Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

«Образец высокого духа и служения Отчизне»

29020
«Образец высокого духа и служения Отчизне» - e-history.kz

«Образец высокого духа и служения Отчизне»

Олег ЕРМЕКОВ, руководитель образовательной компании Maryadi education, кандидат экономических наук, Жанна КЫДЫРАЛИНА, первый заместитель директора Института истории государства, доктор исторических наук

Мыслители говорят, что только знание своей истории дает возможность народу уверенно идти вперед, в будущее. Время течет неумолимо, с его необратимым бегом меняется все вокруг нас. Мы живем в быстро обновляющемся Казахстане, который творит свою новую историю, динамично интегрируясь в мировое экономическое и культурное пространство.

Сегодня мы имеем и делаем очень многое, о чем наши отцы и деды не могли даже мечтать. При этом часто не придаем значения тому, что именно их поколения создавали платформу для возможности успешного развития страны в настоящее время.

За годы независимости страна прошла большой и очень непростой путь от постсоветской периферийной республики к суверенному, признаваемому во всем мире государству. Всего за 20 лет под руководством Первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева – вдумчивого и системного политика, целеустремленного человека – наша страна успешно прошла совершенно фантастический путь грандиозных преобразований.

Нынешнее время выдвигает дополнительные требования ко всем казахстанцам, главные из которых – патриотизм и гражданственность. Много полезных уроков преподносит нам история.

Осмысление сущности и ценности нашего суверенного развития должно опираться на глубокое знание истории Родины. Если окинуть взором историю прошлого века, то можно увидеть непрерывную борьбу казахского народа за создание самостоятельного национального государства. Первая половина ХХ века оказалась "спрессованным" временем, за которое в течение жизни одного поколения произошли переломные события как в судьбе отдельных личностей и семей, так и в судьбе нации в целом. Один только голод 1932–1933 годов унес половину численности казахов. По некоторым оценкам, миллион и больше казахов были вынуждены уйти в чужие страны. Причины сегодняшних противоречий, негативного наследия прошлого в менталитете и сознании людей позволяют понять и тот период жизни народа, когда его пропускали сквозь политические, культурные, идеологические жернова, когда у него пытались отнять историческую память и прервать связь поколений.

Сегодня возникает вопрос: в чем причина живучести нации и сохранения себя в жерновах и тисках системы, условиях общенародной катастрофы? В первую очередь приходит мысль о высоком национальном духе народа. В начале ХХ века понятие "Алаш", имеющее древние истоки, превратилось благодаря усилиям национальной интеллигенции в объединительную освободительную идею. Казахские интеллектуалы подняли смысл термина "Алаш" как изначально родового клича до уровня государственной идеи. Алаш – исторический термин, происходящий, по различным версиям, от имени мифического прародителя казахов и других древних тюркских родов Алаша-хана. Искони этот термин был базовым понятием этнического единства, общеказахским девизом (ураном) и боевым кличем.

Появление движения, первой политической казахской партии "Алаш" и правительства Алашорды было не случайным явлением. Это был закономерный этап в многовековой борьбе казахского народа за независимость. Выдвижению алашскими лидерами идеи об образовании государства казахов способствовало получение рядом из них юридического образования в передовых российских вузах. Деятели "Алаш" были высокообразованными людьми, они владели несколькими языками. Бывшие деятели "Алаш" и представители казахской управленческой элиты, научной и творческой интеллигенции заложили фундамент казахской государственности. Они приняли активное участие в процессе определения границ и воссоединения казахских земель, прилагали все усилия для обеспечения целостности казахской территории.

Сегодня об Алашском движении, алашских и других национальных деятелях появилось достаточное количество исследований. Вместе с тем эта история еще продолжает активно разрабатываться и пополняется новыми данными. Совсем недавно впервые на русском языке издана научно-популярная монография Жанны Кыдыралиной "Алимхан Ермеков" (Алматы, 2012. – 320 с.) в новой книжной серии "Ұлы дала тұлғалары" отраслевой программы "Ғылыми қазына", инициированной МОН РК. Книга посвящена одному из лидеров Алашского движения и партии "Алаш", члену правительства Алашорды, яркому и талантливому государственному и общественному деятелю, активно участвовавшему в создании Казахской автономной советской республики и воссоединении казахских земель, педагогу и ученому, первому казахскому профессору математики Алимхану Абеуовичу Ермекову (1891–1970).

