Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

«История как фактор консолидации общества»

29017
«История как фактор консолидации общества» - e-history.kz

«История как фактор консолидации общества»

В Послании Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева народу «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» в условиях глобальных вызовов ХХI века, среди которых ускорение исторического времени, кризис ценностей цивилизации и другие, в числе первостепенных приоритетов особое внимание уделено формированию нового казахстанского патриотизма, роли интеллигенции в укреплении общенациональных ценностей, необходимости продолжения работы по формированию исторического сознания общества.

Глава государства отметил в стратегии необходимость сохранения культурной самобытности и генетического кода нации (язык, традиции, история, символы), подчеркнув их роль в ее консолидации. Актуализация исторического прошлого – важнейший фактор развития национальной идентичности и духовности. Президент Казахстана не раз отмечал первостепенное значение знания родной истории и культуры как консолидирующего нацию фактора. Нурсултан Назарбаев писал в одной из своих работ, что без огромного сознательного труда миллионов людей, без осознания своей собственной роли в тысячелетней истории этноса, тем более столь сложной и драматичной, как история казахов, нельзя выстроить национальной идеи.

Конструирование коллективной идентичности является также важной составляющей политики современных государств. Все государства мира в той или иной мере проводят политику идентичности, направленную на интеграцию различных сообществ, поощрение солидарности, формирование и утверждение определенных представлений, символов, составляющих коллективный автопортрет и опирающихся на те или иные интерпретации истории и культуры, конструирование своего прошлого и будущего. Инструментами этой политики являются государственный язык, школьные и вузовские учебные программы, требования, связанные с приобретением гражданства, национальные символы и праздники, ономастическая работа и т. п.

Важно отметить и то, что формирование современной политической нации сопровождается выработкой собственной парадигмы истории.

Ныне перед историками Казахстана выдвигается целый ряд задач, обусловленных особенностями нынешнего этапа развития государства. Сегодня мы имеем дело с качественно новой социальной реальностью, продолжающей быстро изменяться. Современный Казахстан сталкивается со все новыми внутренними и внешними вызовами, требующими адекватного осмысления, быстрого и эффективного реагирования, обязательного учета при выборе стратегического пути развития специфики казахстанского общества. Историческая наука может и должна внести свой вклад в решение этих сложных и масштабных задач.

От историков, как и от всех обществоведов, требуются поиск и попытки дать научный ответ на актуальные проблемы, возникающие в реальной социально-экономической, общественно-политической, духовно-культурной жизни страны. Причем их осмысление и интерпретация требуют инноваций.

В известной программной статье Главы государства «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» важное значение, как известно, придавалось необходимости построения учебно-воспитательного процесса на инновационных методиках и особой роли исторических знаний в решении задач становления личности, гражданина и патриота. Ученые Института истории государства участвуют в подготовке и экспертизе учебников и учебных программ по истории Казахстана для вузов и средних общеобразовательных школ, организуют семинары и «круглые столы» по актуальным проблемам преподавания и изучения отечественной истории. Эти вопросы обсуждались и на недавно проведенных в Институте истории государства «круглых столах» с участием коллег, известных ученых, профессоров ЕНУ им. Л. Н. Гумилева К. Сарткожаулы, М. Алпысбес, З. Е. Кабульдинова, профессора Академии государственного управления при Президенте РК Д. М. Мажиденовой.

Большое значение в формировании исторического сознания имеет популяризация исторических знаний для нынешних и будущих поколений через издание научно-популярной исторической литературы, познавательные передачи на телеканалах «Білім», «Мәдениет», производство кинофильмов, в создании которых участвуют и ведущие ученые-историки. Следует отметить важную роль государственной поддержки в реализации социально значимых научных исследований. Так, благодаря программе «Ғылыми казына» МОН  РК в 2012 году учеными Института государства изданы первые книги серии «Ұлы Дала тұлғалары»: «Нурсултан Назарбаев и казахстанская модель строительства государства» (авторы Б. Аяган, А. Ауанасова), «Алимхан Ермеков» (Ж. Кыдыралина), «Жұмабек Тәшенов» (С. Дүйсен, Қ. Енсенов), осуществляется работа по подготовке очередных книг серии о выдающихся личностях в истории Казахстана.

Межведомственная координация, взаимодействие всех государственных и общественных институтов, научного сообщества столь значимы в реализации общих задач по укреплению общественного согласия. Научные институты включаются сегодня в разработку тематических исследований в рамках реализации Стратегии «Казахстан-2050». Обозначенные в приоритетных направлениях стратегии задачи придают новые стимулы и для исторических исследований. Казахстанский опыт построения сильного государства и роль в этом Первого Президента, теоретические и методологические основы нового политического курса, обозначенного в Стратегии-2050, осуществляемые в стране реформы во всех сферах – все это становится предметом межотраслевых научных исследований, в том числе и исторического анализа.

Тема укрепления межэтнического и межконфессионального согласия и толерантности в Казахстане всегда находится в центре внимания историков. Изучение и использование огромного багажа историко-культурных традиций этносов Казахстана будет способствовать целям консолидации общества. Учеными Института истории государства был осуществлен ряд успешных проектов с Ассамблеей народа Казахстана, поддерживается сотрудничество с посольствами Украины, Болгарии, Польши. Совместно с учеными-историками этих стран сотрудники Института государства участвовали во многих международных конференциях, издали совместные научные труды об истории депортации народов в Казахстан и современной жизни диаспор.

Развитие исторической науки невозможно без консолидации научных сил и научно-образовательных учреждений, расширения творческих связей и регулярного сотрудничества с зарубежными научными центрами. Институт истории государства сотрудничает с ведущими учеными России, Узбекистана, Украины, Турции, Болгарии, США и других стран. Налажена практика совместных встреч, дискуссий по актуальным вопросам исторической науки и с профессорами Назарбаев Университета.

12 апреля ученые нашей страны отмечают свой профессиональный праздник – День работников науки. Результаты плодотворного научного поиска и инновационных исследований вкладываются в основу прогресса Казахстана. Этот праздник призван способствовать единению и сплочению народа Казахстана вокруг идей и инициатив Президента страны, направленных на созидательный труд, проявление творческой инициативы, приращение научного знания, повышение профессиональной компетенции сограждан, формирование интеллектуальной, конкурентоспособной нации.

Разъяснять значение и суть исторического прошлого и происходящих ныне масштабных перемен в жизни Казахстана во благо единения и консолидации народа, всевозрастающей роли независимого государства в мировом сообществе – долг и высокая задача, стоящая перед отечественными историками.

Жанна КЫДЫРАЛИНА, первый заместитель директора

Института истории государства, доктор исторических наук

 // Казахстанская правда. -2013. -12 апреля


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?