История экономики занимается изучением экономики как явления. Экономика
призвана решать два основных взаимосвязанных вопроса: производства и
распределение. Еще более важным является достижение экономической
эффективности. Это возможно лишь при взаимодействии экономики с другими
сферами человеческой жизни: государственно-правовой, социально-политической
системами, а также при высоком уровне развития духовно-ментальной сферы.
Экономическая история занимается изучением того, как шел поиск человечеством
оптимальных путей своего развития.
Экономика рождена человеком и его деятельностью.
Рынок же является
порождением экономики. Он так же, как и экономика, развивается, но именно во
многом под его воздействием эволюционирует экономика. Именно рыночные отношения
привели к рождению еще одного экономического явления –
бизнеса.
Эффективность функционирования рынка и возможности бизнеса требуют вполне
определенных условий. В том случае, когда такие важнейшие факторы, как
земля, труд, капитал, имеют возможность вызреть, происходит динамичное
хозяйственное развитие и экономика достаточно быстро проходит целый ряд этапов
своего развития.
2. Огромное место и роль в развитии человеческой цивилизации играют такие
понятия и явления, как экономика, политика, общество, культура. Они находятся в
прямой и тесной взаимосвязи.
Экономика (греч. букв.) –
искусство ведения домашнего хозяйства.
Под экономикой понимается:
· совокупность производственных отношений, экономический базис общества.
· народное хозяйство данной страны или его часть, включающая
соответствующие виды производства и отрасли.
· образует основу всех других общественных отношений и играет решающую
роль в развитии общества;
· отражает отличительные особенности отдельно взятой страны в связи с
ее географическим положением, участием в международном разделении труда,
историческими традициями, достигнутым уровнем развития хозяйственной культуры
и другими конкретно-историческими условиями.
В то же время экономика характеризуется теснейшей связью с политикой и,
наоборот, общественно-политический фактор воздействует на экономику.
Цивилизация (от латинского civilis) – гражданский, государственный;
1) Синоним культуры. В марксистской литературе употребляется также для
обозначения материальной культуры.
2) Уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры
(античная цивилизация; современная цивилизация).
3) Ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф.
Энгельс).
Понятие «цивилизация» появилось в XVII веке в тесной связи с понятием
«культура». Французские философы-просветители называли цивилизацией общество,
основанное на началах разума и справедливости. В XIX веке понятие
«цивилизация» употреблялось как характеристика капитализма в целом, однако
такое представление о цивилизации не было господствующим.
Так,
Н. Я. Данилевский сформулировал
теорию общей типологии культур
, или цивилизацию, согласно которой не существует всемирной истории, а есть лишь
история данных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер.
В концепции О. Шпенглера, цивилизация – это определенная заключительная стадия
развития любой культуры. Ее основные признаки: развитие индустрии и техники,
деградация искусства и литературы, возникновение огромного скопления людей в
больших городах, превращение народов в безликие «массы». Вслед за ним –
А
.
Тойнби насчитывал более 26 цивилизаций, независимых друг от друга.
Культура (от латинского cultika – возделывание, воспитание, образование,
развитие, почитание) ‑ исторически определенный уровень развития общества
и человека, выраженный в типах и нормах организации жизни и деятельности людей,
а также в создаваемых ими материальных или духовных ценностях.
Понятие культура употребляется для характеристики материального и духовного
уровня развития определенных исторических эпох, общественно-экономических
формаций, конкретных обществ, народностей, наций (например, античная
культура, культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни
(культура труда, художественная культура, культура быта).
История (от греческого historia – рассказ о прошлых событиях,
повествование о том, что узнано, исследовано) ‑ наука, изучающая прошлое
человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое
назначается с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем.
Для исторической науки главным является изучение
конкретной истории общества
. При этом она опирается на факты прошлого и настоящего. Собирание фактов, их
систематизация и анализ связей друг с другом есть внутренняя основа
исторической науки.
Истинная наука требует тщательного накопления и изучения фактов. При этом
необходимо брать не отдельные факты, а
всю совокупность относящихся к
рассматриваемому вопросу факторов, без единого исключения.
Теоретическое обобщение, осознание совокупности накопленных и исследованных в
зависимости друг от друга фактов и выводов – есть вторая сторона истории как
науки.
Единство этих двух сторон исторической науки неразрывно. Его нарушение в той
или иной мере всегда ведет к искажению процесса познания истории общества.
Отрасли исторической науки: политическая история, экономическая история и т.д.
Историзм – принцип подхода к действительности как изменяющейся во
времени, развивающейся.
Экономическая история является важным предметом изучения, а экономическая
культура – это один из важнейших критериев развития цивилизации. Основные
принципы подхода в освещении экономической истории цивилизации: историзм,
эволюционизм и сравнительный анализ.
3. Основные направления подходов к периодизации можно найти у Л. Моргана,
Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, К. Маркса.
В современной науке существуют различные подходы к оценке истории человечества и
его экономической истории. Многое зависит от общих философско-мировоззренческих
основ, которых придерживается тот или иной автор, от того, к какой
экономической школе он принадлежит. Большинство признает
преемственность
в развитии и существование всемирно-исторического процесса, а в этой связи и
прогресс, другие это отрицают. Одни придерживаются мнения об
эволюционистском пути развития, другие подчеркивают значение
революционного пути.
Таким же образом обстоит дело и с периодизацией: все зависит от тех критериев,
которые кладут в ее основу авторы. Можно брать за основу
критерии
общественно-экономического развития и отстаивать
марксистский
формационный подход, можно брать критерием
технологическое развитие
, можно брать
духовно-религиозное и т.п. И всегда это будет
корректировать периодизацию.
Голландский профессор Я. Тинберген в свое время сформулировал пять главных
целей общества, которые были признаны и приняты на Западе. В 1969 г. Я.
Тинберген получил Нобелевскую премию, надо думать, не за социальную утопию.
Эти ценности и цели человеческой цивилизации следующие:
· сохранение международного мира,
· максимальный выпуск продукции на душу населения при полной занятости
и равновесии денежной системы,
· улучшение распределения общественного продукта между социальными
группами и отдельными странами,
· эмансипация групп, не пользующихся равноправием,
· возможно большая индивидуальная свобода.
4. Достижение человечеством таких определенных ценностей стало возможным
благодаря его постоянной борьбе за решение основных экономических, социальных и
политических вопросов. Экономическая сфера – борьба за экономическую
эффективность. Социальная – постоянная, длительная и успешная борьба за
достижение социальной справедливости. Политическая – постоянная,
длительная и успешная борьба за развитие демократии, ее институтов, гарантию
прав человека и реализацию человеком своих свобод, возможностей и способностей.
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или
автора.
Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и
смежных правах».
8 (7172) 57 14 08
(вн - 1164)