История человеческой цивилизации хранит
тысячи сюжетов развития обществ, национальных государств. Рушились великие
империи, но на их месте рождались новые государства, которые заявляли о
себе, начиная активно развиваться.
Как ученый-историк, я часто думаю о судьбах цивилизаций и
государств, канувших в лета. И задаюсь вопросом: почему великие сообщества
постигла такая участь? Но гибли не только древние и средневековые
государства. И в новейшее время мы были свидетелями крушения великих
держав, как, например, Советского Союза. На обломках СССР появились молодые
государства, путь которых, к сожалению, не сделал жизнь их граждан лучше и
безопаснее. Ряд независимых государств не только утеряли то, что было
положительным в советский период, их деяния положили начало большим и кровавымконфликтам.
Особняком в этом ряду стоит Казахстан. За прошедшие 19 лет, а осенью
мы отпразднуем и 20-летие независимости, молодое государство добилось
впечатляющих экономических успехов, что справедливо отмечают не только сами
граждане страны, но и зарубежные эксперты. Кстати, некоторые из них в 90-е
годы предрекали крах Казахстану, называя молодую страну
"химерой", а планы обустройства "утопическими".
В истории цивилизации
исключительно важную роль играют политические лидеры. Их устремления,
внутренняя культура, знания, особенности характера создают основы для перемен
в новых условиях, но в то же время могут негативно влиять на судьбы стран и
народов. Таких примеров в истории много.
Уверен, никто не будет оспаривать того, что исключительно важную
роль в становлении молодого независимого Казахстана сыграл президент
Нурсултан Абишевич Назарбаев. Как политическому деятелю, выросшему в
условиях господства марксистско-ленинской идеологии, директив плановой
экономики, всесилия и диктата центра, ему было нелегко переломить себя и
прочно стать на путь демократии и рыночной экономики. Перестроить себя и
отказаться от догм и стереотипов прошлого ему, как это парадоксально не
покажется, помог опыт работы на производстве и в хозяйственных органах – от
горнового на Карагандинском металлургическом комбинате в Темиртау до председателя
Совета министров Казахской ССР. Заметим, что в 80-е годы он стал самым
молодым премьером в СССР. Будучи на организационной и партийной работе,
Нурсултан Назарбаев узнал "изнутри" все достоинства и недостатки
планового социалистического метода хозяйствования. Он воочию видел
невосприимчивость плановой системы к инновациям, нарастающее отставание
экономик государств социалистического лагеря от развитых стран мира. К 90-м
годам XX века в условиях падения мировых цен на нефть это отставание стало
даже пугающим.
Познав политическую деятельность
как работник городского, областного партийных комитетов, как секретарь ЦК
Компартии Казахстана, Нурсултан Назарбаев познакомился с людьми,
увлеченными идеями, в то же время он видел, что многие партийные функционеры
заняты карьерой, обустройством личной жизни. Планы КПСС оказывались
прожектерскими и демагогическими. Назарбаев, на мой взгляд, с
воодушевлением встретил перестройку Михаила Горбачева.
Из личных качеств казахстанского
лидера можно выделить такие черты, как целеустремленность и решительность.
Именно эти качества помогли ему пойти на смелый слом отжившего,
распрощаться с окружением, которое еще цеплялось за старое. Очевидцы
рассказывали, как остро, порой тяжело переживал он конфликты, недовольство
людей или же неисполнение задуманного. Тем более что обещания, широко
раздаваемые реформаторами, оказались неисполненными. В начале и в середине
90-х годов полки магазинов были пусты, а за хлебом, солью, сахаром
выстраивались длинные очереди. Люди были озлоблены на действия
реформаторов. Страна разваливалась на глазах…
Как человеку и как политику
Нурсултану Назарбаеву были хорошо знакомы и понятны боль и страдания людей,
например, ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников сел и городов,
долгое время живших надеждами на светлое будущее. Наиболее ярко качества
оратора и трибуна у Назарбаева проявлялись, когда он встречался с простыми
людьми.
В 90-е годы забурлила шахтерская
Караганда. Люди, месяцами не получавшие свои "кровные", были
готовы пойти на самые решительные меры. Нурсултана Назарбаева шахтеры,
отвергавшие союзных министров, воспринимали как своего. Его уверенность,
понимание им нужд бастующих успокаивали людей.
Став президентом республики в апреле 1990 года, Назарбаев взял на себя
огромное бремя ответственности. Президент глубоко продумывал график поездок
как региональных, так и зарубежных. Он всегда включал в график посещение
новых строящихся объектов, нужных для экономического и социального развития
страны: школ, больниц, дорог. При посещении регионов предпочтение
отдавалось встречам с людьми, которые могли быть примером для подражания, в
частности с многодетными семьями или представителями бизнеса, труд которых
приносил пользу республике. В зарубежных поездках главу государства в
первую очередь привлекали те круги, которые могли бы стать крупными
инвесторами для экономики страны или же партнерами молодого государства.
