Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Лев Гумилев. История об истории

28960
Лев Гумилев. История об истории - e-history.kz

История - точная наука

Прежде чем говорить о конкретных теориях и деталях, следует сказать главное. Все исторические воззрения Гумилева, его фундаментальные, частные и прикладные теории, образуют единое целое и в совокупности говорят нам одно: история - в большей степени точная наука, чем гуманитарная. Вся исторические процессы объективны и подчиняются строгим законам. Это распространяется даже на главную проблему истории как науки - роль личности в историческом процессе. Гумилев пишет, что во все времена любые поступки людей определялись здравым смыслом ровно в той же степени, что и сегодня. Говорить о том, что раньше из-за своей «отсталости» люди мотивировались в своих поступках иначе, чем мы сейчас глупо, хотя бы потому, что сегодняшний день станет историей уже завтра. Попробуйте посмотреть на сегодняшний день с позиций людей века так 30-го с их невероятными технологиями. Для них мы будем глубокой древностью, и будем тоже казаться «неразумными» и «темными». Но мы то с вами знаем, что все наши поступки диктуются объективными факторами и, по-возможности, мы стараемся действовать рационально. Так почему 100-500-1000 лет назад было по другому? А означает это все следующее: история - объективная, близкая к точной, наука, основной метод которой - глубокий анализ объективных факторов исторического контекста, включающего себя не только производительные силы и производственные отношения (по Марксу-Энгельсу), но и климат, ландшафт, возраст этноса и многое другое.

Собрано это все в нескольких теориях и учениях, главные из которых:

  •  теория этногенеза (науки о появлении, развитии и взаимоотношениях этносов, т.е. наций),
  •  теория пассионарности (гипотезы об объективной энергетической природе человеческой активности),
  •  теория вмещающих ландшафтов и, связанной с этой теорией, историческая климатология (науки и взаимосвязи природных факторов и этнической уникальности).
  •  учение Евразийства (концепция единой уникальной континентальной цивилизации на территории Евразии).

И все это отлично проиллюстрировано и доказано в очень обширных трудах по истории многих народов, прежде всего, евроазиатских.

Теория этногенеза - наука о появлении и развитии этносов (т.е наций) - главный труд жизни Гумилева, собирающий все это воедино. По Гумилеву, этнос - это совокупность людей, самоидентифицирующая и самоотделяющая себя от остальных: «Мы - не они». Поводом для самоидентификации может быть что угодно - язык, вера, культура, цвет волос или форма носа - это не важно. Важен посыл группы людей отделить себя от других, от тех, кто «не мы». По Гумилеву, например, казаки (по крайней мере до 1917-го года) - полноценный этнос, это не русские, хотя входят с ними в один евразийский суперэтнос, говорят с ними на одном языке и исповедуют православие.

Эта теория этногенеза базируется на трех краеугольных камнях.

  1. концепция этноса как самостоятельного элемента биоорганического мира планеты, биосферы - базовая для отношения к истории Земли как истории этносов.
  2. концепция пассионарности - базовая для объяснения движущих сил этногенеза.
  3. историческая климатология - базовая для объяснения этнической уникальности.

Лично мне кажется, что по своему содержанию эта теория выходит за рамки только теории возникновения и развития этносов, а может применяться намного более широко - вообще к любым группам людей (помнится, в комментариях к моим постам читатели как-то просили применить теорию пассионарнисти к Федереации Кёкусинкай :)) Но давайте вкратце обо всем по порядку.

Этнос

Во первых и в главных в теории этногенезаэтнос - это не социальный феномен, и тем более не экономический, а элемент биоорганического мира планеты, биосферы Земли. Это очень-очень-очень важно! Этнос (нация) в историческом масштабе выступает не как совокупность биологических объектов, а сам является объектом биосферы Земли. То есть он живет и развивается подобно другим биологическим объектам: животным, растениям, людям, как нечто целое и живое, но, конечно, с большой спецификой. Этносы рождаются, живут и умирают (Гумилев даже определил средний возраст жизни этноса  - 1200 лет), проходя определенные этапы развития. На каждом этапе этнос имеет свой возраст и ведет себя в соответствии с ним как и человек: молодой, зрелый, старый.

