Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Философия истории как направление философского знания: историческое формирование проблематики

28976

Если сущностные силы человека определяют его возможности, то история человечества предстает обнаружением реальности человека. Если мы хотим знать, что такое человек, каковы ее истинные проявления, то должны обратиться к истории. Но реальный ход истории не только поднимает, но и унижает человека, не только способствует выявлению ее возможностей, но и ограничивает их. В этом аспекте история человечества предстает одновременно как фонтанирование человеческих потенций, так и большое кладбище человеческих надежд, начатых, но не завершенных замыслов, неоправданных увлечений и т.д. Относительно отдельного человека история представляет собой не только жизненную школу, перечень исторических лиц, действия которых вызывают восхищение и желание им подражать, но и невозможность такого подражания. Потому, с одной стороны, исторические условия изменились, и действовать так, как действовали исторические личности, невозможно и бессмысленно. С другой стороны, как известно, люди скорее учатся на собственных ошибках; ошибки людей исторически прошлого мало полезны. Каждое поколение, которое выходит на арену истории, начинает действовать с уверенностью в своей неповторимости и оригинальности, а не с осознания себя ланочкою в историческом движении поколений. Когда же оно осознает именно такую ??свое качество, оно замечает, что уже осуществило массу ошибок и вынуждено уступать место новому поколению. Поэтому Гегель писал: "Правителям, государственным деятелям и народам важно советуют извлекать поучения из опыта истории. Но опыт и история учат, что народы и правительства ничего не научились из истории и не действовали согласно поучениям, которые могли из нее получить "(2, 61).
Если "история учит нас только тому, что она нас ничему не учит", то представляет она собой нечто большее, чем накопление фактов, явлений и событий? Можно ли ее рассматривать как единый процесс, а не пересечения случайных актов?
Конечно, хотя бы и изначальная ориентация в историческом процессе нужна не только политикам, но и каждому человеку, который стремится сознательно строить свою жизнь, ибо вне истории человечества человека просто нет. Это означает, что человеческое бытие имеет принципиально исторический характер и требует от людей определенных усилий именно на обеспечение исторических условий своей жизни. Таких, например, как воспитание и обучение детей, передача исторической эстафеты опыта, достижений своей деятельности, сохранения исторического достояния. Философия истории как особое направление философского познания призвана осуществлять общую ориентацию человека в историческом процессе.
Термин "философия истори» впервые употребил Ф.Вольтер (XVIII в.), Но окончательного узаконивания он приобрел после выхода в свет труда Иоганна Готфрида Гердера (1744-1803) "Идеи к философии истории человечества" (т.1-4, 1784 - 1791) и лекций по философии истории, которые читал Георг Гегель в Берлинском университете (1822-1831). Но в развитии философской мысли осмысления истории как особой сферы действительности имелось на всех ее этапах. Поэтому есть все основания вести разговор об античной, средневековой, ренессансной философии истории, об идеях философии истории в новоевропейском Просвещении и т.д., вплоть до XX в. На протяжении всего этого исторического периода постепенно формировался круг исходных проблем философии истории, которые мы и опишем в их историческом содержании.
Первую проблему, которая возникает при осмыслении истории, можно сформулировать так: имеет исторический процесс свою качественную особенность? В ее историческом решении обозначились три основных варианта: 1). история - это часть общего природно - космического процесса (античная философия, философия Средневековья, частично-Возрождение) 2) история имеет свою качественную специфику и в определенных аспектах корне отличается от природно-космических процессов (эпоха Нового времени, немецкая классическая философия) 3 ) история - это сфера обнаружения человеческих качеств или возможностей человеческой природы (частично - философия Возрождения, Нового времени и неклассическая философия)
Античная философия вписывала человеческую историю в общий космический круговорот, а философия Средневековья, наоборот, подчиняла природу человеческой истории, рассматривая бытие природы как в известной степени результат драмы человеческого грехопадения (до грехопадения в природе царила мир и гармония). В эпоху Возрождения появляется мысль о том, что история является сферой испытания человеческих возможностей (Н. Макиавелли, Дж.Бруно). Она получила еще большее распространение среди некоторых просветителей (Ж. Руссо, Ф.Вольтер) и в поздние времена (И.Г.Гердер). Для Просвещения была весьма характерной мысль о том, что история разворачивается согласно качеств, присущих человеческой природе. В неклассической философии исторический процесс довольно часто рассматривали как производное от определенных индивидуальных качеств людей (фрейдизм, частично - экзистенциализм, культурология). На том, что история имеет свою собственную качество, принципиально отличающее ее как от природы, так и от индивидуальных человеческих выражений, впервые стал настаивать Ф.Шеллинг: "Над первой природе должна выстраиваться друга и как выше, в которой царит закон Природы, но совсем другой, чем в природе видимой, а именно - закон Природы, существует для свободы "(Антология мировой философии, т.3. - с.272). Так, Ш. подчеркивал, что в мире истории господствуют законы, противоположные по направленности законам природы. Эту линию мнений достаточно аргументировано и углубленно развивал Гегель, а затем - историки середины XIX в. Наконец в XX в. названа позиция стала почти неоспоримой.