СНАЧАЛА ЭКОНОМИКА,
А ЗАТЕМ – ПОЛИТИКА
|
Особое значение в деятельности президента нового государства
занимает сфера национальной политики. Казахстан в период приобретения
независимости был полиэтнической республикой. Кроме коренного этноса –
казахов, в республике проживали многочисленные потомки славянских
переселенцев конца ХІХ – начала ХХ века. Более миллиона граждан Казахстана
– это потомки тех, кто был депортирован в Казахстан в сталинский период:
"раскулаченные" крестьяне, немцы, поляки, турки, корейцы,
народности Кавказа. Более миллиона людей прибыли в Казахстан после Второй
мировой войны, по оргнабору на освоение целины.
С распадом СССР стали рушиться привычные ценности и ориентиры, характерные
для советского периода. Политика гласности обнажила ужасающую информацию,
прежде скрываемую от общественности: это и гибель части народа, репрессии
лучших представителей интеллигенции.
Прежние положения национальной политики уже не срабатывали. В столь сложной
и взрывоопасной обстановке нужны были новые идеи и базовые принципы. По
инициативе президента создается Ассамблея народа Казахстана, призванная
дать новые ориентиры в национальной политике.
Реформаторы многих поколений заблуждались, провозглашая чисто
идеологические цели, считая достаточным декларирование утопических
лозунгов, способных как по мановению палочки изменить ситуацию к лучшему.
Нурсултан Назарбаев твердо и четко определил краеугольный камень
своей политики: "Сначала экономика, а потом – политика". Этот
призыв был поддержан населением. Люди, уставшие от голых лозунгов и пустых
обещаний, обрели уверенность и надежду.
Руководством страны в кратчайшие сроки была проведена политика
приватизации, принят целый пакет законов по адресной социальной помощи,
введена в действие программа по борьбе с бедностью и безработицей,
сформированы накопительные пенсионные фонды.
В целом в 2000-е годы в Казахстане был успешно завершен транзитный период.
Характерными чертами динамичного развития стали быстрый экономический рост,
накопление ресурсов, благоприятный инвестиционный климат, увеличение
численности населения, реализация социальных программ, преодоление
глобальных вызовов. Достижения Казахстана в 2000-е годы позволили уверенно
встретить мировой финансово-экономический кризис, выработать эффективную
антикризисную программу.
ГЛАВНОЕ – ПОСТРОЕНИЕ
ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО И НЕЗАВИСИМОГО ГОСУДАРСТВА
|
Этот тяжелейший период становления казахстанской государственности
Нурсултан Назарбаев позже назовет "критическим десятилетием".
Мир менялся с нарастающим темпом. "А нам нужно было адаптировать не
только экономическую систему, но и общее государственное устройство,
начиная с самых его основ, и даже мышление каждого казахстанца, – говорил
президент. – И при этом мы, можно сказать, были в положении
"догоняющего весь мир". В своем выступлении на инаугурации 10
декабря 1991 года Нурсултан Назарбаев выразил всеобъемлющую идею, которая
должна была объединить граждан Казахстана: "Для нас эта идея –
свободное, суверенное, демократическое государство Казахстан".
Краткие, емкие и простые лозунги, которые провозглашал президент страны,
были не только понятны каждому гражданину, они также сплачивали и
мобилизовывали население. И слова не расходились с делом. За исторически
короткие сроки была проведена делимитация границ, а в бескрайних степях
Сары-Арки выросла новая столица. Строительство Астаны так же, как государственные
символы, национальная валюта тенге, стало знаменем и гордостью всех
казахстанцев, независимо от национальности.
У граждан возросла гордость за
республику. Кроме гражданских свобод, экономической самостоятельности, в
республике по инициативе главы государства стали проводиться крупнейшие
международные конференции. Весь Казахстан, затаив дыхание, следил, как
проходили саммит ОБСЕ в Астане, а затем и Азиада. Безо всякого
преувеличения можно сказать, что проведение подобных глобальных форумов стало
основой для дальнейшего сплочения казахстанцев.
Очевидные успехи в индустриальном развитии государства, приверженность
демократическим ценностям, огромная воля и желание изменить казахстанское
общество не остались незамеченными политиками мирового уровня. Свою оценку
высказали такие лидеры мирового сообщества, как Маргарэт Тэтчер
(Великобритания), Барак Обама (США), Николя Саркози (Франция), Дмитрий
Медведев (Россия). Наиболее емко оценку успехам Казахстана дал президент
Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва. Он знаменит не только тем, что, выйдя
из самых низов бразильского общества, стал главой крупнейшей страны
Латинской Америки. Его заслуга заключается в том, что он одну из самых
бедных стран мира Бразилию превратил в одного из лидеров мировой экономики.
Говоря о главе Казахстана, он подчеркнул: "Нет никаких препятствий для
правителя, который желает строить и созидать. Миру нужны такие лидеры,
которые созидают во благо народа".
В начале статьи я спрашивал:
почему гибли государства? Один из главных ответов на этот вопрос кроется в
том, что успеха добиваются те страны и народы, чья деятельность направлена
на процветание и гуманизм. И те народы, которые имеют достойного правителя.
3 апреля 2011 года граждане Казахстана выбирали не только главу государства.
В этот день люди оценивали деятельность Нурсултана Назарбаева за годы
независимости.
|