Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Человеческий капитал - основной приоритет социально-экономической модернизации Казахстана

29319

Индикатором стабильности государства является социальная сфера. Государство, которое уделяет ей первостепенное значе­ние - проводник взвешенной, гуманной по­литики. Нынешнее Послание «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» является доку­ментом, подтверждающим основную идею необходимости заботы государства о про­стых гражданах в посткризисный период. Содержание Послания точно определило вектор направления на 2012 год. Решение вопросов социального характера, таких как качественный рост человеческого капитала, обеспечение трудоспособного населения рабочими местами, забота о здоровье ка­захстанцев и многие другие являются до­казательством целенаправленной политики государства в этой области .

Реализация программы форсированного индустриально-инновационного развития зависит от кадрового потенциала. В первую очередь это связано с тем, что в мировой практике действует новый тип экономиче­ского роста на базе использования знаний и инноваций как важнейших ресурсов про­движения вперед. Для вхождения в мировой рынок Казахстану необходимо чутко реа­гировать на индикаторы его потребностей. Этот процесс будет успешнее реализован, если будут использоваться его достиже­ния. Ориентированность на необходимость перехода к «экономике знаний» позволит ускорить процесс модернизации экономики на новой индустриально-технологической основе.

Статистические показатели многих стран мира ярко иллюстрируют положи­тельный эффект от вложения инвестиций в образование и науку. Так, в целом нацио­нальное богатство различных стран только на 5% составляют природные ресурсы, на 18% физический (производственный) капи­тал, а основное место – 77% - занимают зна­ния и умение ими распоряжаться. Понимая это, государство особое внимание уделяет вопросу подготовки кадров, от которых в конечном итоге зависит конкурентоспособ­ность Казахстана в посткризисный период. Образование и наука должны дать обучаю­щейся молодежи не только знания, но и уме­ние их использовать в процессе социальной адаптации, дальнейшего профессионально­го роста.

Именно этим объясняется то, что в 2012 году из бюджетных средств государством выделяется 1,2 трлн тенге на систему об­разования, модернизация которой может осуществиться при условии внедрения в процесс обучения современных методик и технологий, высокого качества педаго­гического состава и создании независи­мой системы квалификации. Вместе с тем планируется создание новых условий для обучения работающей молодежи через ме­ханизмы государственно-частного партнер­ства, субсидирования проезда и проживания молодежи из сельской местности и малоо­беспеченных семей, развития сети общежи­тий. Эти действенные механизмы позволят качественно улучшить подготовку кадров для производства, сельского хозяйства и др.

В этом направлении начался пе­реход на новую систему управления профессионально-техническим образова­нием, готовится открытие холдинга «Кәсып Қор», на базе которого будут отрабатывать­ся инновационные методики по подготовке специалистов рабочих специальностей по опыту Норвегии и Сингапура, где 70% обу­чения осуществляется на производстве.

Немаловажная роль в Послании от­водится и подготовке научных кадров, от которых зависит продвижение и активное внедрение в производство инновационных открытий. Неслучайно в Послании акцен­тируется внимание на необходимости соз­дания условий для педагогов средней и высшей школы, отвечающих за квалифика­ционную характеристику будущих специа­листов. Решение этой практической задачи позволит ассоциировать человеческий ка­питал с эффективной занятостью населения на постоянно действующих рабочих местах, востребованностью работников по профес­сии и квалификации с соответствующей за­работной платой.

Молодежь – мобильная часть общества, которая активно впитывает новации образо­вания и технологические новшества. Вместе с тем, молодежь - наиболее уязвимая часть общества, которая подвержена рискам. Это связано с небольшим трудовым стажем и отсутствием опыта работы. Так, например, в период кризиса 1990-х годов, когда в стра­не только появились рыночные институты и формировались финансовые структуры, количество безработных среди молодежи резко увеличилось. В 1999 году количество безработных достигло 3,9% экономически активного населения. Из них молодежь со­ставила 28,9%.

Учитывая вышеприведенную статисти­ку, в 2001 году Правительство приняло за­кон РК «О занятости населения», где одной из целевых групп рассматривалась моло­дежь. Реализация закона позволила снизить уровень безработицы с 19,1 до 12,1% в 2006 году, а в 2008 году до 7,4%. В период эконо­мического кризиса Правительство взяло на себя расходы по содержанию молодого ра­ботника в компании. В течение 6 месяцев из бюджета на счет компании перечисляло 15 тыс. тенге, которые пошли на оплату труда занятого рабочего в возрасте до 30 лет.