Лично я связываю эту концепцию Гумилева с другой известной из восточных учений концепцией - теорией энергетических эгрегоров. Суть ее в том, что вообще каждый коллектив живых существ (в том числе семья, дружеская компания, корпорация и т.п.) имеет общее информационно-энергетическое поле, отделенное от полей каждого индивидуума, но взаимодействующее в ними. Это поле и именуется «эгрегор». Эти эгрегоры взаимодействую между собой как самостоятельные единицы, т.е. коллективы во многом общаются между собой просто как отдельный люди. Эгрегоры имеют свои сроки жизни, зависящие от энергетической наполненности составляющих элементов. Коллектив существует, пока не истощился эгрегор, питающий этот коллектив и делающие его именно неким единым целым.

Лично я прочитал об эгрегорах в конце 80-ых и думаю, что Гумилев также мог быть знаком с этим понятием. Введенное Гумилевым понятие пассионарности, имеющей очевидную энергетическую природу, позволяет говорить о совершенно явных параллелях, только в приложении к коллективам, выделенным по этническим признакам. Он даже ввел понятие, которое можно назвать эгрегором этноса - «этническое поле». Он утверждал, что этнические поля, подобно другим видам полей, имеют определенный ритм колебаний. Взаимодействие различных этнических полей порождает феномен комплиментарности - подсознательного ощущения этнической близости или чуждости. Собственно на это и базируется само понятие этноса, как самоидентифицировавшейся группы людей. В результате, есть этносы совместимые и несовместимые.

Пассионарность

Второй краеугольный камень этнической теории Гумилева: пассионарность. По сути пассионарность - это энергоизбыточность человека. Избыточности его внутренней, жизненной энергии, не имеющей ничего общего с физической. У каждого человека эта энергия есть. Нормальный человек гармоничен - это значит его внутренняя энергия на уровне нормы - он находится в равновесии с окружающей средой, адекватно реагирует на все явления извне. Если этой энергии меньше некоей нормы, то у человека проявляется склонность лени, пассивности, паразитизму и предательству. Это называет «субпассионарность». Но если внутренняя энергия превышает норму, то есть человек энергоизбыточен, то говорят о пассионарности этого человека. Это проявляется в поведении как желание и способность изменять мир, жертвенность ради идеалов, творческий импульс, предприимчивость, и вообще - активность, чаще всего в иллюзорных или малодостижимых целях. Цель эта представляется такому человеку часто ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни, счастья современников и соплеменников. Таких людей Гумилев назвал «пассионариями» - от латинского слова "Passion", обозначающего «страсть». Сейчас в сходном смысле говорят о харизме человека.

Вот как сам Гумилев пишет об этом:

«...Пассионарность - это биологический признак; а первоначальный толчок, нарушающий энергию покоя, -это появление поколения, включающего некоторое количество пассионарных особей. Они самим фактом своего существования нарушают привычную обстановку, потому что не могут жить повседневными заботами, без увлекающей их цели».

Вот так Гумилев описывает рождение у него этой идеи:

« «Кресты» казались мне после лагеря Беломорканала... обетованной землёй. Там можно было залезть под лавку и лежать. И у меня возникла мысль о мотивации человеческих поступков в истории. Почему Александр Македонский шёл в Индию и в Среднюю Азию, хотя явно там удержаться не мог, и ограбить он эти земли не мог, не мог доставить награбленное обратно к себе в Македонию -почта тогда работала очень плохо. И вдруг мне пришло в голову, что его что-то толкало, что-то такое, что было внутри его. Я назвал это «пассионарность». Я выскочил из-под лавки, пробежал по камере. Вижу: на меня смотрят, как на сумасшедшего, и залез обратно. Так мне открылось, что у человека есть особый импульс, называемый пассионарностью... Это не просто стремление к достатку и прямой выгоде, а стремление к иллюзорным ценностям: власти, славе, алчности, стремление к накоплению богатств, стремление к знанию, стремление к искусствам».

Важно понимать, что пассионарность - такое же отклонение от нормы как и субпассионарность. Пассионарный человек не лучше гармоничного, как и субпассионарный не хуже - он просто другой. Точнее так: с точки зрения этики, чаще всего пассионарий - герой или лидер, субпассионарий - подлец или лентяй, но с точки зрения законов природы - это просто объективный факт разной наполненности энергией разных людей. Пассионарность не имеет отношения к этике, одинаково легко порождает как подвиги, так и преступления, как творчество, так и разрушение, как благо, так и зло, исключая только равнодушие. Более того, хотя энергонаполнение частично передается по наследству, высокая пассионарность - это рецессивный признак. Это означает, что переходя к потомкам высокая пассионарность уменьшается, размывается. Гумилев дал градацию пассионарности из девяти ступеней, но это не так важно.

