Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Роль женщин в распространении православия среди казахов (XIX – начало XX вв.)

29520
Роль женщин в распространении православия среди казахов (XIX – начало XX вв.) - e-history.kz

На нынешнем этапе развития нашей страны сохраняется стабильность и спокойствие. Это связано с мерами, предпринимаемыми нашим правительством, по сохранению мира и согласия казахстанцев. Добиться такого состояния в многонациональном и многоконфессиональном государстве нелегко.

Следует учитывать то обстоятельство, что после распада Советского Союза в независимых республиках шел процесс возрождения духовной жизни народов. И одно из первых мест в ней занимает религия. Поэтому, в начальный период независимости в Казахстан ринулась огромная масса миссионеров, с тем, чтобы восполнить образовавшийся идеологический вакуум, после ухода с исторической арены «руководящей и направляющей силы советского общества» - Коммунистической партии. Среди неомиссионеров наряду с представителями традиционных религий, можно встретить членов различных сект, представляющих определенную угрозу стабильности страны. Однако попытки повлиять на религиозные воззрения казахов имело место и в досоветском прошлом.

В колониальной политике царизма изменению вероисповедания коренного населения отводилась главенствующая роль. Распространить христианство предполагалось на огромной территории, куда входил не только Казахстан, но и другие регионы Российской империи. В миссионерском противомусульманском сборнике указан маршрут проповедников православия: «…от Оренбурга до Ташкента, а отсюда через Верный до Омска и далее – путь христианству уже намечен,- христианский крест чрез огромное расстояние светится в пустынях Средней Азии». Верность выбранного пути, по мнению миссионеров, подтверждается историей - по нему шли древние завоеватели: Чингиз-хан, арабы, Тимур и Бабур. «Но мы идем под другим знаменем» [1, с.142.]

В распространении православия в Казахстане принимали участие священнослужители, миссионеры, чиновники колониальной администрации, различные слои населения. Использовались всякие приемы, лишь бы они давали желаемый результат. Проповедниками православия проводилась огромная работа среди всех категорий местных жителей.

Большая роль отводилась миссионерам, пытавшихся увеличить число сторонников не только за счет представителей русской национальности, но и путем привлечения в свои ряды коренных жителей. Вербовка миссионеров из лиц местной национальности высоко ценилась духовными властями. Особое внимание обращалось на казахских женщин. К слову, женщина-казашка, в далеко идущих планах миссионеров должна была стать их сторонницей, так как ими было замечено, что она пользуется большой свободой, «не закрывает своего лица от мужчины и беспрепятственно допускается в общество, где она имеет достаточный вес и значение. Разумно поставленное воспитание ее в русско-православном духе создаст из нее прекрасную нашу союзницу» [2, с.376].

Одной из таких союзниц в городе Уральске стала киргизская женщина, после крещения в 1877 году получившая имя - Мария Кабанова. Об имени, полученном ею при рождении, остается только догадываться, поскольку оно в имеющихся документах не значится. Видимо, влияние на нее лиц, занимавшихся миссионерской деятельностью, было настолько велико, что она едет в Москву и просит Совет Православного Миссионерского общества выдать ей свидетельство в удостоверении того, что она с разрешения духовного начальства занимается обращением киргиз из магометанства в православную веру. Получив, сей документ, Кабанова обращает в новую веру своих соплеменников, увеличивая число крещеных казахов, за что получает пособие от Православного Миссионерского общества и, конечно состоит под его покровительством [3, л.21, 21 об.]. Обращенные в христианскую веру казашки должны были сыграть роль «Троянского коня» в деле разрушения вековых традиций, нравственных устоев, семейных отношений, служивших преградой миссионерам в их «цивилизаторской» деятельности.

Убедительной иллюстрацией уготованной женщинам-казашкам стратегической миссии служит статья 80 части 1 Закона Гражданского: «Брак, принявшей святое крещение жены магометанина расторгается, а прежний муж магометанин дает обязательство в том, что он не будет имеющих родиться от сего брака детей, которые должны быть крещены в православную веру, приводить в свой закон…» [3, л.23 об.]

Налицо полное игнорирование традиций и обычаев казахов. Как известно, у казахов, именно мужчина является главой в семье, и от него ведут свои линии генеалогические корни. Взаимоотношения в казахской семье строились на основе взаимоуважения, при неукоснительном признании мужского приоритета. Унижая, этой статьей, достоинство мужчины, нельзя думать о том, что эти традиции были неизвестны составителям Законов.

Таким образом, деятельность русской православной церкви в XIX – начале XXвв. тесно переплеталась с целями царского правительства в колонизируемом крае. Не пренебрегая различными приемами, церковные священнослужители серьезное внимание уделяли крещению казахских женщин, рассчитывая на успех дела. Увеличить же количество неофитов среди казашек, которые должны были впоследствии воспитывать и прививать своим детям верноподданические чувства к «престолу и отечеству» служить царю, не принесло желаемых результатов.

1 Миссионерский противомусульманский сборник. Труды студентов миссионерского противомусульманского отделения при Казанской Духовной Академии. - Казань, 1894. - Вып. 20. – 315 с.

2 Миропиев М.А. О положении русских инородцев. – СПб., 1901. - 515 с.

3 Дело о крещении киргизки // ЦГА РК. Ф.707; Оп.1, д.16.- Л.21-23 об.

Садвокасова Закиш Тулехановна

д.и.н., профессор кафедры истории Казахстана ЕНУ имени Гумилева

 
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?