Индикатором стабильности государства является социальная сфера. Государство, которое уделяет ей первостепенное значение - проводник взвешенной, гуманной политики. Нынешнее Послание «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» является документом, подтверждающим основную идею необходимости заботы государства о простых гражданах в посткризисный период. Содержание Послания точно определило вектор направления на 2012 год. Решение вопросов социального характера, таких как качественный рост человеческого капитала, обеспечение трудоспособного населения рабочими местами, забота о здоровье казахстанцев и многие другие являются доказательством целенаправленной политики государства в этой области .
Реализация программы форсированного индустриально-инновационного развития зависит от кадрового потенциала. В первую очередь это связано с тем, что в мировой практике действует новый тип экономического роста на базе использования знаний и инноваций как важнейших ресурсов продвижения вперед. Для вхождения в мировой рынок Казахстану необходимо чутко реагировать на индикаторы его потребностей. Этот процесс будет успешнее реализован, если будут использоваться его достижения. Ориентированность на необходимость перехода к «экономике знаний» позволит ускорить процесс модернизации экономики на новой индустриально-технологической основе.
Статистические показатели многих стран мира ярко иллюстрируют положительный эффект от вложения инвестиций в образование и науку. Так, в целом национальное богатство различных стран только на 5% составляют природные ресурсы, на 18% физический (производственный) капитал, а основное место – 77% - занимают знания и умение ими распоряжаться. Понимая это, государство особое внимание уделяет вопросу подготовки кадров, от которых в конечном итоге зависит конкурентоспособность Казахстана в посткризисный период. Образование и наука должны дать обучающейся молодежи не только знания, но и умение их использовать в процессе социальной адаптации, дальнейшего профессионального роста.
Именно этим объясняется то, что в 2012 году из бюджетных средств государством выделяется 1,2 трлн тенге на систему образования, модернизация которой может осуществиться при условии внедрения в процесс обучения современных методик и технологий, высокого качества педагогического состава и создании независимой системы квалификации. Вместе с тем планируется создание новых условий для обучения работающей молодежи через механизмы государственно-частного партнерства, субсидирования проезда и проживания молодежи из сельской местности и малообеспеченных семей, развития сети общежитий. Эти действенные механизмы позволят качественно улучшить подготовку кадров для производства, сельского хозяйства и др.
В этом направлении начался переход на новую систему управления профессионально-техническим образованием, готовится открытие холдинга «Кәсып Қор», на базе которого будут отрабатываться инновационные методики по подготовке специалистов рабочих специальностей по опыту Норвегии и Сингапура, где 70% обучения осуществляется на производстве.
Немаловажная роль в Послании отводится и подготовке научных кадров, от которых зависит продвижение и активное внедрение в производство инновационных открытий. Неслучайно в Послании акцентируется внимание на необходимости создания условий для педагогов средней и высшей школы, отвечающих за квалификационную характеристику будущих специалистов. Решение этой практической задачи позволит ассоциировать человеческий капитал с эффективной занятостью населения на постоянно действующих рабочих местах, востребованностью работников по профессии и квалификации с соответствующей заработной платой.
Молодежь – мобильная часть общества, которая активно впитывает новации образования и технологические новшества. Вместе с тем, молодежь - наиболее уязвимая часть общества, которая подвержена рискам. Это связано с небольшим трудовым стажем и отсутствием опыта работы. Так, например, в период кризиса 1990-х годов, когда в стране только появились рыночные институты и формировались финансовые структуры, количество безработных среди молодежи резко увеличилось. В 1999 году количество безработных достигло 3,9% экономически активного населения. Из них молодежь составила 28,9%.
Учитывая вышеприведенную статистику, в 2001 году Правительство приняло закон РК «О занятости населения», где одной из целевых групп рассматривалась молодежь. Реализация закона позволила снизить уровень безработицы с 19,1 до 12,1% в 2006 году, а в 2008 году до 7,4%. В период экономического кризиса Правительство взяло на себя расходы по содержанию молодого работника в компании. В течение 6 месяцев из бюджета на счет компании перечисляло 15 тыс. тенге, которые пошли на оплату труда занятого рабочего в возрасте до 30 лет.