Гумилев старался не уточнять по сути что же такое пассионарность, предпочитая ограничиваться описанием ее проявлений в мире людей. Часто он прямо говорил, что не знает ее природы. Именно это очень части выносят на свой флаг критики Гумилева. Но самое смешное, что природа пассионарности не играет никакой роли для базирующихся на ней других теорий Гумилева! Достаточно принять как аксиому факт ее наличия.

А потому Гумилев, когда его спрашивали о природе пассионарности, чаще всего отвечал, по крайней мере публично, в материалистическом духе (что, казалось бы, странно - Гумилев был верующим православным человеком - но следует понимать контекст того времени и его личный опыт). В ранние годы он связывал резкий рост пассионарности («пассионарный толчок») у группы людей с влиянием резких геоландшафтных изменений, а в последние годы жизни - космоса, под воздействием которого (очень редким и кратковременным - Гумилев выделил всего 17 таких толчков за всю письменную историю человечества, из которых 9 затронули Евразию) пассионарность возникает на ограниченной территории в короткий промежуток времени, затрагивая несколько близко расположенных этносов. Результатом этого является нарастающая активность соседних этносов, которая может приводить и к переделу мира в разнообразных смыслах, и к появлению новых этносов. В конце 80-ых несколько астрофизиков, поддерживающих его теорию, связали эти толчки с периодически достигающими Земли вихрями плазмы, возникающими при столкновении солнечного и звездного ветров на границе Солнечной системы. Это, не объясняя ничего по сути, очень хорошо ложилось в общепринятые концепции и материалистические взгляды того времени. В частности, это хорошо перекликалось с теорией естественного отбора Дарвина, построенной по схожему же принципу.

(Напомню, что по Дарвину, мутации возникают у живых существ постоянно, и носители жизнеспособных мутаций, естественно остаются в живых и дают потомство, закрепляя их, а нежизнеспособных, также естественно погибают, уничтожая их вместе с собой. Так вот, причины этих мутаций в этой общепризнанной теории тоже никак не объясняются. Чаще всего, говорится о генетических сбоях в том числе и из-за влияния окружающей среды и космоса. Но если сказать, что это происходит по воле Божьей - это будет также справедливо, и также недоказуемо. Важен сам факт появления мутаций.)

От себя я бы добавил, что в наше, уже совсем другое время, можно не боясь очень успешно связать пассионарные толчки и с другими причинами. Хоть, например, с Божественным промыслом, наделяющим некие соседние народы избытком энергии для решения неких задач. А можно, например, с кармой народа в индуистском смысле. А можно с кармой же как энергетическим регулятором согласно теории Сергея Лазарева, объясняющей энергонаполненность субъектов. Но, повторюсь, для сути теорий этногенеза или этнических полей Гумилева это не играет никакой роли.

Климат и история

Третья основа теории этногенеза: климатология, объясняющая этническую самобытность и влияние климата и вмещающего ландшафта на пути развития уже существующих этносов и историю в целом.

Этнос живет не сам по себе, в отрыве от окружающего мира. Его жизнь неразрывно связана с определенными геоклиматическими условиями этого мира, в которых этот этнос сформировался, наиболее подходящими именно этому этносу. Гумилев называл это «вмещающим ландшафтом» этноса, понимая под ландшафтом всю совокупность биологических факторов данной территории - от рельефа и лесистости, до длины светового дня, влажности и изотермы января. Все эти условия формируют быт, социальные отношения, культуру этноса, дающие субъектам этноса поводы для самоидентификации (именно поводы, так как причины стремления к самоидентификации - энергетические). Гумилев доказывал, что великие перемещения народов, которых за последние 3 тысячи лет в Евразии было несколько, вызывались исключительно объективными причинами - изменениями геоклимата вмещающего ландшафта. Например, смещение изотермы (т.е линии одинаковой средней температуры) января, из-за изменения направления Гольфстрима или изменения наклона земной оси, неизбежно приводит к тому, что климат изменяется, и этносы начинают миграцию в те районы, где климатические условия наиболее похожи на привычные. Естественно, они давят на те этносы, что уже живут там, начинаются войны. И это - совершенно объективный процесс.

Приведу несколько примеров.

Изотермя января 

 

Нынешняя нулевая изотерма января совпадает с границей между Западной и Восточной Европой! По Гумилеву в свое время она была первой естественной границей всей Европы.