Алимхан Ермеков, уроженец Каркаралинского уезда Семипалатинской губернии (ныне – Актогайский район Карагандинской области), выходец из среднесостоятельной семьи (отец и дед его в разное время были волостными правителями), был в когорте блестяще образованных и окончивших с золотой медалью учебные заведения России. Еще в стенах Томского технологического института к студенту А. Ермекову пришло четкое осознание своего гражданского долга и предназначения. А. Ермеков в 1917 году ушел с пятого курса института, уехал в Семипалатинск, где сблизился с Алиханом Букейхановым.

Алимхан Ермеков был одним из самых молодых, деятельных и энергичных представителей Алашского движения. Именно ему самые старшие идейные руководители движения А. Букейханов и А. Байтурсынов доверили высокую миссию отстаивания государственных интересов. Еще 19–21 марта 1918 года по поручению А. Букейханова в разговоре по прямому телеграфу с Лениным и Сталиным в Москве А. Ермеков и Х. Габбасов поставили перед большевиками главный вопрос о признании целостности казахской территории и создании автономии. А весной – летом 1920 года, будучи членом Киргизского ЦИКа (Центрального исполнительного комитета), Алимхан Ермеков делегировался в Москву. Он выступал с докладом "О положении Казахского края вообще и по вопросу о границах в особенности" перед В. И. Лениным, который поддержал его. Именно тогда, в процессе четырехмесячной кропотливой работы, вопреки мнениям многих других чиновников центрального аппарата, Алимхан Ермеков добился возвращения Казахстану очень важных территорий. Среди этих территорий особо следует отметить побережье Каспия, Акмолинскую и Семипалатинскую области. Сегодня нашему государству это обеспечивает выход к Каспию и владение запасами нефти и газа, с которыми в значительной мере связывается экономическое и политическое будущее суверенного Казахстана. В Акмолинской области располагается новая столица нашего государства.

Значительным и успешным результатам деятельности Алимхана Ермекова способствовали глубокое знание им вопросов права, истории этноса, экономической географии, редкое умение, несмотря на сравнительно молодой возраст (29 лет), убеждать оппонентов. В свое время талантливый поэт С. Торайгыров так охарактеризовал Алимхана Ермекова в своей поэме – посвящении лидерам "Алаш": "Молодой Ермеков хваток и прозорлив, как быстролетный и зоркий сокол…"

Авторитет А. Ермекова среди народа и его лидеров был высок и признан. На следствиях по делу алашординцев многие отмечали, что "все алашординцы очень уважают Ермекова, и он является среди них очень влиятельным лицом, пользующимся большим доверием среди национальных деятелей. На вопрос, кто из населения больше любит Ермекова – бедняки, середняки или баи, они заявляли, что все казахское население".

Алимхан Ермеков – человек-легенда. Он достойно вынес все испытания судьбы, сохранив жизненную стойкость и человеческое благородство. По ложным обвинениям в "контрреволюционной деятельности" он находился сначала два года под следствием во внутренней тюрьме НКВД КССР, затем, в 1938 г., был приговорен к длительному лагерному заключению. В 1947 г., отбыв 9 лет в Енисейлаге, что в г. Канске Красноярского края, вернулся в Казахстан, но 4 декабря 1948 года был вновь арестован. И еще 7 лет пришлось ему провести за колючей проволокой в городах Воркуте Коми АССР и Тайшете Иркутской области. Лишь в 1955 г. А. Ермеков был досрочно освобожден. Всего А. Ермеков находился под следствием и в заключении на протяжении 18 лет. Однако и после официальной реабилитации в 1955–1957 гг. его имя долгое время было под запретом.

Алашские лидеры дают примеры нравственности, высоких порывов служения Отечеству, самопожертвования во благо народа. Алимхан Ермеков в числе других лидеров алашской интеллигенции предостерегал о пагубных последствиях курса насильственной и ускоренной коллективизации.