Второй по значению следует назвать проблему направленности истории: куда идет человеческая история? Ли она открытую или скрытую цель? Ли (или должна иметь) история определенный начало, а также - свой конец? Частичным - по объему, но не по значению - элементом этой проблемы возникает вопрос о прогрессе в истории. В историческом рассмотрении этой проблемы можно выделить следующие варианты толкований направленности истории:
1. Замкнутый кругооборот, т.е. постоянное возвращение истории на уже пройденные пути (античная философия): в горизонтальной плоскости, т.е. без изменения уровня того, что происходит, - Гераклит Эфесский, пифагорейцы, стоики; в вертикальной плоскости, т.е. с выходом на определенные высшие сословия и с последующим возвратом к низших, начальных - Эмпедокл, Демокрит, Лукреций Кар.
2. Линейный вариант (движение истории в бесконечность, но без существенных изменений): частично - императорский Рим, частично - Новое время и неклассическая философия.
3. Завершен, но целенаправленный процесс: христианская средневековая философия, философия истории Гегеля, при этом варианте варианте считалось, что история имеет цель, направляется к ее осуществлению и завершению по достижении такой цели.
4. История как процесс, прогрессирующий в вариантах: а) движения "по восходящей линии" (Ф.Бэкон, М.Ж.Кондорсе) б) в варианте "увеличение возможностей развития" (И.Г.Гердер, некоторые течения философии XX века ., например, технократические).
5. Циклический процесс: а) в варианте "взлетов и падений" (К.Тацит, Н. Макиавелли, Ж. Боден), б) в варианте "колебаний в определенных пределах", например, от мира к войнам, от объективного к субъектам "объективного и др.. ("Теория катастроф" Ж.Кювье, неклассическая философия (О.Шпенглер и др.)..
В античной философии господствовал взгляд на ход истории как круговорот - бесконечное возвращение к прошлому и его воспроизведения в неизменном виде через "мировой год". При этом иногда событий не оказывали сравнительной оценки, а иногда их рассматривали через сопоставление "совершенное - несовершенное", "выше - ниже" (Эмпедокл). История начинается в неопределенное время и направляется неизвестно куда без каких-либо существенных изменений - такой взгляд на историю был присущ мнению Римской империи, а также некоторым представителям философии. Например, Б. Спиноза считал, что в ходе истории меняются лишь формы ее существования, а сущность остается неизменной. Подобные подходы к истории заметно в основателей неклассической философии Шопенгауэра и С. Кьеркегора.
В эпоху Средневековья история четко укладывается в рамки нескольких решающих событий и имеет конечный, завершенный характер: она начинается с грехопадения, которое сразу же предполагает центральное событие истории (пришествие Иисуса Христа) и ее конец (Страшный суд).
Возрождение якобы хранит понимание движения истории "по кругу", но при этом на первый план выходит циклизм (по каждому взлетом истории наступает ее упадок, за каждым падением - взлет), амплитуда которого со временем растет (глубокие падения, но и высшие взлеты).
Несомненным достижением исторической мысли было появление идеи прогресса. Первоначально она затрагивала лишь отдельные стороны общественно-исторического бытия (в Дж.Бруно говорилось о прогрессе разума и познания), но постепенно была распространена на все стороны общественной жизни. Едва ли не первым своеобразный гимн общественном прогрессу спел Ф. Бэкон, а затем - М.Ж.Кондорсе. Идея общественно-исторического прогресса была достаточно всесторонне развернута в работах Гегеля, а также появилась органической составной частью марксистской теории. В XX в. идею прогресса пропагандировали и пропагандируют сторонники концепций технического (или технологического) детерминизма, индустриального общества и т.д. (См. разд. 9, 16). Следует заметить, что идея прогресса общественной истории логически связана с взглядом на историю с позиции регресса, т.е. упадка и деградации. Первые представления о том, что общественная история идет к упадку, мы находим в работе античного эпического поэта Гесиода "Труды и дни", где историю изображен как движение от "золотого века" к "железному".