Изотерма января "минус десять", проходящая по территории России, вообще удивительная вещь! Эту границу НИКОМУ из преемников Карла Великого НИКОГДА не удавалось углубиться более чем на пятьдесят, от силы сто, километров - ни рыцарским Орденам, ни литовцами с поляками, ни шведами, ни французам, ни даже Гитлеру.

Еще поразительнее изотерма «минус восемь» - это точно западные и восточные границы нынешней России - именно по ней проходит западная граница от Белоруссией до Северо-Кавказского военного округа на Западе, а на востоке эта изотерма проходит точно южнее Сахалина. Теплее минус восьми зимой у нас, помимо Северного Кавказа, только в Псковской и Новгородской областях, которые всю нашу историю тяготели к Западу, да Южные Курилы, за которую казалось бы неадекватно упорно бьется Япония. Кстати, почти 2 тысячи километров Китайской стены проходят именно по изотерме «минус восемь». Китайцы знали что и где строить. Они понимали, где объективно проходит граница между этносами.

А поразительно тут то, что минус восемь - это температура, при которой замерзают воды в открытом море. Как тут не вспомнить нашего известного евразийца Александра Дугина с его теорией «силы земли» и «силы моря» и как следствие -  «Цивилизации суши» и «Цивилизации моря». Россия - архетипическая цивилизация суши, не имеющая незамерзающих морей, т.е. где даже море зимой становится сушей, в отличие от архетипической цивилизации моря Англии.

На самом деле только изотермами января дело не ограничивается. Также можно посмотреть другие совершенно объективные параметры: например, сумму летних температур (СЛТ) - это когда складываются температуры всех дней года, когда выше десяти градусов), коэффициент увлажнения и т.п. Наложив эти данные на карты, можно обнаружить поразительные совпадения климата и границ проживания народов, в том числе и государственных границ (которые далеко не всегда совпадают с этническими), закономерности расположениях городов и т.п.

Например, от Урала до Дальнего Востока граница России идет точно (плюс-минус 200 км, что при протяженности в 6000 км просто мелочь) по СЛТ 2300 градусов! Правда тут есть участок, где СЛТ 2300 идет по границе Монголии, но если включить Монголию в состав России, памятуя, что когда-то у нас была единая империя (при Батые), то Южная граница России совпадает с границей в 2300 градусов аж от Урала до Тихого океана, потому что  граница между Манчжурией и нашим Дальним Востоком - это именно граница СЛТ 2300! Вот это совпадение - длиной 6000 километров. При этом 70% этой длины совпадает с изотермой «минус восемь».

Кстати про Монголию. Монголия - страшное место. В Монголии лето сравнительно холодное и короткое, как в Москве, но засушливое, как в Поволжье. Монголия - ее наиболее заселенная часть, примыкающая к России - как раз и зажата между СЛТ 2300 (южнее испарение слишком большое, сухо) и границей засухи (севернее живут русские и буряты). Наверное, это худшая территория в Евразии, не считая Тибета. Хуже России несравненно. С точки зрения этнической климатологии шансов стать благополучной страной у Монголии нет. И дело тут не в народе, а в объективных факторах. Если населить Монголию культурными немцами, у них вырастут некультурные внуки и правнуки. Арийские монголы. Китайцы отметили это обстоятельство, отгородившись постройкой архитектурного памятника - Великой Стены. Еще тысячу лет назад за границей минус восьми жили только варвары, а где зима хоть чуть потеплее -8, там были более-менее цивилизованные страны, включая Киевскую Русь. Все говорит о том, что варвары древности оставались варварами не по умственной отсталости, а объективным факторам - по типу климата. Цивилизация - это экономика, а в стране суровой зимы какая экономика? Какая экономика, к примеру у наших северных народов, хотя на дворе уже XXI век.

Этногенез и биосфера Земли

Теперь мы знаем все, чтобы понять достаточно простую по сути теорию этногенеза.

Итак. На какой-то ограниченной территории происходит пассионарный толчок (механизм этого, как я говорил хоть неясен, но и не важен. Гумилев, проанализировав историю около 40 этносов выделил 17 таких толчков и зоны их распространения - посмтрите известный рисунок. Причем везде процесс проистекал одинаково).