Он использовал средства печати для отстаивания национальных интересов. Рупором общественного мнения казахского народа выступала общенациональная газета "Казах", издававшаяся с 1913 г. в Оренбурге. Алимхан Абеуович печатал на ее страницах статьи об учебе казахских студентов в вузах Томска, оценивал эту национальную газету, печатный орган алашординцев, как самую яркую и передовую газету своего времени наподобие "Русских ведомостей". В 2013 г. исполнится 100 лет общенациональной газете "Казах".

Сегодня Президент страны – Лидер нации Н. А. Назарбаев поставил задачу перевода казахского языка на латиницу, при этом предложив исключить поспешные действия, значительно продлив процесс перехода до 2025 года. Алимхан Ермеков издал в 1935 г. на казахском языке (на латинской графике) учебник для вузов по высшей математике, а также словарь математических терминов. В те же годы другой выпускник Томского технологического Каныш Имантаевич Сатпаев написал на латинской графике учебник математики, вскоре ему пришлось переводить его на кириллицу. В кратчайшие сроки казахские интеллектуалы, заботясь об образовании на родном языке и развитии казахского языка, могли приспособить национальные потребности к изменяющимся условиям.

Алимхан Ермеков внес значительный вклад как незаурядный ученый-организатор и яркий педагог. Он работал в 1917–1938, 1947–1948, 1955–1958 годах в различных вузах республики и страны: во вновь открывшихся – Казахском высшем педагогическом институте в Ташкенте, в Казахском государственном университете, а затем и в Казахском педагогическом институте, ветеринарно-зоотехническом, горно-металлургическом институтах в Алма-Ате, Куйбышевском плановом институте, Чимкентском технологическом институте строительных материалов, в последние годы – в Карагандинском горном (позднее – политехническом) институте.

Вся жизнь и деятельность Алимхана Ермекова – наглядный и достойный пример для нас, современников, в определении личной позиции в наше непростое время. Ведь успех модернизации Казахстана и строительства подлинно конкурентоспособного, развитого демократического государства будет зависеть от каждого гражданина, его жизненной позиции и отношения к обществу.

В Стратегии "Казахстан-2050" в числе других приоритетных направлений поставлена задача по формированию исторического сознания и патриотизма. Воспитанию гражданско-патриотических чувств и истинных нравственных ориентиров в полной мере служило бы присвоение имени выдающегося государственного деятеля, педагога Алимхана Абеуовича Ермекова учреждениям образования республики. Не только Алимхан Ермеков, но и представители рода Ермековых внесли вклад в развитие науки и образования в республике. Сын Алимхана Магавья (названный так в честь любимого сына Абая Кунанбаева), 1921 года рождения, в 1968 г. стал доктором геолого-минералогических наук, в 1983 г. – членом-корреспондентом АН Казахской ССР, а затем академиком НАН РК. Племянник А. Ермекова Мухсин Амирханович был первым директором Института металлургии, а его дочь Ванадия Мухсиновна – доктор биологических наук, работает в США. Другой племянник – Муслим Амирханович – был членом-корреспондентом АН Казахской ССР, первым заместителем министра сельского хозяйства Казахской ССР, ректором Алма-Атинского зооветеринарного института. Сын Муслима Амирхановича Толеген стал доктором технических наук, профессором, членом-корреспондентом НАН РК.

Великие личности поколения "Алаш" были светочами для своей нации, они останутся немеркнущими символами высокого человеческого духа и служения Отечеству. Надеемся, что те, кто прочтут новую книгу об Алимхане Ермекове, проникнутся одухотворяющими и облагораживающими образцами, станут следовать в жизни этим примерам, будут мудрее, добрее и рассудительнее в поступках, станут более ответственными и патриотичными гражданами. Сегодня это чрезвычайно важные качества: стремление к добру, правде, справедливости; отсутствие равнодушия и умение сострадать; добросовестное выполнение порученной работы на любом участке; чувство ответственности и определенных обязательств по отношению к стране, в которой живешь, которая является твоей родиной. Вот те добродетели, которые необходимы сегодня гражданам Казахстана, чтобы наша страна продолжала уверенно двигаться вперед и занимала в будущем достойное место в сложном многообразном мире.

 //Казахстанская правда. -2013.-18 января


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?