В 2011 году уровень молодежной безработицыв мире достиг исторического максимума. По оценке Международной организации труда (МОТ), этот показатель составил 13% от экономически активного населения. В Казахстане в 2011 году безработица среди молодежи составила 0,6% [2]. Этот показатель доказывает активную позицию государства в решении вопросов трудоустройства молодежи. Ставка на молодежь решает не только социальные проблемы, но самое главное, способствует насыщению рынка труда кадрами и аккумулирует новые идеи как основные источники технологий.
Квалификация кадров зависит от полученного образования, способствующего развитию технологий. Рынок образовательных услуг должен быть насыщен специалистами и предоставлять им возможность для реализации своих способностей. Поэтому инвестиции, вложенные в образование и в науку, способствуют развитию технологических процессов.
В условиях ускоренного индустриально-инновационного развития страны необходимым фактором реализации задач, стоящих перед образованием и наукой, является создание новых форм взаимодействия производства и науки. Такая необходимость объясняется тем, что в Казахстане невысокий уровень активности предприятий в области технологических инвестиций в предкризисные 2006-2007 гг. составлял 4,8%, а в 2008-2009 гг. – 4,0%. Общие затраты на технологические инновации в 2009 г. составили 61050,92 млн. тенге, что ниже уровня 2007-2008 гг. Снизился уровень инновациоемкости ВВП. Основная доля в инвестировании инновационных проектов приходится на собственные средства предприятий - 85,3%, иностранные инвестиции - 8,3%, республиканский бюджет - 4,9%. Основными видами деятельности предприятий, имеющих завершенные инновации, являлись: внедрение новых технологий, оборудования, материалов - 54%, научно-исследовательская деятельность - 11%, проектно-конструкторская деятельность - 5,3%, участие в научно-технических программах - 2,9%. Наибольшее количество предприятий, имеющих завершенные технологические инновации, действовали в г. Алматы (32,5%), Карагандинской (15,8%), Жамбылской (6,6%) и Актюбинской (5,7%) областях [3]. Разработка механизма использования научных достижений поможет увеличить производительность труда, что, в конечном итоге, способствует росту конкурентоспособности экономики. Востребованность кадров будет главным критерием в этом процессе. Это основное условие для внедрения новых технологий. Поэтому человеческий капитал в условиях посткризисного развития должен стать центральным звеном в проводимой политике социальной модернизации.
Список литературы
1 Назарбаев Н.А. Послание Президента-Лидера Нации народу Казахстана «Социаль-но-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» // Казахстанская правда. - 2012. - 28 января.
2 Тынышбаева А. В новом послании Президента народу Казахстана особое внимание уделено молодежи // Литер - 2012. - 2 февраля.
3 Модернизация и рост конкурентоспособности экономики Казахстана / Под ред.
О. Сабдена. - Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2011. - 344 с.
Түйін
Мақаланың авторы: тарих ғылымдарының докторы, профессор, Қазақстан Респуб-ликасының БҒМ ҒК Мемлекет тарихы институтының Индустриалды-инновациялық даму және этноәлеуметтік үдерістер тарихы бөлімінің бас ғылыми қызметкері Аунасова Алима Мүсірқызы.
Мақалада 2012 жылы жүзеге асырылатын шаралардың әлеуметтік сипаты мен тетіктері қаралады. Онда адам капиталының сапалы өсуіне, тұрғындарды жұмыс орындарымен қамтамасыз ету мәселелеріне негізгі екпін түсірілген. Автор әлеуметтік міндеттерді шешу қажеттілігі жаңа индустриалды-техникалық негізде экономиканы жаңғырту үрдісін жеделдетуге мүмкіндік береді деген қорытындыға келеді.
Summary
Author of the article: Aunasova Alima, doctor of historial sciences, professor, chief research fellow of the Department of History of industrial and innovative development and etnnosocial processes of the Institute of State History of Committee of Science of the Ministry of Education and Science of the Republik of Kazakhstan.
In the article the social mechanisms and features of the events to be performed in 2012 is considered. The human capital development and the employment provision for people are especially highlighted. The author concludes that the necessity to resolve social tasks helps to accelerate the economic modernization on the basis of new industrial technology.
А.М. Ауанасова,
главный научный сотрудник
Отдела истории индустриально-инновационного
развития и этносоциальных процессов
Институт истории государства КН МОН РК, профессор