Линии пассионарных толчков, выделенных Гумилевым 

В результате толчка некоторые люди начинают «производить» намного больше энергии, чем им необходимо для нормальной жизнедеятельности. Избыток энергии начинает проявляться в чрезмерной человеческой активности. Действия экстремально энергичных людей, пассионариев, (по требованиям исторического момента) приводят к освоению или завоеванию новых территорий, созданию новых религий или научных теорий, переустройству общества, Крестовым походам или джихаду и т.п. Когда число пассионариев на территории начинает превышать критический порог, в возникшем кипящем котле начинают переплавляться и пассионарии, и части этносов, живущих на этих территориях. Формируются новые отношения, законы, государства, религии, что позволяет группам людей уже самоидентифицироваться, т.е. приводит к возникновению новых этносов. Возникшие этносы (а от одного пассионарного толчка, как правило, рождается несколько новых этносов) начинают развиваться и бороться со старшими соседями. Они проходят определенные этапы развития, формируя на каждом этапе особые стереотипы поведения людей.

Развиваясь, этнос проходит, по Л.Н.Гумилеву, шесть фаз:

Кривая этногенеза 

  1. Фаза подъема. Она длится примерно 300 лет. Она характеризуется резким увеличением числа пассионариев, ростом всех видов деятельности, борьбой с соседями за «свое место под солнцем». Ведущий императив поведения в этот период - «Будь тем, кем ты должен быть». Это означает, что если ты оказался волею судеб крестьянином - паши землю. Если ты оказался рыцарем - отдавай свою жизнь на полях сражений. Если же ты оказался герцогом - умей водить войска. Если ты оказался королём - управляй страной! Но если же человек не соответствует своему назначению, то короля убивают, герцога лишают надела, рыцаря выгоняют с позором и с плетьми. Человек этого периода должен соответствовать своему назначению, иначе места ему просто не будет.
  2. Акматическая фаза. Продолжительность фазы тоже примерно 300 лет. Пассионарное напряжение наивысшее, а пассионарии стремятся к максимальному самовыражению. Часто наступает состояние перегрева - избыточная пассионарная энергия тратится на внутренние конфликты. Общественный императив - «Будь самим собой». То есть, будь не просто королем, а Артуром, не просто рыцарем, а Айвенго, не просто художником, а Да Винчи. Высшая степень пассионарности, которой может обладать человек, - это быть самим собой, неповторимой личностью, полностью отдающей себя своему делу.
  3. Надлом. Эта фаза длится около 200 лет. Возникает, когда количество пассионариев в акматической фазе достигает уже такого переизбытка, что система стремится избавиться от излишков пассионарности, так как это грозит разрешением самой системы. Это то, что известно как «Революция всегда пожирает своих родителей». В результате тех или иных событий (террор, ненужные войны, отток пассионариев на открытие новых земель и т.п.) резко сокращается количество пассионарности при одновременном увеличении пассивной части населения (субпассионарии). Господствующий императив - «Мы устали от великих!». Люди стремятся просто к получению максимальной выгоды для себя. Например, стремятся быть не Наполеонами, а простыми генералами, желающими карьеры и более ничего. Не Микеладжело, а просто художниками, желающими только заработка. Не Столыпиными, а чиновниками правительства, сначала добросовестными и грамотными, а потом заблатованными и безграмотными.
  4. Инерционная фаза. Длительность фазы - 200-300 лет. Напряжение продолжает падать, но уже не скачком, а плавно. Этнос переживает период мирного развития, происходит укрепление государственной власти и социальных институтов. Императив этого периода времени - «Будь как я!» Создается некий идеал поведения, к которому предпочтительно стремятся. Так, в свое время, в Англии появился идеал джентльмена, в Византии - идеал святого, в Монголии - богатыря, в Китае - благородного мужа, на Ближнем востоке - мудреца.
  5. Обскурация. Сумерки этноса. Длятся до 300 лет. Пассионарное напряжение возвращается на первоначальный уровень. В этносе преобладают субпассионарии, постепенно разлагающие общество: узаконивается коррупция, распространяется преступность, армия теряет боеспособность. Наступает момент в истории, когда идеал, к которому надо стремиться, становится или недостижимым, или даже нежелательным, а на смену ему приходит идеал массы, активной массы. Императив «Будь таким, как мы!» - не выпендривайся, не старайся быть выше других - осуждает любого человека, сохранившего чувство долга, трудолюбие и совесть. А уж если ты, на свою беду, оказался талантлив - скрывай свой талант. В результате - депопуляция, сокращение населения, разрушение структуры системы. Внутри неё воцаряется полный беспорядок.
  6. Мемориальная фазаЭта последняя фаза может продолжаться до 300 лет. От былого величия остаются только воспоминания - «Помни, как было прекрасно!». После того как происходит полное забвение традиций прошлого, цикл развития этноса полностью завершается.

