М.В. Конституционное право Рос. Федерации. - М.,1997. - С. 118-119
4. Социальная сфера: проблемы реформирования и интеграция. Материалы международной научно-практической конференции. - Санкт-Петербург, 2000 г. - С. 52
5. Конституция Республики Казахстан. Ведомости Парламента РК, 1996 г.,
№4, статья 217
6. Конституция Республики Казахстан. Научно-правовой комментарий. Под
ред. Г. Сапаргалиева. - Алматы: Жеті жарғы,1998. - С. 9, 13
7. Послание Президента Республики Казахстан 2008 года «Повышение благосостояния граждан – главная цель государственной политики». – Астана, 2008 г.
8. Казахстанская правда. 7 января 2010 г.
9. Казахстанская правда. 23 декабря 2009 г.
С.З. Баймагамбетов