В 2011 году уровень молодежной безра­ботицыв мире достиг исторического макси­мума. По оценке Международной организа­ции труда (МОТ), этот показатель составил 13% от экономически активного населения. В Казахстане в 2011 году безработица среди молодежи составила 0,6% [2]. Этот показа­тель доказывает активную позицию госу­дарства в решении вопросов трудоустрой­ства молодежи. Ставка на молодежь решает не только социальные проблемы, но самое главное, способствует насыщению рынка труда кадрами и аккумулирует новые идеи как основные источники технологий.

Квалификация кадров зависит от по­лученного образования, способствующего развитию технологий. Рынок образователь­ных услуг должен быть насыщен специали­стами и предоставлять им возможность для реализации своих способностей. Поэтому инвестиции, вложенные в образование и в науку, способствуют развитию технологи­ческих процессов.

В условиях ускоренного индустриально-инновационного развития страны необходи­мым фактором реализации задач, стоящих перед образованием и наукой, является создание новых форм взаимодействия про­изводства и науки. Такая необходимость объясняется тем, что в Казахстане невысо­кий уровень активности предприятий в об­ласти технологических инвестиций в пред­кризисные 2006-2007 гг. составлял 4,8%, а в 2008-2009 гг. – 4,0%. Общие затраты на тех­нологические инновации в 2009 г. составили 61050,92 млн. тенге, что ниже уровня 2007-2008 гг. Снизился уровень инновациоемко­сти ВВП. Основная доля в инвестировании инновационных проектов приходится на собственные средства предприятий - 85,3%, иностранные инвестиции - 8,3%, республи­канский бюджет - 4,9%. Основными видами деятельности предприятий, имеющих за­вершенные инновации, являлись: внедрение новых технологий, оборудования, материа­лов - 54%, научно-исследовательская дея­тельность - 11%, проектно-конструкторская деятельность - 5,3%, участие в научно-технических программах - 2,9%. Наиболь­шее количество предприятий, имеющих завершенные технологические инновации, действовали в г. Алматы (32,5%), Караган­динской (15,8%), Жамбылской (6,6%) и Актюбинской (5,7%) областях [3]. Разра­ботка механизма использования научных достижений поможет увеличить произво­дительность труда, что, в конечном итоге, способствует росту конкурентоспособности экономики. Востребованность кадров будет главным критерием в этом процессе. Это основное условие для внедрения новых тех­нологий. Поэтому человеческий капитал в условиях посткризисного развития должен стать центральным звеном в проводимой политике социальной модернизации.

Список литературы

1 Назарбаев Н.А. Послание Президента-Лидера Нации народу Казахстана «Социаль-но-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» // Казахстанская правда. - 2012. - 28 января.

2 Тынышбаева А. В новом послании Президента народу Казахстана особое внимание уделено молодежи // Литер - 2012. - 2 февраля.

3 Модернизация и рост конкурентоспособности экономики Казахстана / Под ред.

О. Сабдена. - Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2011. - 344 с.

Түйін

Мақаланың авторы: тарих ғылымдарының докторы, профессор, Қазақстан Респуб-ликасының БҒМ ҒК Мемлекет тарихы институтының Индустриалды-инновациялық даму және этноәлеуметтік үдерістер тарихы бөлімінің бас ғылыми қызметкері Аунасова Алима Мүсірқызы.

Мақалада 2012 жылы жүзеге асырылатын шаралардың әлеуметтік сипаты мен тетіктері қаралады. Онда адам капиталының сапалы өсуіне, тұрғындарды жұмыс орындарымен қамтамасыз ету мәселелеріне негізгі екпін түсірілген. Автор әлеуметтік міндеттерді шешу қажеттілігі жаңа индустриалды-техникалық негізде экономиканы жаңғырту үрдісін жедел­детуге мүмкіндік береді деген қорытындыға келеді.

 

  Summary

Author of the article: Aunasova Alima, doctor of historial sciences, professor, chief research fellow of the Department of History of industrial and innovative development and etnnosocial processes of the Institute of State History of Committee of Science of the Ministry of Education and Science of the Republik of Kazakhstan.

In the article the social mechanisms and features of the events to be performed in 2012 is considered. The human capital development and the employment provision for people are especially highlighted. The author concludes that the necessity to resolve social tasks helps to accelerate the economic modernization on the basis of new industrial technology.

А.М. Ауанасова,

главный научный сотрудник

Отдела истории индустриально-инновационного

развития и этносоциальных процессов

Институт истории государства КН МОН РК, профессор
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?