Вот и вся теория этногенеза. На мой взгляд очень ясная, наглядная и очевидная. (За что и критикуется многими академическими учеными. Еще бы - разве может быть теория простой и ясной?) А здесь упомяну только один очевидный вывод: у каждого этноса, как и человека, есть свой возраст. (Из анализа истории более 40 этносов Гумилев выел, что средний возраст большинства этносов до своего распада - около 1200 лет, иногда до 1500, но не больше). И ведет себя этнос как единое целое в соответствии с ним - учится ходить, ввязывается в драки, упорно трудится, или просто сидит в кресле-качалке и мечтает, чтобы его никто не трогал. И понять друг друга народам «разного возраста» так же сложно, как и людям разного возраста. Этносы разных возрастов живут разными ценностями, а «общечеловеческих» ценностей никаких нет.

Исходя из этих соображений, и в совокупности с понятием комплементарности этнических полей, Гумилев выделил четыре различных варианта этнических контактов:

1) химера - контакт несовместимых этносов разных суперэтнических систем, при которой исчезает их своеобразие (примером является Хазария);

2) ксения - нейтральное сосуществование этносов в одном регионе, при котором они сохранят своеобразие, не вступая в конфликты и не участвуя в разделении труда (так было во время русской колонизации Сибири);

3) симбиоз - взаимополезное сосуществование этнических систем в одном регионе, при котором разные этносы сохраняют своеобразие (так было в отношениях Руси и Золотой Орды, пока она не приняла ислам);

4) слияние представителей различных этносов в новую этническую общность (это может происходить только под воздействием пассионарного толчка).

Теперь зная главное можно чуть-чуть коснуться частностей.

Русичи и Русь, Русские и Россия

Этногенез русских. По Гумилеву современные русские и древние русичи - совершенно различные этносы (как, впрочем, и нет единой четырехтысячелетней истории китайского этноса, а есть история нескольких самостоятельных этносов, последовательно сменявших друг друга на территории Китая).

Гумилев считал, что древние славяне возникли в то же самое время, от того же пассионарного толчка, что и христианские общины в Малой Азии и Сирии, - то есть во II веке новой эры. Через тысячу лет они распались на разные этносы: чехи, поляки, сербы, болгары, которые больше воевали друг с другом, чем с любыми противниками. Это же касалось и Древней Руси, которая к ХП-ХШ веку развалилась на составные княжества, относившиеся друг к другу уже не на субэтническом и даже не на этническом, а на суперэтническом уровне. Эти княжества помнили ещё, что у них общие предки, но это не имело для них ни малейшего значения, и они воевали друг с другом. Например, на одной только битве при Липице новгородцев с суздальцами, было убито девять с лишним тысяч людей - столько не потеряли во время всех войн с монголами! Такая же резня шла и между другими княжествами.

В этот момент Русь, находясь на краю гибели, вдруг испытала новый пассионарный толчок. Доказательство - в 13-ом веке примерно в одно время родились люди, которые подняли значение своих стран и народов, спасли себя от завоеваний иноземцами, сумели найти союзников и силы в своих народах - такие, как святой благоверный князь Александр Ярославич Невский, начавший объединение Руси, великий князь литовский Миндовг, создавший Литовскую империю от моря до моря, турецкий султан Осман, заложивший основы будущей турецкой империи. Именно этот толчок привел к переходу от Руси к России. Именно после этого толка произошла смена акцентов в княжеских войнах, изменился их характер. Прямые потомки издавна враждующих родов стали вести борьбу уже не за лучший кусок, а за то, кто объединит Волго-Окское междуречье, чтобы возглавить сильное и активное государство с наступательной политикой. И бешеная борьба Твери с Москвой, о которой я уже как-то писал здесь, шла вовсе не из-за местных интересов. Эта была именно борьба за Великий Стол. Князь Михаил Тверской поставил перед собой задачу: создать сильное объединённое государство, удержать Новгород в своей орбите, сплотить княжества низовские и так далее. Он справился с этой задачей, но заплатил за это жизнью. Самое интересное, что прямой и непримиримый его противник, Иван Калита, продолжал ту же самую политику. И тоже нашёл свой путь: исподтишка, с помощью купли ярлыков - сводил всё в единый кулак, объединял. Муравьиная по упорству и трудности шла работа по приращению всё новых и новых областей к Московскому княжеству. И все это на фоне борьбы с Литвой, которая была на величайшем подъеме и потом уж никогда не повторила достигнутых в это время успехов! В результате эти процессы в конце XIV века увенчались созданием нового единого государства - России. И произошло это на Куликовом поле. Не владея теорией этногенеза, понять истинное значение Куликова поля просто невозможно. Выигрыш политический, строго говоря, уже не был и нужен: к моменту сражения на Куликовом поле Москва уже выиграла борьбу за главенство среди княжеств. Но произошёл качественный скачок, превративший победу на Куликовом поле из политической в победу духовную. Как говорил сам Гумилев: «На Куликово поле вышли жители разных княжеств, а вернулись оттуда жителями единого Московского русского государства». Т.е фактические уже современной России. Важно понять, что Куликовская битва мало что изменила в военном отношении. Уже через два года Тохтамыш разгромил страну и взял Москву. Но уже произошёл тот самый фазовый переход, означавший формирование русского этноса.