В XVIII в. французский просветитель Ж.-Ж. Руссо доказывал, что технический прогресс ведет к моральной деградации человека. Так же пессимистический взгляд на историю развивал и обосновывал О.Шпенглер (см. разд. 9 и 15); присущ он и теориям технофобии - "страха перед техникой".
Важно отметить, что Гегель весьма убедительно доказывал, что понятие прогресса и регресса соотносятся, что прогресс в определенных сферах сопровождается регрессом в других и наоборот. При этом в реальном ходе истории можно наблюдать проявления почти всех определенных вариантов развития: есть кое-что в истории прогрессирует, несколько регрессирует, несколько меняется циклически и т.д. Мало того, Гегель показал, что каждый конкретный шаг в историческом процессе можно считать прогрессом, поскольку это выход на некоторые новые уровни выявления истории, но одновременно и регрессом, поскольку при этом отрезаются возможности других уровней и свершений. Поэтому можно считать гегелевский подход к ходу и направленности истории больше свободном от односторонности, хотя и не во всем оправданный: например, не все согласятся с тем, что история служит лишь самораскрытию и самопознанию абсолютной идеи, что такое самопознание уже реализовано в основном в философской системе самого же Гегеля.
С вопросом о направленности истории тесно связан и вопрос о ее смысле и возможное завершение. Ли история конец? Осуществляет он какой-то определенный смысл? На эти вопросы вряд ли можно дать окончательный и убедительный ответ. Например, логично предположить, опираясь на знания и опыт человечества, все, что имеет начало, имеет и конец. Уверенность в неизбежности завершения истории пронизывает христианское мировоззрение, гегелевскую философию истории, размышления представителей философии русского «религиозного ренессанса» (В.Соловьев, Н.Федоров, Н.Бердяев и др.).. Но можно эту проблему осмыслить и иначе: если человек вбирает в себя глубинные потенции бытия, если ее появление в мире связана с выходом процессов бытия на уровень самоусвидомленого осуществления, то так же логично предположить и возможность бесконечного (или, по крайней мере, неопределенно длительного) прогрессирования человеческой деятельности от определенных уровней достижений к другим и т.д. Вспомним, сколько раз в истории людям несколько казалось невозможным, но находились люди, которые начинали считать невозможное возможным и даже необходимым и, наконец, осуществляли это невозможно. Идея бесконечного прогресса содержит в себе импульс к историческому энтузиазма и творчества.
Своего рода промежуточным вариантом в рассмотрении этого вопроса возникает понимание исторического процесса как единства непрерывного и непрерывного, т.е. как эволюционного постепенного процесса, который прерывается время от времени резкими революционными изменениями. Вследствие таких изменений в истории осуществляется переход к новым уровням и формам общественной жизни, что-то заканчивается, отмирают, но появляется нечто принципиально новое. Сами периоды таких качественных изменений в истории достаточно часто люди воспринимают как исторические катастрофы, ибо внезапно разрушается и исчезает все то, к чему они привыкли.
Вопрос о смысле истории решается почти автоматически при предположения ее конца: история завершается, и смысл определяется. Но и в случае бесконечности истории можно рассматривать ее как создание смысла и накопления элементов осмысленного выстраивания человеческого бытия.
Важными проблемами философии истории появляются также следующие:
- Как соотносятся между собой человек и история? Личность и история?
- Можно ли считать желания и намерения людей основным фактором истории?
- Существуют законы истории?
- Можно достоверно познавать историю, или, наоборот, заинтересованность и предвзятое отношение здесь всегда будут доминировать?
Эти проблемы мы опишем в последующих пунктах раздела, а сейчас можно сделать вывод о том, что основные проблемы философии истории вводят нас в сферу весьма важных человеческих интересов, помогая лучше осмыслить свое положение в тех процессах действительности, с которыми человек связан необходимыми связями.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?