Если теперь посмотреть на 20 век на кривой этногенеза русского этноса, отсчитывая от Куликовской битвы - 1382 года, то мы увидим что 18-19 века это акматическая фаза этногенеза, а 20 век - уже надлом, когда система стремится избавиться от избытков пассионарности. Именно этим объясняется и революция, и невероятный террор и репрессии, да и, возможно, войны, потому что пассионарный толчок 13 веков испытали многие европейские страны, и там происходили сходные процессы.

К сожалению, в России надлом приобрел невероятный масштаб. Была уничтожена часть русского этноса, значительно превосходящая средние цифры при аналогичных процессах. Напряжение этой фазы было чрезмерным. В результате, русский этнос резко «постарел», как бывает у человека при длительных больших перегрузках. Таким образом, похоже (Гумилев этого уже не увидел и не сделал свой комментарий), что мы перескочили инерционную фазу ( к которой с натяжкой можно было отнести период застоя) и сразу попали в фазу обскурации. То, что происходит в России сейчас типично именно для этого периода. Хотя, все-таки многие считаю, что процесс развивается естественным образом, и все-таки мы сейчас только входим в инерционную фазу. К сожалению, точный ответ может дать только время.

Это об этногенезе русских, а теперь немного о государственности. Для этого вспомним о климатологии.

Посмотрим на огромный материк настоящей суровой зимы (внутри изотермы « -8», замерзающие моря). Вот его состав: территорией зимы владеют: Россия, Киргизия, Тибет, Монголия, Манчжурия, Северная Канады, Аляска. Арктику и Антарктиду не берем - там люди вообще не живут. Даже сейчас «империя зимы» не ассоциируется с цивилизацией. Тем более так было и тысячу лет назад. Цивилизованный мир видел из страны варваров только набеги. Можно понять вождей этих народов: если судьба сделала тебя предводителем народа, живущего в такой земле, то самая эффективная программа действий - захватить более теплую землю и переселиться туда. Поэтому китайцы отгородились от варварских земель с «минус 8» стеной. Русичи же наоборот - начали постепенно вползать внутрь этой границы; еще в начале XII века. До этого они в основном базировались только в землях где изотерма выше минус восьми - Киевская Русь, Новгородское и Псковское княжество. Массовое переселение русских в новую климатическую зону - собственно Россию - совершилось как раз в XII веке, в эпоху Андрея Боголюбского. То есть, в восприятии остального мира, русские ушли в варварскую страну. И этот стереотип держится уже тысячу лет - на Западе русских за нормальных людей считать не желают до сих пор. Достаточно вспомнить западные штампы о России. С их точки зрения зачем нормальным людям земля, где дикий и долгий холод сменяется кратким невыносимым зноем, а потом дождливой осенью - ну зачем крестьянину дождь осенью? Ведь доходность такой земли очень низка (недра тогда еще разрабатывать не умели). Так можно ли от русских ждать чего-то хорошего? Конечно, нет! Ясно, что нас не могут не бояться.

А вот теперь посмотрим, кто сейчас живет не территории издревле варварских земель? Какие крупные этносы сложились и сохранились в стране холодной зимы за последнюю тысячу лет? Русские, татары с башкирами, северные казахи, киргизы, тибетцы, монголы, манчжуры - и все! В этой компании русские уж никак не из последних. Более того, можно смело утверждать, что русская цивилизация единственная независимая и притом великая держава в пределах суровой зимы. Не желая никак никого обидеть, повторюсь, что я говорю именно о державе, а не о культуре - за изотермой «-8» есть множество уникальных культур, которые Запад, правда, называет варварскими.

Держава - это экономико-социально-культурный конгломерат, который требует для своего поддержания адекватной экономики. Легко понять, почему в стране сильных морозов никогда не было держав, а были либо варвары (в древности), либо провинции (ныне) соседних великих цивилизаций. Чтобы этнос создал державу, существование этого этноса в этом вмещающем ландшафте и климате должно быть рентабельным, т.е. должен накапливаться остаточный продукт, но который государство и будет строиться и существовать. А вмещающий ландшафт России - земли холодной зимы - малорентабелен (еще раз повторюсь - это если не касаться недр). Мало кто вообще пытался делать этого в таком климате, и никому кроме России этого не удалось. Правда сложилось странное и очень специфическое для России сочетание - слабая экономика и мощное государство. Почему и как в варварских холодных землях русским и только русским удалось-таки создать цивилизацию и мощное государство? Это вопрос отдельный и непростой. Скажу только, что каким то образом это определенно связано с православием, так как процесс заселения русскими северных земель и центральной Евразии начался вскоре после Крещениея Руси.

Евразийство и «Монголо-татарское иго»

Отмечу, что академические историки ценят Гумилева прежде всего как тюрколога, внесшего большой вклад в изучение истории кочевых народов Евразии. Он протестовал против распространенного мифа о том, будто кочевые народы играли в истории исключительно роль грабителей и разрушителей. На колонне с его бюстом в центре Казани написано золотыми буквами: «Я, русский человек, всю жизнь защищаю татар от клеветы. Лев Гумилев».

Взаимоотношения Древней Руси и степных народов (в том числе Золотой Орды) он рассматривал как сложный симбиоз, от которого каждый народ что-то выигрывал. Такой подход противоречил патриотической традиции, согласно которой монголо-татары якобы всегда являлись непримиримыми врагами русских земель. Гумилев доказывал, что то, что монголы пришли в страну, которая уже не могла сопротивляться, и которую они и не собирались завоевывать. Которая была им совершенно не нужна. Они просто прошли через нее стратегическим маршем для того, чтобы расправиться с опасными для них половцами.

Он считал, что Александр Невский заключил союз с Батыем, а затем с его братом Берке только тогда, когда немцы начали наступление на Прибалтику, а затем на Псков и Новгород. Союз этот был военно-политический: чтобы бороться против нажима с Запада и остановить наступление тех немцев, которые стремились превратить остатки древних русичей в крепостное сословие. Фактически на территории Евразии установилась Монгольская империя, где русские княжества были отдельными провинциями под защитой метрополии. Там, где князья просили помощи у татар, включаясь в Империю, там впоследствии выросла великая держава Россия. Там, где они согласились на подчинение Западу - в Галиции, Польше, например, - там они превратились в крепостных мужиков, рабов, и фактически потеряли этническую уникальность, т.е. были уничтожены как этносы. Отметим, что монголо-татары никого не принуждали к смене веры, позволяя свободно исповедовать православие, ограничиваясь только введением платы за лояльность - ясака, оказывая, кстати, за эти деньги военную помощь против немцев. В то же самое время западные завоеватели принудительно переводили в католичество, физически уничтожая отказников.

Гумилев стал одним из основоположников Евразийства как учения и науки. Сейчас одним из лидеров этого движения является известный философ Александр Дугин, о котором я упоминал выше.

 Хазария

Есть еще одно удивительно открытие Гумилева. Это открытая и восстановленная им история государства Хазарии и хазарского этноса и причин, в лице внедрившегося в него паразитного этноса, приведших к его безвозвратному исчезновению с лица земли. Но тема эта достаточно щекотливая в наше время, поэтому я ограничусь только тем, что посоветую познакомиться с ней поближе самостоятельно.

Этот пост завершает мой рассказ, длившийся полгода, о судьбе и наследии уникальной, даже для удивительной русской истории, семьи Николая Гумилева, Анны Ахматовой и их сына Льва Гумилева. Мне самому этот мой труд доставил большое удовольствие, и я надеюсь, что, возможно, в какой-то степени заинтересовал и вас. Но в любом случае, даже если вы не являетесь ни поклонником стихов Гумилева и Ахматовой, ни последователем идей их сына Льва, судьбы этих людей достойны того, чтобы мы их знали и помнили.



Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?